Предмет: Русский язык
Класс: 2
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
УМК: Образовательная система «Школа 2100»
Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что? | |
Цели: | Образовательные: учить умению отличать слова, отвечающие на вопрос кто?, от слов, отвечающих на вопрос что?; расширять знания учащихся о словах – предметах; формировать умение находить слова-предметы в предложениях, ставить к ним вопросы. Развивающие: способствовать развитию речи, мышления, творческие и познавательные способности, умения анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах, делать выводы. Воспитательные: способствовать формированию навыков культуры речи, коммуникативных навыков, укреплению и сохранению здоровья учащихся через физминутки, бережного отношения к природе. |
Планируемый результат: | Личностные: уметь выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей. Регулятивные: уметь определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, учиться высказывать своё предположение. Познавательные: уметь ориентироваться в учебнике, делать выводы. Коммуникативные: уметь работать в паре, группе; договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения. Предметные: знать, что слова, которые отвечают на вопрос кто?, обозначают одушевленные предметы, а на вопрос что? – неодушевленные ( не используя термины «одушевленные» и «неодушевленные»); уметь ставить вопросы к словам-предметам. |
Основные понятия: | Понятия: имя существительное. |
Межпредметные связи: | Окружающий мир, литературное чтение. |
Организация пространства: | Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах. |
Деятельность ученика | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | |||
1.Мотивация к учебной деятельности Цель: активизация учащихся. |
Читают пожелание на урок, формулируют девиз урока, правила поведения на уроке и аргументируют их.
|
Проводит инструктаж, настраивает детей на работу, фиксирует на доске демонстрационно-наглядные средства обучения.
|
На перемене звучит песня Буратино (за1 минуту до урока). — Начинаем урок русского языка. А на уроке с нами будет учиться… Ну, конечно, друг всех мальчишек и девчонок – Буратино. Прочитайте пожелание на сегодняшний урок. — Как вы это понимаете? (Нужно заняться полезным делом, тогда не будет скучно). — Какое у вас, ребята, настроение? (хорошее) — Значит, у нас всё получится! Девиз нашего урока: — Расскажите правила поведения на уроке. -У вас будет возможность узнать что-то новое и научить Буратино. — Что для этого вы должны будете сделать? (Сначала сами понять, что мы не знаем, а затем сами открыть что-то новое.)
| ||
2.Актуализация знаний, постановка учебной задачи Цель – показать многообразие слов-предметов; – уточнить и согласовать тему урока; определить способ выхода из затруднения; сформулировать шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели урока.
3. Открытие нового знания Цель: уточнить общий характер нового знания.
4. Закрепление нового Цель: зафиксировать алгоритм рассуждения
| Участвуют в обсуждении проблемных вопросов.
Работают с информацией, представленной на слайдах презентации, толковом словаре, участвуют в обсуждении проблемных вопросов.
Ставят цель:
Формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
Осуществляют взаимный контроль и оказываютв сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре).
Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в группе).
| Организовывает фронтальную работу по учебнику, включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов. Организует словарную работу.
Организовывает фронтальную работу по слайдам, включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов.
Организует выявление учащимися места и причины затруднения.
Организует работу в парах, используя материал интерактивного задания.
Организует творческую работу в группах, используя раздаточный материал: карточки, обеспечивает контроль за выполнением задания |
— Ребята, запишите число, классная работа. Я вам буду загадывать загадки, а отгадками будут словарные слова, которые вы записываете. Маленький мальчишка в серомармячишке По дворам шныряет, крохи собирает. (воробей) — Проверим, как записали. На странице букваря 33 богатыря. Мудрецов – богатырей знает каждый грамотей. (алфавит) — Проверьте правильность написания слова. Куда бежит – сама не знает. В степи ровна, в лесу плутает. Споткнется у порога. Что это? (дорога) — Проверяйте. Ребёнок женского пола. (девочка) — Проверьте написание. — Поставьте во всех словах ударение и подчеркните опасные места. — Ребята, кто написал слова без ошибок? Поднимите руку. Молодцы!
2. Введение в новый раздел. -Откройте учебник на странице 42. Рассмотрите новый кадр диафильма. Прочитайте название раздела (Слова, которые отвечают на вопрос кто? что?). -Чему, ребята, так удивился Петя Зайцев? Что же могло произойти, раз табуреточка ожила? (Задали вопрос кто?) А в жизни так происходит?
Рыжик лежит в лукошке. -Что такое лукошко? (Лукошко — небольшая корзинка) Работа с толковым словарём С.И. Ожегова. (Объясняется значение слова, изображение лукошка) -Какие орфограммы встретились в записи предложения? -Поставьте вопрос к слову рыжик. -Почему у некоторых из вас слово рыжик отвечает на вопрос кто?, а у других на вопрос что? — Что означает слово рыжик? (гриб, кличка кота) — Кто из вас собирал в лесу гриб рыжики? (Изображение гриба) —Ребята, в наших лесах растут рыжики? Существуют правила сбора грибов? (Да) Какие? (Срезаем грибы, чтобы не повредить корневую систему). Все ли грибы можно собирать? (Нет) Почему? Какие можно? —О котёнке или о грибе говорится в предложении? — С чем встретились? (С затруднением.)(Изображение кота и гриба в лукошке). — Какое задание выполняли?(Выясняли, о чём или о ком говорится в предложении) -Какой вопрос к первому слову поможет понять, о грибе или о котёнке идёт речь? — Мы должны ответить на вопрос: «Как узнать, какой вопрос задать к слову — кто? или что?» — Какую цель мы ставим перед собой на урок? (Выяснить, какие слова отвечают на вопрос кто, а какие на вопрос – что?, научиться задавать вопрос кто? или что? к словам-предметам) — Значит, какая тема нашего урока? (Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос — что?) — Каким способом вы предлагаете выйти из затруднения? (Наблюдением, сравнением, рассуждением.) — Итак, будем использовать наблюдение и сравнение по плану. Определите его. 1. Понаблюдаем. 2. Сравним. 3. Сделаем вывод.
