«Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»

Урок русского языка в 9 классе

Цель урока:

формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания.

Ход урока

  1. Орг. Момент

  2. Орфографическая работа.

Приоритетные направления в исследованиях, беспристрастный взгляд на юного аккомпаниатора, беспрецедентный случай, преходящее явление, непререкаемый авторитет, непримиримый борец за идеи гуманизма.

Взаимопроверка. Учащиеся объясняют орфограммы.

  1. Погружение в тему. Учащиеся формулирую цели урока.

Под диктовку учителя учащиеся записывают предложения:

  1. В дали голубой столбом уж крутился песок золотой, звонков раздавались нестройные звуки, пестрели коврами покрытые вьюки. (М.Ю.Лермонтов)

Внимание девятиклассников обращается на то, что части сложного предложения обозначают перечисление одновременных явлений. Запятая требует прочтения с короткими паузами между предложениями.

  1. Мы ехали по широкой распаханной равнине; чрезвычайно пологими волнообразными раскатами сбегали с неё высокие, тоже распаханные холмы. (И.С.Тургенев)

  2. Воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут; молодая трава блестит веселым блеском изумруда. (И.С.Тургенев)

Вопрос классу:

— Чем эти два предложения отличаются от предыдущего?

(учащиеся делают вывод, что в этих предложениях другая интонация, между их частями можно поставить точку. Такие предложения читаются в замедленном темпе, спокойным и несколько пониженным голосом)

Учитель акцентирует внимание школьников на том, что главным, ведущим признаком, определяющим выбор запятой или точки с запятой, являются всё-таки смысловые отношения между частями сложного предложения и степень их распространенности.

  1. Анализ текста.

Учитель сообщает учащимся, что бессоюзные сложные предложения с запятой и точкой с запятой часто используются художниками слова в описании природ.

Учащиеся записывают текст, обращая внимание на интонацию и выбор знаков препинания в предложениях.

Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы. (И.С.Тургенев)

— Чем объясняются различия в постановке знаков препинания во втором и последнем предложениях? (Во втором предложении автор перечисляет, что он видит, когда идет к лесу. Между предложениями, которые представляют собой простые, схожие по строению предложения, перечислительная интонация с небольшими паузами, показывающая смену впечатлений. Это требует постановки запятой.

В последнем предложении автор описывает картину лесной тишины и покоя. Замедленный темп речи, паузы между предложениями становятся продолжительными (о тишине нельзя говорить быстро, громко!), голос понижается почти до точки; в простых предложениях есть другие знаки препинания. Перечислительная интонация поэтому в этом предложении обозначается с помощью точки с запятой)

  1. Закрепление материала. Рефлексия .

  2. Домашнее задание. Сочинение-миниатюра «Это поразило меня больше всего»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here