Тема урока: Правописание Н-НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных Тип урока: повторительно-обобщающий Вид урока: урок-сюрприз Технология: технология контекстуального обучения Цели урока: Обучающие: закрепление знаний по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных»; формирование навыка правильного написания н-нн в причастиях и прилагательных, осознанного написания слов с н-нн; Развивающие: развитие логического мышления и аналитических навыков (умения выделять главное, обобщать, делать выводы); развитие устной и письменной речи учащихся, умения организовывать свою деятельность; Воспитательные: воспитание эстетических и нравственных качеств личности. Планируемые результаты изучения темы: Личностные Ответственность и адаптивность – умение этично себя вести; толерантность. Креативность и любознательность – обмен новой информацией с другими; открытость новым и разнообразным точкам зрения. Направленность на саморазвитие – стремление к речевому самосовершенствованию; перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую. | Метапредметные | Коммуникативные умения – понимание другого, умение общаться и создание различных эффективных форм и контекстов общения. Критическое и системное мышление – развитие мышления, обуславливающего совершение обоснованного выбора; понима- ние взаимосвязей в сложных системах. Умения работать с информацией – умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию. Межличностное взаимодействие и сотрудничество – умение работать в команде, быть лидером; умение сопереживать, признавать различные мнения. Умения ставить и решать проблемы – способность формулировать, анализировать и решать проблемы. | Предметные | Формирование сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; Совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию. | Оборудование: карточки, грамоты, ПК, проектор Ход урока -
Рефлексия настроения и эмоционального состояния учащихся -
Вступительное слово учителя Учитель. Ребята, сегодня у нас необычное занятие: урок-сюрприз по теме «Правописание Н-НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных». А я даже не могу вам сообщить план сегодняшнего урока. Скажу только одно: приготовьтесь к неожиданностям. -
Актуализация опорных знаний Учитель. Это наш третий урок по этой теме, поэтому давайте повторим алгоритм написания орфограммы. Что надо сделать, чтобы не ошибиться в выборе? 1. Определи часть речи. 2. Убедись, что это причастие или отглагольное прилагательное. 3 . Слово совершенного вида? Да Нет   нн 4. Есть приставка? Да Нет нн 5.Слово заканчивается на –ованный, -ёванный? Да Нет нн  6.Есть зависимое слово? Да Нет нн В кратких причастиях – н; в кратких прилагательных – столько, сколько в полных. Учитель. Ребята, вчера я отправила запрос по Интернету, и получила в ответ предложение-совет для лучшего запоминания правила. (Коллективная работа: дети объясняют написание Н-НН) Смышле_ым детям достаточно повторить правило несколько раз, а потом, выпив кипяче_ой воды, выполнить придуман_ые учителем упражнения, в которых повторяется одно и то же. Незван_ые гости все так же, как и раньше, приходят неожидан_о, даже негадан_о-неждан_о, зато приносят не крашен_ые деревянные ложки, а золочен_ые и посеребрен_ые блюда. Причем непремен_о все сидят на кожан_ом диване, возле которого есть полированн_ый столик с крахмален_ой скатертью и вязан_ыми салфетками. Учитель. Хорошо, конечно, когда приходят гости. Но чем же их угощать? -
Объяснительный диктант Учитель. Сейчас я предлагаю карточку для каждой пары. Вы сами выберете, кто из вас будет выступать в роли учителя при объяснительном диктанте. (Раздадим карточки) -
№1 Куплен__ый банан №7 В духовке пропечен_ый кекс | №2 Лишен_ый шкурки баклажан | №8 В кастрюльку брошен_ый чеснок | №3 Резан_ый батон | №9 Курин_ые ноги | №4 Варен_ый бульон | №10 Вялен_ые лещи | №5 На масле жарен_ый бекон | №11 Дроблен_ый орех | №6 Протушен__ый бифштекс | №12 Маринован_ый салат | Учитель. Теперь мы все вместе составим уникальный рецепт. (Объяснительный диктант) Уникальный рецепт Возьмите купленный банан, Лишенный шкуры баклажан, Добавьте резаный батон, И киньте в вареный бульон На масле жареный бекон Обмажьте вы со всех сторон Готов протушенный бифштекс, В духовке пропеченный кекс. В кастрюльку брошенный чеснок — Приправа для куриных ног А пара вяленых лещей Вкусней тарелки кислых щей. Вы в свеклу дробленый орех Бросайте быстро, без помех. Ваш маринованный салат Отведать каждый будет рад. -
