Урок развития речи по теме: «Речевое общение
(7 класс)
Автор: Юдина Елена Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МОУ гимназии № 6 города Волгограда.
Тема: Речевое общение.
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Цели урока: дать определение понятиям «общение» , «коммуникация»; познакомить учащихся с функциями речевого общения как формами взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности; продолжать отрабатывать навыки написания опорного конспекта.
Опережающее задание: группа учащихся ( 2-3 чел.) из словарей( «Толковый словарь», «Философский словарь», «Социологический словарь») выписывают словарные статьи со словом «общение»; из «Словаря иностранных слов»-«коммуникация».
Ход урока.
На доске эпиграф: Есть только одна подлинная ценность-это связь
человека с человеком.
Антуан де Сент-Экзюпери.
1.Работа по теме урока:
_Как вы понимаете высказывание А. Сент-Экзюпери? Как эпиграф соотносится с темой нашего урока?
Слово учителя:
Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, чувствами, сопереживать, искать понимания и т.д. Каналом связи с другими людьми является общение.
Основной способ удовлетворения личных потребностей человека в общении- речь. Именно поэтому его называют речевым общением (в отличие от общения с помощью других знаковых систем: мимического языка глухонемых, телеграфной азбуки Морзе, флажкового семафора на флоте и т.п.)
_Обратимся к нашим экспертам. Они работали с различными словарями, которые дают определение слову «общение»:
-«взаимные сношения, деловая, дружеская связь» («Толковый словарь»),
-«способ взаимных отношений, способ бытия человека во взаимосвязях с другими людьми» («Философский словарь»),
-«форма взаимодействия людей» («Социологический словарь»).
-Выделим повторяющиеся, опорные слова:
взаимные (отношения), взаимосвязи, взаимодействия.
-Попробуем дать своё определение понятию «общение», используя опорные слова:
ОБЩЕНИЕ- форма взаимных отношений, взаимодействия людей.
-А чего мы ждём от общения? Что может, должно произойти в результате взаимодействия людей? (Выслушиваются ответы учащихся, корректируются).
В ходе работы в тетради делается запись:
Общение-это процесс взаимодействия людей, в результате которого:
а ) общающиеся обмениваются определённой информацией и таким образом познают окружающий мир (информативно-коммуникативная функция);
б ) планируют и организуют деятельность, управляя при этом своим поведением и поведением партнёров (коммуникативно-регулятивная функция);
в ) воздействуют на чувственно-эмоциональную сферу общающихся (аффективно-коммуникативная функция).
-У нас, как вы все заметили, появился новый термин «коммуникация». Одинаково ли содержание понятий «общение» и «коммуникация»? Обратимся к нашим экспертам:
-Коммуникация -1) путь сообщения;
2) форма связи;
3) акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные
на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому
или ряду лиц.
Выслушиваем ответы и приходим к выводу, что эти понятия ( общение и коммуникация) необходимо разграничивать.
Рекомендуется использовать приём составления опорного конспекта: привлечение к его оформлению учащихся важно не только для создания «эффекта соучастия», но и для того чтобы каждый смог зафиксировать у себя в тетради какие-то дополнительные сведения-пометы, нужные для него, лично, чтобы позже «развернуть» при подготовке к ответу.
Сопоставление позволит наглядно показать некие закономерности процесса общения, его компоненты.
2.Составление опорного конспекта. (Учитель корректирует ответы учащихся, дополняет их, предлагает более ёмкие формулировки).
КОММУНИКАЦИЯ ОБЩЕНИЕ
Форма взаимосвязи ; приём и передача информации
Источник информации: Источник информации:
Компьютер, радио, ТВ. Партнёр, собеседник.
Процесс чисто информационный. Процесс- информационный, имеющий
личностный (духовный) характер.
Однонаправленный процесс: Взаимонаправленный процесс:
Отправитель-информация- получатель-партнёр отправителя,
получатель (должен только информационная активность равная.
принять информацию)
Информация течёт в одну Информация циркулирует между двумя
сторону: количество её партнёрами: интерпретация увеличивает её
уменьшается. объём.
ВЫВОД: общение-это процесс двусторонний.
Обобщение учителя.
Отношения между коммуникантами (партнёрами, собеседниками) в процессе общения определяются взаимонаправленностью их речевой деятельности. Каждый из них попеременно выступает то в роли говорящего, то в роли слушающего- это общение взаимодействующих субъектов, когда их можно назвать обозначить не «Я» и «ТЫ», а два равно активных «Я».
Таким образом, общение предполагает взаимное воздействие партнёров, поиск некой общей позиции (в отличие от коммуникации- процесса однонаправленного).
Обобщение экспертной группы:
Общение-это процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность.
3.Проверка знаний.
Подготовьте устное (можно письменное) развёрнутое сообщение на основе высказывания академика Д.С.Лихачёва: «Общаясь, люди создают друг друга».
В ходе анализа высказывания академика Лихачёва выясняется, что, общаясь друг с другом, люди учатся смотреть на мир, узнавать жизнь, понимать и оценивать окружающих сообща, совместно, учитывая мнение друг друга. Тем самым они обогащаются и как бы формируют, создают друг друга.
Домашнее задание: индивидуальное задание двум учащимся – разыграть сценку из стихотворения В.Воскобойникова «Я пришёл из школы…», посмотреть по ТВ интеллектуальную гуманитарную викторину «Умники и умницы», понаблюдать за поведением ведущего, его жестами, мимикой. Найти в периодической печати и прочитать выступление общественного деятеля, сделать вывод, насколько эффективно воздействие сказанного в интервью на современную аудиторию.
Список использованной литературы:
-
Никитина Е. И. Русская речь. Дрофа, 2009.
-
Никитина Е. И. Уроки развития речи. Дрофа, 2009.
-
Толковый словарь русского языка. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Азъ, 1992.
-
Новейший философский словарь. Книжный дом, 2003
-
Социологический энциклопедический словарь. Экономика, 2004.