1. Задание «Определи, на какие вопросы отвечают предметы на картинке». Запишите в тетрадь. Запись в тетради: Кто? ___, ___, ___ … Что? ___, ___, ___ …
-Какие слова вы бы ещё дописали? — Какие слова отвечают на вопрос кто? — Какие – на вопрос что? Как ты определил? Учащиеся формулируют вывод. Вывод: О людях и животных спрашивают кто?, а о других предметах – что? -Прочитаем на с. 45 вывод авторов учебника. -Ребята, слова, которые отвечают на вопросы кто? что? в русском языке называют именами существительными. — Сумели вы справиться с затруднением? (Да.) Физкультминутка. — Давайте вместе отдохнём, поиграем? -Я буду называть слова. Если слово отвечает на вопрос кто? — потянитесь к солнышку, если на вопрос что? — присядьте. Будьте внимательны. (Лист, сорока, дерево, дождь, ветер, собака и т.д.)
— Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить свои знания). -Выполним задание вместе с Буратино «Представь себя фотографом» — Работая в парах, назовите друг другу те слова, которые отвечают на вопрос «кто?» — Запишите их в тетрадь, проверьте работу соседа.
— Спиши слова. Поставь к ним вопросы кто? или что? Образец: (кто?) Айгуль, (что?) игрушка… Учащиеся работают самостоятельно, после чего осуществляют самоконтроль по готовому образцу. -Ребята, какие слова вам показались интересными? Может очень знакомыми, близкими для нас? (Красноусольский, Стерлитамак, Уфа) (Их изображение). -Что они обозначают? (Наше село Красноусольский, Стерлитамак -город в нашей республике, Уфа — столица нашей республики) (Карта Башкортостана). — А что означает слово Башкортостан? (Название республики, в которой мы живём) -Какие народы проживают в нашей республике? -На каких языках они говорят? Какие языки считаются государственными? -Как вы думаете, как нужно относятся друг к другу, разным культурам, традициям? (Уважать язык, традиции разных народов, жить в мире и согласии) -На какой вопрос отвечают эти слова? Как они пишутся? Почему? — Какие трудности возникли? Какие ошибки? Исправьте их. -У кого всё получилось. Поставьте «+» у кого нет ошибок. Сделайте вывод. (Мы хорошо усвоили материал)
«На что похожи эти изображения?» -Запишите эти слова с вопросами. Предоставим слово группам. Защита своих работ.
| ||
5. Итог урока Цель: оценить результаты деятельности учащихся; подвести их к самостоятельному оцениванию собственной деятельности.
| Фиксируют по индивидуальной карте — схеме изученное новое знание. Оценивают собственную учебную деятельность на уроке с помощью индивидуальных карточек — лестницы успеха.
| Осуществляет рефлексивный анализ учебной деятельности учащихся с помощью карточки – схемы для этапа рефлексии. Предлагает учащимся вариативное домашнее задание. | — Какую цель вы ставили на уроке? ( Выяснить, какие слова отвечают на вопрос кто, а какие — на вопрос что?Научиться задавать вопросы кто? или что? к словам-предметам.) — Вам удалось достичь поставленной цели? — Каким способом вам удалось достичь цели? (Наблюдением, рассуждением.) — Назовите, какие слова отвечают на вопрос кто? А какие — на вопрос что? — Мы начали сегодняшний урок с разговора о настроении. Какое у вас сейчас настроение? Учащиеся дорисовывают ротик Буратино (индивидуально каждый). Вы довольны своей работой? — Оцените свою работу на уроке. — Выберите ступеньку, на которую хотели бы встать, поставьте Буратино на лесенку успеха. — Кто поставил себя на среднюю ступень? Почему? На верхнюю? О чём это говорит? -Все вы на уроке очень хорошо потрудились. Нам было скучно? (Нет) Кто, на ваш взгляд, работал « отлично»? «Хорошо»? Я с вами согласна, ребята. Вы объективно оцениваете свою работу и работу друг друга. Задание на дом —Ребята, Буратино предлагает вам разные задания на дом, выберите: 1 карточка. Упражнение 34 (Дидактический материал) 2 карточка. Подбери слова, которые отвечают на вопросы кто? и что? Кто? ____, ____, ____,____,____,____,____,____. Что? ____, ____, ____,____,____,____,____,____. 3 карточка. Определи, какое слово «лишнее». Почему? Составьте и запишите предложения с оставшимися словами. Лук, репа, огурец, Пушкин, лимон, помидор. Медведь, мама, мальчик, сказка, Марина, птица. -Спасибо за хорошую работу на уроке! Звучит песня «Буратино» (на перемене). |