Самостоятельная работа «Моя будущая профессия — кулинар» Словарно-этимологическая работа Определите слово по его лексическому значению. КУЛИНАРИЯ — искусство приготовления пищи. КУЛИНАР — тот, кто искусен в кулинарии. Кулинар – обратное образование от кулинарный (мастер), заимств. из нем. яз., в котором kulinarisch < лат. сulina «кухня». Школьный этимологический словарь русского языка ПОВАР — специалист по приготовлению пищи. Происходит от глагола варить, далее от существительного вар, далее от ст.– слав. варъ «жара». Этимологический словарь М. Фасмера Учитель. Сейчас каждый из вас получает необыкновенный конверт — холодильник, в котором вы найдете все, что вам необходимо для создания собственного рецепта. Может быть, кто-нибудь из вас станет известным кулинаром. А пока мы только смоделируем будущее. Наша работа состоит из двух этапов: 1. Выясним содержимое холодильника (конверта). 2. Составим рецепт вместе с другом. Задание. Вставьте попущенные буквы на карточках Вариант 1 Сметан_ый, маслян_ый крем; запечен_ый в духовке, украшен_ый фруктами, в виде плетен_ой корзинки, пропитан_ый Вариант 2 Румян_ое, нарезан_ое кубиками, мочён_ое, смешан_ое с творогом, очищен_ое. Вариант 3 Морожен_ая, перемешан_ая со взбитыми сливками, выращен_ая собственными руками, куплен_ая на рынке, посыпан_ая Вариант 4 Обезжирен_ое, кипячен_ое, пастеризован_ое, охлажден_ое, топлен_ое в духовке, некипячен_ое Вариант 5 Клюквен_ое морожен_ое, посыпан_ое шоколадом, политое крыжовен_ым сиропом, украшен_ое консервирован_ой вишней Вариант 6 Жжён_ый, пережжён_ый, сварен_ый по-турецки, свежеприготовлен_ый, разбавлен_ый молоком, привезен_ый из-за границы Вариант 7 Чищен_ый, резан_ый кубиками, нарезан_ый соломкой, подрумянен_ый, варен_ый в курин_ом бульоне Вариант 8 Мелко резан_ый, сушен_ый, тушен_ый в сметане, смешан_ый с измельчен_ым зелен_ым луком Вариант 9 Резан_ый, пассерован_ый, ошпарен_ый кипятком, нарезан_ый кольцами, посыпан_ый рублен_ой петрушкой Вариант 10 Шинкован_ая, тушен_ая с мясом, квашен_ая в бочке, солен_ая, приправлен_ая майонезом Вариант 11 Жарен_ая в топлен_ом масле, варен_ая в подсолен_ой воде, резан_ая длин_ыми полосками Вариант 12 Маринован_ый, свежеморожен_ый, зелен_ый, консервирован_ый, варен_ый и толчен_ый Вариант 13 Фарширован_ая грибами, обвалян_ая в кокосовой стружке, сильно перчен_ая, варен_ая в бульоне, жарен_ая, несолен_ая Вариант 14 Маринован_ый, чищен_ый, рублен_ый, выдавлен_ый через чеснокодавилку, смешан_ый с петрушкой, мелко крошен_ый, высушен_ый Вариант 15 Предварительно замочен_ый, обжарен_ый до прозрачности, смешан_ый с рублен_ым мясом, перчен_ый, но недосолен_ый Вариант 16 Нарезан_ый дольками, фарширован_ый мясом, приправлен_ый майонезом, нерезан_ый, только что сорван_ый, малосолен_ый. Вариант 17 Варен_ая, консервирован_ая, жарен_ая на масле, запечен_ая на костре, посолен_ая, варен_ая в кастрюльке. Вариант 18 Резан_ый кружочками, посыпан_ый рублен_ым зелен_ым луком, солен_ый, тушен_ый с морковью Вариант 19 Консервирован_ый, резан_ый кубиками, облитый сметан_ым кремом, посыпан_ый дроблен_ым орехом, красиво разложен_ый. Вариант 20 Очищен_ый, разрезан_ый, привезен_ый из-за границы, выдавлен_ый, предложен_ый на десерт, смешан_ый с мандарином Вариант 21 Сушёный , резан _ый, заправлен_ый сгущён _ым молоком, смешан_ый с лимон_ыми дольками Вариант 22 Свежеморожен_ая, посыпан_ая сахаром, варен_ая, консервирован_ая, использован_ая в качестве украшения для слоен_ого пирожного Вариант 23 Чищен_ая, резан_ая дольками, сорван_ая с дерева, подан_ая с морожен_ым, съеден_ая Вариант 24 Обезжирен_ый, витаминизирован_ый, охлажден_ый, клюквен_ый, приготовлен_ый по особому рецепту, разрекламирован_ый. -
Работа в группах (по три человека (1-3 вариант, 4-6 вариант, 7-9 вариант, 10-12 вариант и т. д.) Задание. Составьте рецепт, используя продукты, изображенные на ваших карточках (вовсе не обязательно использовать все) -
