Предмет: Русский язык

Класс: 2

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

УМК: Образовательная система «Школа 2100»

Тема:

Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие – на вопрос что?

Цели:

Образовательные: учить умению отличать слова, отвечающие на вопрос кто?, от слов, отвечающих на вопрос что?; расширять знания учащихся о словах – предметах; формировать умение находить слова-предметы в предложениях, ставить к ним вопросы.

Развивающие: способствовать развитию речи, мышления, творческие и познавательные способности, умения анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах, делать выводы.

Воспитательные: способствовать формированию навыков культуры речи, коммуникативных навыков, укреплению и сохранению здоровья учащихся через физминутки, бережного отношения к природе.

Планируемый результат:

Личностные: уметь выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей, обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, учиться высказывать своё предположение.

Познавательные: уметь ориентироваться в учебнике, делать выводы.

Коммуникативные: уметь работать в паре, группе; договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения.

Предметные: знать, что слова, которые отвечают на вопрос кто?, обозначают одушевленные предметы, а на вопрос что? – неодушевленные ( не используя термины «одушевленные» и «неодушевленные»); уметь ставить вопросы к словам-предметам.

Основные понятия:

Понятия: имя существительное.

Межпредметные связи:

Окружающий мир, литературное чтение.

Организация пространства:

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

Этапы урока

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

1.Мотивация к учебной деятельности

Цель: активизация учащихся.

Читают пожелание на урок, формулируют девиз урока, правила поведения на уроке и аргументируют их.

Проводит инструктаж, настраивает детей на работу, фиксирует на доске демонстрационно-наглядные средства обучения.

На перемене звучит песня Буратино (за1 минуту до урока).

— Начинаем урок русского языка. А на уроке с нами будет учиться… Ну, конечно, друг всех мальчишек и девчонок – Буратино. Прочитайте пожелание на сегодняшний урок.

Чтоб не было скуки, бери дело в руки!

— Как вы это понимаете? (Нужно заняться полезным делом, тогда не будет скучно).

— Какое у вас, ребята, настроение? (хорошее)

— Значит, у нас всё получится! Девиз нашего урока:

Всё получится!

— Расскажите правила поведения на уроке.

-У вас будет возможность узнать что-то новое и научить Буратино.

— Что для этого вы должны будете сделать? (Сначала сами понять, что мы не знаем, а затем сами открыть что-то новое.)

2.Актуализация знаний, постановка учебной задачи

Цель – показать многообразие слов-предметов; – уточнить и согласовать тему урока;

определить способ выхода из затруднения; сформулировать шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели урока.

3. Открытие нового знания

Цель: уточнить общий характер нового знания.

4. Закрепление нового

Цель: зафиксировать алгоритм рассуждения

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов.

Работают с информацией, представленной на слайдах презентации, толковом словаре,

участвуют в обсуждении проблемных вопросов.

Ставят цель:

  1. уточнение и согласование темы урока;

  2. определение способа выхода из затруднения;

Формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Осуществляют взаимный контроль и оказываютв сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре).

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в группе).

Организовывает фронтальную работу по учебнику, включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов.

Организует словарную работу.

Организовывает фронтальную работу по слайдам,

включает учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

Организует выявление учащимися места и причины затруднения.

Организует работу в парах, используя материал интерактивного задания.

Организует творческую работу в группах, используя раздаточный материал: карточки, обеспечивает

контроль

за выполнением

задания

  1. Словарная работа.

— Ребята, запишите число, классная работа. Я вам буду загадывать загадки, а отгадками будут словарные слова, которые вы записываете.

Маленький мальчишка в серомармячишке

По дворам шныряет, крохи собирает. (воробей)

— Проверим, как записали.

На странице букваря 33 богатыря.

Мудрецов – богатырей знает каждый грамотей. (алфавит)

— Проверьте правильность написания слова.

Куда бежит – сама не знает.

В степи ровна, в лесу плутает.

Споткнется у порога. Что это? (дорога)

— Проверяйте.

Ребёнок женского пола. (девочка)

— Проверьте написание.

— Поставьте во всех словах ударение и подчеркните опасные места.

— Ребята, кто написал слова без ошибок? Поднимите руку. Молодцы!

2. Введение в новый раздел.

-Откройте учебник на странице 42. Рассмотрите новый кадр диафильма. Прочитайте название раздела (Слова, которые отвечают на вопрос кто? что?).

-Чему, ребята, так удивился Петя Зайцев? Что же могло произойти, раз табуреточка ожила? (Задали вопрос кто?) А в жизни так происходит?

  1. Прочитайте предложение, записанное на доске. Запишите его.

Рыжик лежит в лукошке.

-Что такое лукошко? (Лукошко — небольшая корзинка)

Работа с толковым словарём С.И. Ожегова. (Объясняется значение слова, изображение лукошка)

-Какие орфограммы встретились в записи предложения?

-Поставьте вопрос к слову рыжик.

-Почему у некоторых из вас слово рыжик отвечает на вопрос кто?, а у других на вопрос что?

— Что означает слово рыжик? (гриб, кличка кота)

— Кто из вас собирал в лесу гриб рыжики? (Изображение гриба)

Ребята, в наших лесах растут рыжики? Существуют правила сбора грибов? (Да) Какие? (Срезаем грибы, чтобы не повредить корневую систему). Все ли грибы можно собирать? (Нет) Почему? Какие можно?

О котёнке или о грибе говорится в предложении?

— С чем встретились? (С затруднением.)(Изображение кота и гриба в лукошке).

