1. Бахмет Светлана Валерьевна

  2. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 135 с углублённым изучением отдельных предметов» города Казани Республики Татарстан

  3. Учитель начальных классов

Урок русского языка во втором классе, «Школа 2100»

Тема: « Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов»

Цели: 1) научить находить среди однокоренных слов проверочные;

2) наблюдать над произношением и написанием гласных в ударных и безударных слогах;

3) развивать орфографическую зоркость, внимание, умение находить проверочные слова в группе однокоренных слов;

4) воспитывать аккуратность, самостоятельность, любовь к русскому языку.

Оборудование: компьютер, сигнальные карточки с гласными буквами а,о,е,и, я, кроссворд, схемы состава слов

Ход урока:

1. Организационный момент.

— Ну-ка проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок.

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5».

2. Постановка задачи урока:

— Сегодня мы отправляемся на корабле в путешествие по океану к острову Безударных гласных. Во время нашего путешествия вы встретитесь с препятствиями, которые должны преодолеть, чтобы помочь освободить остров Безударных гласных от злых медуз. Итак, в путь!

3. Подготовка к плаванию. (словарная работа)

— Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией — (устар.) пищевые продукты, в том числе овощами. Какие овощи мы возьмём с собой, попробуйте отгадать?

1) Огородное растение с крупными семенами-горошинами. (горох)

2) Этот овощ получил своё название агурос за то, что в отличие от других овощей его едят неспелым.

3) Итальянцы назвали этот овощ золотым яблоком.

4) Про этот овощ сложена загадка « Красная девица сидит в темнице, а коса на улице»

5) Название этого овоща произошло от латинского слова капут, что значит «голова».

6) Этот овощ был завезён из Южной Америки. Клубни его похожи на гриб трюфель: как и трюфель, они растут в земле.

( Дети записывают названия каждого овоща. Поставить ударение, подчеркнуть буквы, написание которых надо запомнить. На доске работает один ученик. Проверка по компьютеру)

— Почему написание подчёркнутых букв в данных словах надо запомнить?

(Нельзя безударную гласную проверить ударением, поэтому их надо запомнить)

3. Объяснение нового материала.

а) — Итак, мы отправляемся в путь. Хорошо бы вам сопутствовали солнечные и безветренные дни. Поплывём мы по бескрайнему океану.

Отгадайте, что это?

Я бегу струёй из крана.

Бью ключом из-под земли.

Я качаю в океанах великаны- корабли. (вода)

— Какие слова, однокоренные слову вода, спрятались в схемах:

вода, … … ый, … … ой, … … … ый, … … а

— Вспомните правило как пишутся корни в однокоренных словах.

— Поставьте ударение. В каких словах гласные нужно проверять? Когда их не надо проверять.

б) — Мы в океане и приближаемся к острову Безударных гласных. Но вот беда! Некоторых жителей этого острова захватили в плен злые медузы. Освободить их можете вы.

Работа по учебнику упр. 220 (стр. 128)

— Какие гласные освободили от медуз? (е,о,а,и,я)

— Какие слова являются проверочными?

в) Работа над правилом. (стр. 128)

Физкультминутка:

Потрудились – отдохнём, Три наклона, прямо встать.

Встанем, глубоко вздохнём. Руки вниз и вверх поднять.

Руки в стороны, вперёд, Руки плавно опустили,

Влево, вправо поворот. Всем улыбки подарили.

4. Первичное закрепление. (Игра «о» или «а».)

а) — Вы освободили остров Безударных гласных от медуз и пора возвращаться домой. Посмотрите сколько всего интересного можно увидеть в океане.

Составьте словосочетания и определите, какую безударную гласную нужно вставить, подберите проверочные слова.

Проверка сигнальными карточками.

б) – Что это за животное встречает нас в океане? (кит)

Работа с предложениями ( дифференцированная работа )

1 группа: Кит ост…н …вился, набрал полную грудь воздуха, хвост фл…жком поднял и пошёл на глуб…ну.

— Какую гласную вы проверяли? Назовите проверочные слова.

2 группа ( сильные ученики ) «Дидактический материал по русскому языку» второй класс стр. 99, упр. 229(1)

5. Итог урока:

— Какие гласные в корне требуют проверки?

— Какие слова являются для них проверочными?

6. Задание на дом:

Выучить правило на стр. 128.

Стр. 128,129. упр.221.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here