Знакомство с классическим образцом кулинарного рецепта. Классический кулинарный рецепт содержит: 1) список и количество компонентов, входящих в рецепт; 2) количество персон, на которых рассчитано блюдо; 3) способ приготовления, расписывающий последовательные действия повара; 4) время приготовления блюда и его калорийность; 5) метод сервировки (украшение блюда и его подача на стол). Задание. В рецепте ошибка! Давайте её найдём. Приготовление:  Нарежьте мелкими кубиками банан киви яблоко, из которого предварительно удалите серединку. Сложите все компоненты в креманку и перемешайте. Апельсин тщательно очищен_ый разрежьте на мелкие кусочки и выложите поверх перемешан_ой массы. Сверху салатик украсьте сливками, остатками апельсина и киви. Конечно, нужно быть внимательнее при составлении кулинарных рецептов. 8. Закрепление изученного Учитель. Пока я буду знакомиться с вашими шедеврами, предлагаю продолжить историю об удивительных превращениях продуктов. Выполните упражнение. Теперь займемся мы столом. Он полирован_ый притом. Крахмален_ая скатерть есть. А вязаных салфеток шесть. Покрашен_ы еще вчера Все ножки кресел и стола. Вилки золочен _ые, Ножи посеребрен ые. И вот учен_ыи попугай Гостей зовет на каравай. Вот бьют старин_ые часы. У дам припудрен_ы носы. Вот стеган_ых жилетов ряд И туфель чищеных парад. Уж можно ужин подавать, Чтоб зван_ых в гости удивлять. Потрачено немало сил. Хвалёный суп уже остыл. Капусты квашен_ой ведро, Мочён_ых яблок три кило. Свжеморожен_ый сазан, Копчён_ый угорь и баран, Хранившийся пять лет бальзам И мелкокрошен_ый банан. Того, что съедено давно, Пересчитать мне не дано. Бывает много разных тем, Но я люблю «Одна-две Н»! 9. Подведение итогов. Награждение лучших учеников Учитель. Ребята, в начале урока мы не назвали цели, которые будем преследовать. Давайте сейчас их сформулируем. Достигли мы этих целей? — А теперь настало времы подвести итоги нашего необычного занятия и наградить лучших кулинаров (вручение грамот). Награждается ————————————-, п оказавший(-шая) наилучшие результаты в кулинарных соревнованиях 10. Домашнее задание Учитель. Дома вы поработаете с шутливым текстом и увидите, как в нем используются полные и краткие причастия и прилагательные. Заморожен_ы продукты, Законсервирован_ы фрукты И закуплен_ы конфеты. Все прожарен_ы котлеты. И расставлен_ы столы. Будет бал у детворы. Для нашей Татьяны Почищен_ы бананы, Для маленькой Аси Порезан_ы ананасы. А юная Лара любит Сушен_ые кальмары… Прошел торжествен_ый обед. Обрадован_ы все. Привет! Порезан_ы вязаные салфетки… .’ Непуган_ая кошка затаилась у соседки. Клее_ные обои разорван_ы. Парчовые шторы сорван_ы. Полирован_ый столик поцарапан_. Рассержен_о смотрит папа. Искусствен_ые цветы подстрижены. Мама плачет обижен_о. Гости разошлись восторжен_ые — Хозяева остались встревожен_ые. 11. Рефлексия настроения и эмоционального состояния учащихся. | Дети сидят в группах по 6 человек 1.Приём: учащимся предлагается выбрать рисунок с изображением трех смайликов (веселого, нейтрального и грустного), которое соответствует их настроению в начале урока. 2.Цель урока не объявлена, что обращает внимание учащихся на нестандартность урока (урок-сюрприз). 3.Восполнить пробелы в знаниях, опираясь на алгоритм Цель: повторить правило написания Н-НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных на основе работы с текстом Цель: добиться осознанного написания слов с Н-НН при воссоздании текста рецепта Ученик, у которого есть карточка, диктует написанные на ней словосочетания и объясняет написание Н-НН. Потом все записывают это словосочетание к себе в «Уникальный рецепт» Цель: углубление в историю языка, для получения дополнительных знаний, объём которых не включен в содержание учебного предмета «Русский язык». Цель: проверить уровень усвоения темы Изображения продуктов вырезать и на каждом написать фамилию ученика, который будет заполнять эти карточки; затем по 6 карточек положить в красивый конверт. Это урок-сюрприз, поэтому все должно быть красивым и красочным. Цель: формирование умения создавать собственный текст повествовательного характера, используя ключевые слова Цель: научиться видеть и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. Тексты распечатаны заранее Дети самостоятельно формулируют цели урока. Тексты распечатаны заранее для каждого ученика. Приём: учащимся предлагается выбрать рисунок с изображением трех смайликов (веселого, нейтрального и грустного), которое соответствует их настроению в конце урока. |