— Какое задание выполняли?(Выясняли, о чём или о ком говорится в предложении)

-Какой вопрос к первому слову поможет понять, о грибе или о котёнке идёт речь?

— Мы должны ответить на вопрос: «Как узнать, какой вопрос задать к слову — кто? или что?»

— Какую цель мы ставим перед собой на урок? (Выяснить, какие слова отвечают на вопрос кто, а какие на вопрос – что?, научиться задавать вопрос кто? или что? к словам-предметам)

— Значит, какая тема нашего урока? (Какие слова отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос — что?)

— Каким способом вы предлагаете выйти из затруднения? (Наблюдением, сравнением, рассуждением.)

— Итак, будем использовать наблюдение и сравнение по плану.

Определите его.

1. Понаблюдаем.

2. Сравним.

3. Сделаем вывод.

1. Задание «Определи, на какие вопросы отвечают предметы на картинке». Запишите в тетрадь.

Запись в тетради:

Кто? ___, ___, ___ …

Что? ___, ___, ___ …

  1. 2. Откройте с.43. Найдите упражнение 48.

-Какие слова вы бы ещё дописали?

— Какие слова отвечают на вопрос кто?

— Какие – на вопрос что? Как ты определил?

Учащиеся формулируют вывод.

Вывод: О людях и животных спрашивают кто?, а о других предметах – что?

-Прочитаем на с. 45 вывод авторов учебника.

-Ребята, слова, которые отвечают на вопросы кто? что? в русском языке называют именами существительными.

— Сумели вы справиться с затруднением? (Да.)

Физкультминутка.

Давайте вместе отдохнём, поиграем?

-Я буду называть слова. Если слово отвечает на вопрос кто? — потянитесь к солнышку, если на вопрос что? — присядьте. Будьте внимательны. (Лист, сорока, дерево, дождь, ветер, собака и т.д.)

— Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить свои знания).

-Выполним задание вместе с Буратино «Представь себя фотографом»

— Работая в парах, назовите друг другу те слова, которые отвечают на вопрос «кто?»

— Запишите их в тетрадь, проверьте работу соседа.

  1. Работа по дифференцированным карточкам (2 варианта)

— Спиши слова. Поставь к ним вопросы кто? или что?

Образец: (кто?) Айгуль, (что?) игрушка…

Учащиеся работают самостоятельно, после чего осуществляют самоконтроль по готовому образцу.

-Ребята, какие слова вам показались интересными? Может очень знакомыми, близкими для нас? (Красноусольский, Стерлитамак, Уфа) (Их изображение).

-Что они обозначают? (Наше село Красноусольский, Стерлитамак -город в нашей республике, Уфа — столица нашей республики) (Карта Башкортостана).

— А что означает слово Башкортостан? (Название республики, в которой мы живём)

-Какие народы проживают в нашей республике?

-На каких языках они говорят? Какие языки считаются государственными?

-Как вы думаете, как нужно относятся друг к другу, разным культурам, традициям? (Уважать язык, традиции разных народов, жить в мире и согласии)

-На какой вопрос отвечают эти слова? Как они пишутся? Почему?

— Какие трудности возникли? Какие ошибки? Исправьте их.

-У кого всё получилось. Поставьте «+» у кого нет ошибок. Сделайте вывод. (Мы хорошо усвоили материал)

  1. Игра на развитие творческого воображения (в группе)

«На что похожи эти изображения?»

-Запишите эти слова с вопросами.

Предоставим слово группам. Защита своих работ.

5. Итог урока

Цель: оценить результаты деятельности учащихся; подвести их к самостоятельному оцениванию собственной деятельности.

Фиксируют по индивидуальной карте — схеме изученное новое знание.

Оценивают собственную учебную деятельность на уроке с помощью индивидуальных карточек — лестницы успеха.

Осуществляет рефлексивный анализ учебной деятельности учащихся с помощью карточки – схемы для этапа рефлексии.

Предлагает учащимся вариативное домашнее задание.

— Какую цель вы ставили на уроке? ( Выяснить, какие слова отвечают на вопрос кто, а какие — на вопрос что?Научиться задавать вопросы кто? или что? к словам-предметам.)

— Вам удалось достичь поставленной цели?

— Каким способом вам удалось достичь цели? (Наблюдением, рассуждением.)

— Назовите, какие слова отвечают на вопрос кто? А какие — на вопрос что?

— Мы начали сегодняшний урок с разговора о настроении. Какое у вас сейчас настроение? Учащиеся дорисовывают ротик Буратино (индивидуально каждый).

Вы довольны своей работой?

— Оцените свою работу на уроке.

— Выберите ступеньку, на которую хотели бы встать, поставьте Буратино на лесенку успеха.

— Кто поставил себя на среднюю ступень? Почему? На верхнюю? О чём это говорит?

-Все вы на уроке очень хорошо потрудились. Нам было скучно? (Нет) Кто, на ваш взгляд, работал « отлично»? «Хорошо»? Я с вами согласна, ребята. Вы объективно оцениваете свою работу и работу друг друга.

Задание на дом

Ребята, Буратино предлагает вам разные задания на дом, выберите:

1 карточка. Упражнение 34 (Дидактический материал)

2 карточка. Подбери слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?

Кто? ____, ____, ____,____,____,____,____,____.

Что? ____, ____, ____,____,____,____,____,____.

3 карточка. Определи, какое слово «лишнее». Почему? Составьте и запишите предложения с оставшимися словами.

Лук, репа, огурец, Пушкин, лимон, помидор.

Медведь, мама, мальчик, сказка, Марина, птица.

-Спасибо за хорошую работу на уроке!

Звучит песня «Буратино» (на перемене).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here