Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья.
п. Целинные Земли
Переверзева Светлана Александровна
Учитель русского языка и чтения
Тема. В.А.Бианки «Февраль».
Цели: познакомить учащихся со статьёй В.Бианки «Февраль»; работать над правильным и осознанным чтением; развивать аналитико-синтетическую деятельность на основе упражнений в анализе и синтезе; воспитывать положительную мотивацию к предмету.
Оборудование: карточки с названиями месяцев, аудиозапись произведения П.И.Чайковского «Февраль».
ХОД УРОКА.
I.Организационный момент.
— Прочитайте слова, записанные на доске. Что их объединяет?
— Назовите «лишний» месяц. Докажите свой выбор. Хорошо. Молодцы.
декабрь, сентябрь, февраль, январь.
II.Подготовительная работа к восприятию нового произведения.
1.- Как вы думаете, над описанием, какого времени года будем работать на уроке?
— В содержании учебника найдите и прочитайте названия произведений по теме «Зима» (про себя, вслух).
2. Сообщение темы урока.
1) — Сегодня мы продолжим читать произведения по теме «Зима».
2) -Послушайте загадку и определите, о каком зимнем месяце в ней говорится:
Снег мешками валит с неба.
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно
Ну, так что за месяц это?
— Что это за месяц?
— По каким признакам вы узнали в загадке месяц февраль?
— Какие приметы февраля вы ещё знаете?
3) Итог. Обобщение учителя.
— Молодцы! Вы очень хорошо знаете приметы февраля и правильно отметили их в своих наблюдениях.
— В феврале дни стали длиннее, а ночи короче. В этом месяце часто дуют ветры, меняется погода. В феврале звенит первая робкая капель. Появляются первые сосульки и проталины. Февраль называют «волчьим временем», порой «волчьих свадеб», потому что в это время многие четвероногие ищут себе пару.
4) — Cегодня на уроке мы будем читать статью В.Бианки «Февраль».
IV. Чтение статьи. Анализ текста. Словарная работа. Выборочное чтение.
— Положите книги правильно, откройте их на странице 117, найдите статью «Февраль», прочитайте про себя первый абзац и ответьте на вопрос: о каких приметах февраля рассказывает автор?
Проверка целевого вопроса.
Чтение абзаца вслух. Анализ содержания.
— Прочитаем ещё раз 1-ое предложение. Как в народе называют февраль? Как вы это понимаете?
— Что говорится о вьюгах и метелях? Как вы понимаете это предложение?
— Какие картины природы вы бы нарисовали к данному отрывку?
— Как можно озаглавить эту часть? (Февраль – перезимок.)
Чтение про себя 2-3 абзацев.
— Прочитайте про себя 2-3 абзацы и ответьте на вопрос: почему автор называет февраль самым страшным месяцем зимы?
Проверка целевого вопроса.
Чтение 2-3 абзацев. Анализ содержания.
— О каких изменениях в жизни животных говорится в этих абзацах? (Зачитать.)
— Что делают волки? Объясните, что такое «овчарня».
— Какие картины вы бы нарисовали к этой части?
— Как её можно озаглавить? (Жизнь диких животных зимой.)
Чтение про себя 4-5 абзацы.
-Прочитайте про себя 4-5 абзацы и ответьте на вопрос: почему снег из друга в феврале превращается во врага?
Проверка целевого вопроса.
Чтение 4-5 абзацев. Анализ содержания.
— Почему некоторые дикие птицы радуются глубокому снегу?
— Когда снег становится опасным для зверей и птиц?
— Что такое «наст»? Найдите объяснение в тексте?
— О какой примете февраля говорится в последнем предложении? Что такое «позёмка»?
— Что можно нарисовать к данному отрывку?
— Как озаглавим эту часть?
— Молодцы! Вы внимательно читали текст и правильно отвечали на вопросы.
V. Обобщающая работа по тексту.
1. — Над какой статьёй работали на уроке?
— Что нового узнали из статьи?
2. — Прочитайте план. Найдите и перечитайте текст, который можно отнести к 1, 2 или 3 пункту плана. Подготовьте пересказ. (Дети пересказывают. Ответы оцениваются.)
3. Обобщение учителя.
— Мы сегодня много говорили о зиме. Поднимите руку те, для кого из вас это время года является любимым.
— Зима – одно из любимых времён года русского народа. Многие художники посвятили зиме свои картины, писатели свои рассказы и стихотворения, композиторы писали музыку.
— Сейчас мы послушаем музыку П.И.Чайковского «Февраль». Послушайте её внимательно и постарайтесь представить картины, которые увидел композитор при её создании.
— Какие картины зимней природы вы себе представили?
— Какое настроение вызвала у вас эта музыка?
VI. Итог урока.
1. — Как называется статья, которую читали на уроке? Кто её написал?
— Назовите основные изменения, произошедшие в неживой и живой природе с приходом февраля.
2.-Молодцы. Вы сегодня правильно говорили об изменениях, происходящих в природе с приходом февраля.
— Прочитайте, как говорят о феврале в народе. Какая из этих примет подходит к статье, которую читали? Как вы понимаете эту примету?
VII. Домашнее задание.
Стр. 117-118 проч. статью, отв. на вопросы.