Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Восточная средняя общеобразовательная школа»

Дергачёвского района Саратовской области

Конспект урока по русскому языку
в 9 классе

«Бессоюзное сложное предложение»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Айтмухамбетова Райся Рашитовна

Саратов
2014

Тема. Бессоюзное сложное предложение.

Урок по модульной технологии в 9 классе.

Цель: в процессе работы над модулем вы должны:

1) уточнить, обобщить и усовершенствовать знания о бессоюзном сложном предложении; совершенствовать навык конструирования бессоюзного сложного предложения из ССП, СПП и простых предложений, навык постановки знаков препинания в БСП.

2) развивать монологическую речь с использованием опорного конспекта, умение работать с модулем.

УЭ — 0

Руководство учебной деятельностью

Методические указания

УЭ-1

Входной контроль

1) Озвучьте опорный конспект «БСП»:
1в. Постановка двоеточия в БСП

2в. Постановка тире в БСП

2) Прочитайте из домашнего упражнения №231
предложения, назвав грамматические основы, объяснив
знак препинания.

КОНТРОЛЬ: самоконтроль

Устно

Максимальная оценка -2 балла.

За каждый правильный ответ — 1 балл.

УЭ-2

Выполните упражнение №237 (с 1-5 предложения) письменно, подчеркните грамматические основы, расставьте знаки препинания.

КОНТРОЛЬ: самоконтроль по образцу на доске, взаимоконтроль.

2 учащихся выполняют за доской.

Максимальная оценка — 5 баллов.

УЭ-3

Составьте предложения по схемам: 1). [ ] : [причина] 3). [- = ];[- = и =] 2). [ время, условие] — [ ] 4). [ ] — [ сравнение ]

КОНТРОЛЬ: взаимоконтроль, устная проверка.

Максимальная оценка — 4 балла.

УЭ-4

Из данных предложений составьте 3 сложных, используя различные средства связи, составьте схемы.

Наступает весна. Трудно усидеть в комнате. Улица зовёт и манит.

КОНТРОЛЬ: устная проверка по образцу на доске.

1 ученик чертит схемы на доске.

Максимальная оценка — 3 балла.

УЭ-5

Продолжите предложения на тему «Советы начинающему лектору», используя БСП.

1) Речь лучше говорить, а не читать по бумажке …

2) Говори не слишком торопливо …

3) Не упоминай слишком много цифр …

КОНТРОЛЬ: устная проверка.

Максимальная оценка — 3 балла.

УЭ-6

Входной контроль.

Работа

Заполните тест по схеме.

выполняется на

I. IV.

листах опроса по

П. V.

III.

I вариант.

вариантам.

Максимальная

1 .Какое утверждение неверное?

оценка — 5

2

A. В БСП простые предложения связываются в устной речи интонацией.
Б. Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них

простых предложений.

B. Знаки препинания в БСП не зависят от характера смысловых
отношений между его частями.

2. Какова роль тире в предложении

(Высоко над нами зашумел ветер — предвестник бурана.

A. Отделяет приложение.

Б. Обозначает пропуск члена предложения.

B. Разделяет части сложного бессоюзного предложения.

3. Почему стоит тире в БСП?

Юля рыбы нужна чистая вода — Будем охранять наши водоемы.

А.Содержание одного противопоставлено содержанию другого.

Б. Предложения рисуют быструю смену событий.

В. Второе предложение содержит вывод, следствие из того, о чём говорится в первом предложении.

4. Почему двоеточие в БСП.

Перебрав по пальцам энакомые села, я обнаружил: они все стоят на реке.

А. Второе указывает на причину того, о чём говорится в первом предложении.

Б. Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.

В. Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.

5. Укажите предложение, в котором неверно поставлен знак препинания.

A. Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.

Б. Даша задумчиво перелистывала страницы: читать не хотелось.

B. Мокрый снег валил хлопьями, я промочил ноги, обутые в старые
ботинки.

II вариант.

1. Какие утверждения являются неверными?

A. Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них
простых предложений.

Б. В БСП смысловые отношения между предложениями выражаются менее чётко, чем в союзных.

B. Между частями БСП ставится тире, если второе предложение
указывает на причину того, о чём говорится в первом.

2. Какова роль тире в БСП ?

(Ребята — их было четверо — держались в стороне.

A. Разделяет подлежащие и сказуемое.
Б. Разделяет части БСП.

B. Выделяет вводное предложение.

баллов.

УЭ-7

УЭ-8

A. В БСП простые предложения связываются в устной речи интонацией.

(Ребята — их было четверо — держались в стороне.

A. Разделяет подлежащие и сказуемое.
Б. Разделяет части БСП.

B. Выделяет вводное предложение.

3. Почему стоит тире в БСП?

‘Пробовал бежать — ноги от страха не двигались.

A. Содержание одного противопоставлено содержанию другого.
Б. Предложения рисуют быструю смену событий.

B. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чём
говорится в первом предложении.

4. Почему стоит двоеточие в предложении?

Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.

А. Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.

Б. Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.

В. Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.

5. Найдите предложение, в котором неверно поставлен знак препинания.

A. Обоз тронулся, когда садилось солнце.
Б. Не спится, няня — здесь так душно.

B. Ветер дул с моря — было влажно.

Резюме. Самостоятельно оцените, достигли ли вы цели. Для этого вернитесь к началу модуля и прочитайте, какие цели стояли перед вами.

В графе «Общее количество баллов» поставьте полученную сумму, в графе «Итоговая оценка» поставьте оценку.

УЭ — 4

УЭ — 4

УЭ — 4

УЭ — 4

УЭ -5

УЭ-6 общее итоговая

количество оценка

баллов

Общее количеств о баллов.

Итоговая оценка

УЭ — 6

Повторить п. 15 — 17 , ОК, упр. № 238.

баллов.

Список использованной литературы

1.В.В.Бабайцева.Л.Д.Чеснокова Учебник по русскому языку для 5-9 классов

2.Методические рекомендации к учебнику

В.В.Бабайцевой,. Л.Д.Чесноковой


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. ЦОР. Интерактивные уроки в 9 классе
2. Репетитор .Подготовка К ГИА и ЕГЭ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here