Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Восточная средняя общеобразовательная школа»
Дергачёвского района Саратовской области
Конспект урока по русскому языку
в 9 классе
«Бессоюзное сложное предложение»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Айтмухамбетова Райся Рашитовна
Саратов
2014
Тема. Бессоюзное сложное предложение.
Урок по модульной технологии в 9 классе.
Цель: в процессе работы над модулем вы должны:
1) уточнить, обобщить и усовершенствовать знания о бессоюзном сложном предложении; совершенствовать навык конструирования бессоюзного сложного предложения из ССП, СПП и простых предложений, навык постановки знаков препинания в БСП.
2) развивать монологическую речь с использованием опорного конспекта, умение работать с модулем.
Руководство учебной деятельностью | Методические указания | |
УЭ-1 | Входной контроль 1) Озвучьте опорный конспект «БСП»: 2в. Постановка тире в БСП 2) Прочитайте из домашнего упражнения №231
КОНТРОЛЬ: самоконтроль | Устно Максимальная оценка -2 балла. За каждый правильный ответ — 1 балл. |
УЭ-2 | Выполните упражнение №237 (с 1-5 предложения) письменно, подчеркните грамматические основы, расставьте знаки препинания.
КОНТРОЛЬ: самоконтроль по образцу на доске, взаимоконтроль. | 2 учащихся выполняют за доской. Максимальная оценка — 5 баллов. |
УЭ-3 | Составьте предложения по схемам: 1). [ ] : [причина] 3). [- = ];[- = и =] 2). [ время, условие] — [ ] 4). [ ] — [ сравнение ]
КОНТРОЛЬ: взаимоконтроль, устная проверка. | Максимальная оценка — 4 балла. |
УЭ-4 | Из данных предложений составьте 3 сложных, используя различные средства связи, составьте схемы. Наступает весна. Трудно усидеть в комнате. Улица зовёт и манит.
КОНТРОЛЬ: устная проверка по образцу на доске. | 1 ученик чертит схемы на доске. Максимальная оценка — 3 балла. |
УЭ-5 | Продолжите предложения на тему «Советы начинающему лектору», используя БСП. 1) Речь лучше говорить, а не читать по бумажке … 2) Говори не слишком торопливо … 3) Не упоминай слишком много цифр …
КОНТРОЛЬ: устная проверка. | Максимальная оценка — 3 балла. |
Входной контроль. | Работа | |
| Заполните тест по схеме. | выполняется на |
| I. IV. | листах опроса по |
| П. V. III. I вариант. | вариантам. |
| Максимальная | |
| 1 .Какое утверждение неверное? | оценка — 5 |
2 | A. В БСП простые предложения связываются в устной речи интонацией. простых предложений. B. Знаки препинания в БСП не зависят от характера смысловых
2. Какова роль тире в предложении (Высоко над нами зашумел ветер — предвестник бурана. A. Отделяет приложение. Б. Обозначает пропуск члена предложения. B. Разделяет части сложного бессоюзного предложения.
3. Почему стоит тире в БСП? Юля рыбы нужна чистая вода — Будем охранять наши водоемы. А.Содержание одного противопоставлено содержанию другого. Б. Предложения рисуют быструю смену событий. В. Второе предложение содержит вывод, следствие из того, о чём говорится в первом предложении.
4. Почему двоеточие в БСП. Перебрав по пальцам энакомые села, я обнаружил: они все стоят на реке. А. Второе указывает на причину того, о чём говорится в первом предложении. Б. Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание. В. Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.
5. Укажите предложение, в котором неверно поставлен знак препинания. A. Я повторил приглашение, но он ничего не ответил. Б. Даша задумчиво перелистывала страницы: читать не хотелось. B. Мокрый снег валил хлопьями, я промочил ноги, обутые в старые
II вариант. 1. Какие утверждения являются неверными? A. Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них Б. В БСП смысловые отношения между предложениями выражаются менее чётко, чем в союзных. B. Между частями БСП ставится тире, если второе предложение 2. Какова роль тире в БСП ? (Ребята — их было четверо — держались в стороне. A. Разделяет подлежащие и сказуемое. B. Выделяет вводное предложение. | баллов. |
A. В БСП простые предложения связываются в устной речи интонацией. (Ребята — их было четверо — держались в стороне. A. Разделяет подлежащие и сказуемое. B. Выделяет вводное предложение.
3. Почему стоит тире в БСП? ‘Пробовал бежать — ноги от страха не двигались. A. Содержание одного противопоставлено содержанию другого. B. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём
4. Почему стоит двоеточие в предложении? Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают. А. Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом. Б. Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание. В. Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.
5. Найдите предложение, в котором неверно поставлен знак препинания. A. Обоз тронулся, когда садилось солнце. B. Ветер дул с моря — было влажно. Резюме. Самостоятельно оцените, достигли ли вы цели. Для этого вернитесь к началу модуля и прочитайте, какие цели стояли перед вами. В графе «Общее количество баллов» поставьте полученную сумму, в графе «Итоговая оценка» поставьте оценку.
Повторить п. 15 — 17 , ОК, упр. № 238.
| баллов. |
Список использованной литературы
1.В.В.Бабайцева.Л.Д.Чеснокова Учебник по русскому языку для 5-9 классов
2.Методические рекомендации к учебнику
В.В.Бабайцевой,. Л.Д.Чесноковой
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. ЦОР. Интерактивные уроки в 9 классе
2. Репетитор .Подготовка К ГИА и ЕГЭ