Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья.

п. Целинные Земли

Переверзева Светлана Александровна

Учитель русского языка и чтения

Тема. В.А.Бианки «Февраль».

Цели: познакомить учащихся со статьёй В.Бианки «Февраль»; работать над правильным и осознанным чтением; развивать аналитико-синтетическую деятельность на основе упражнений в анализе и синтезе; воспитывать положительную мотивацию к предмету.

Оборудование: карточки с названиями месяцев, аудиозапись произведения П.И.Чайковского «Февраль».

ХОД УРОКА.

I.Организационный момент.

— Прочитайте слова, записанные на доске. Что их объединяет?

— Назовите «лишний» месяц. Докажите свой выбор. Хорошо. Молодцы.

декабрь, сентябрь, февраль, январь.

II.Подготовительная работа к восприятию нового произведения.

1.- Как вы думаете, над описанием, какого времени года будем работать на уроке?

— В содержании учебника найдите и прочитайте названия произведений по теме «Зима» (про себя, вслух).

2. Сообщение темы урока.

1) — Сегодня мы продолжим читать произведения по теме «Зима».

2) -Послушайте загадку и определите, о каком зимнем месяце в ней говорится:

Снег мешками валит с неба.

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно

Ну, так что за месяц это?

— Что это за месяц?

— По каким признакам вы узнали в загадке месяц февраль?

— Какие приметы февраля вы ещё знаете?

3) Итог. Обобщение учителя.

— Молодцы! Вы очень хорошо знаете приметы февраля и правильно отметили их в своих наблюдениях.

— В феврале дни стали длиннее, а ночи короче. В этом месяце часто дуют ветры, меняется погода. В феврале звенит первая робкая капель. Появляются первые сосульки и проталины. Февраль называют «волчьим временем», порой «волчьих свадеб», потому что в это время многие четвероногие ищут себе пару.

4) — Cегодня на уроке мы будем читать статью В.Бианки «Февраль».

IV. Чтение статьи. Анализ текста. Словарная работа. Выборочное чтение.

— Положите книги правильно, откройте их на странице 117, найдите статью «Февраль», прочитайте про себя первый абзац и ответьте на вопрос: о каких приметах февраля рассказывает автор?

Проверка целевого вопроса.

Чтение абзаца вслух. Анализ содержания.

— Прочитаем ещё раз 1-ое предложение. Как в народе называют февраль? Как вы это понимаете?

— Что говорится о вьюгах и метелях? Как вы понимаете это предложение?

— Какие картины природы вы бы нарисовали к данному отрывку?

— Как можно озаглавить эту часть? (Февраль – перезимок.)

Чтение про себя 2-3 абзацев.

— Прочитайте про себя 2-3 абзацы и ответьте на вопрос: почему автор называет февраль самым страшным месяцем зимы?

Проверка целевого вопроса.

Чтение 2-3 абзацев. Анализ содержания.

— О каких изменениях в жизни животных говорится в этих абзацах? (Зачитать.)

— Что делают волки? Объясните, что такое «овчарня».

— Какие картины вы бы нарисовали к этой части?

— Как её можно озаглавить? (Жизнь диких животных зимой.)

Чтение про себя 4-5 абзацы.

-Прочитайте про себя 4-5 абзацы и ответьте на вопрос: почему снег из друга в феврале превращается во врага?

Проверка целевого вопроса.

Чтение 4-5 абзацев. Анализ содержания.

— Почему некоторые дикие птицы радуются глубокому снегу?

— Когда снег становится опасным для зверей и птиц?

— Что такое «наст»? Найдите объяснение в тексте?

— О какой примете февраля говорится в последнем предложении? Что такое «позёмка»?

— Что можно нарисовать к данному отрывку?

— Как озаглавим эту часть?

— Молодцы! Вы внимательно читали текст и правильно отвечали на вопросы.

V. Обобщающая работа по тексту.

1. — Над какой статьёй работали на уроке?

— Что нового узнали из статьи?

2. — Прочитайте план. Найдите и перечитайте текст, который можно отнести к 1, 2 или 3 пункту плана. Подготовьте пересказ. (Дети пересказывают. Ответы оцениваются.)

3. Обобщение учителя.

— Мы сегодня много говорили о зиме. Поднимите руку те, для кого из вас это время года является любимым.

— Зима – одно из любимых времён года русского народа. Многие художники посвятили зиме свои картины, писатели свои рассказы и стихотворения, композиторы писали музыку.

— Сейчас мы послушаем музыку П.И.Чайковского «Февраль». Послушайте её внимательно и постарайтесь представить картины, которые увидел композитор при её создании.

— Какие картины зимней природы вы себе представили?

— Какое настроение вызвала у вас эта музыка?

VI. Итог урока.

1. — Как называется статья, которую читали на уроке? Кто её написал?

— Назовите основные изменения, произошедшие в неживой и живой природе с приходом февраля.

2.-Молодцы. Вы сегодня правильно говорили об изменениях, происходящих в природе с приходом февраля.

— Прочитайте, как говорят о феврале в народе. Какая из этих примет подходит к статье, которую читали? Как вы понимаете эту примету?

VII. Домашнее задание.

Стр. 117-118 проч. статью, отв. на вопросы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here