Конспект урока по русскому языку во 2 классе

«Орфографический бой»

Задачи:

Обучающие: формировать умения распознавать и называть орфограммы, продолжать учить детей решать орфографические задачи, делать «опасное место»  безопасным, учить работать с памятками, пользоваться словарём.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, фонематический слух, внимание, память, умение действовать по алгоритму, способность к самоконтролю.

Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свою армию.

Оборудование:  Памятка «Хочешь грамотным ты стать – знай орфограммы на « 5», презентация «Орфографический бой», раздаточный материал по теме урока, изображения солнышка и тучки, мяч.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

— Сейчас урок русского языка, – наверно, самый сложный и трудный из всех уроков в начальной школе.

Психологическая минутка.

— Вы любите преодолевать трудности?

— Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

— Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

— А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

— Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке русского языка?

— У вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.

Дети открывают тетради, число и классная работа записаны в тетрадях заранее.

II. Основная часть.

1. Подготовка к теме урока.

В русском языке много правил. Многим они кажутся непонятными и неправильными. Но все правила подчиняются орфограммам. Слово орфограмма греческого происхождения, в переводе «правильно пишу».

Так что такое орфограмма? Орфограмма — это написание слова по правилам орфографии (слайд 2).

— Как вы думаете, как называется раздел русского языка, в котором изучают орфограммы? Раздел языка, где изучаются все орфограммы — это орфография. Там содержится весь свод правил языка (слайд 2).

2. Сообщение темы урока.

— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

Сегодня на уроке будем продолжать решать орфографические задачи, делать «опасное место»  безопасным. Мы проведем игру «Орфографический бой» (слайд 3), и связана она будет связана с праздником — Днем защитника Отечества.

3. Сообщение об истории праздника подготовила нам Анашина Ксюша.

День защитника Отечества возник в 1918 году после победы под Нарвой и Псковом над германскими завоевателями. В 1922 году этот день был официально объявлен «Днем Красной Армии». Память о первом сражении и первой победе. Именно тогда этот день стал большим всенародным праздником

С 1946 года праздник стал называться День Советской Армии и Военно-Морского флота.

В 1995 году Государственная Дума России приняла федеральный закон «О днях воинской славы России», в котором этот день назван «Днем защитника Отечества».

23 февраля — день воинской славы России, которую российские войска обрели на полях сражений. В этом дне заложен огромный смысл — любить, почетать и защищать свою Отчизну, а в случае необходимости, уметь достойно ее отстоять. Защищать родную русскую землю воинам приходилось очень часто, но всегда русский солдат с честью выполнял свой долг.

Сейчас вы ходите в школу, играете с друзьями. Но пройдёт немного лет, и вы вырастете. Вы станете солдатами. Но не для того, чтобы нападать на другие страны, а защищать свою страну. Вы станете солдатами героической российской армии, солдатами великого русского народа. Вы будете охранять мирный труд людей, улыбки и радость детей!

Во время нашей игры вы будете солдатами. Мне разрешите быть главнокомандующим.

Итак, начинаем наш бой.

4. Бой начинается с разведки. (Поиск орфограмм в «чистом поле»)

— Что такое разведка и кто такие разведчики?

— Откуда мы можем узнать значение этого слова? (из словаря, спросить у взрослых, найти в Интернете)

— Как называются словарь, из которого можно узнать значение слова?

— Кто хочет поработать со словарем и узнать значения слов разведка и разведчики.

Ученики ищут в словаре и зачитывают значение слов разведка и разведчик.

Разведка – это совокупность мероприятий, действия с целью сбора данных о действующем противнике, местности, где ведутся бои.

Разведчик — тот, кто идёт в разведку.

Показать слайд 4.

— Сейчас вы все будете разведчиками. У вас на партах тексты. В течение 2 минут просмотреть записанные предложения и найти орфограммы (зажечь фонарики) и донести главнокомандующему.

Наши пограничники (на слайде).

Наши пограничники зорко охраняют рубежи нашей родной страны России. Бойцы днём и ночью стерегут границу. Воины защищают мирный труд людей.

Проверка выполненного задания. Самоконтроль и контроль одноклассника, работавшего у доски.

Наши пограничники (на слайде)

Наши пограничники зорко охраняют рубежи нашей родной страны России. Бойцы днём и ночью стерегут границу. Воины защищают мирный труд людей.

— Итак, разведка прошла удачно, все орфограммы (22) найдены. Теперь прочитайте ещё раз предложения.

— Закройте глаза, проговорите эти предложения, представляя себе каждый фонарик (фонарик это найденная детьми орфограмма).

Записать последнее предложение. Проверить написанное.

Продолжаем работу дальше.

5. Донесение.

— Что такое донесение? Вначале дать ребятам возможность высказаться самим, а потом прочитать на слайде точное значение этого слова.

Показать слайд 5.

Донесение – это служебное сообщение каких-нибудь сведений начальнику, командиру.

— Что заметили в тексте?

— Нужно восстановить текст.

Ж.ть – Р.д.н. сл.ж.ть.

Жить – Родине служить.

— Какие орфограммы вы здесь видите?

Как вы понимаете эту пословицу?

Жить – Родине служить. Многое может родная земля! Может накормить тебя тёплым и вкусным хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой, но защитить себя она не может. Поэтому защита Отечества, родной земли – долг тех, кто ест хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой. Люди в разное время совершали и совершают подвиги во имя любви к своей Родине, во имя любви к своему народу.

Показать слайд 6.

См пгбй – тврщ врчй.

Сам погибай – товарища выручай.

— Как вы понимаете эту пословицу?

Сам погибай – товарища выручай. Надо помогать товарищу, даже рискуя попасть в неприятную, опасную ситуацию. Используется либо в качестве одобрения заботы о других в ущерб себе, либо в качестве рекомендации, примера для подражания.

Записать вторую пословицу. Зажечь орфограммы.

Проверить друг у друга. Сам погибай – товарища выручай.

6. Дальше у нас будет артобстрел.

— Что означает артобстрел? Артиллерийский обстрел. Спросить у учителя.

— Кто такие артиллеристы? Артиллерист – это военнослужащий артиллерии.

— Что такое артиллерия? Артиллерия – это род войск, у которого на вооружении огнестрельные орудия (пушки, гаубицы, миномёты).

Я буду стрелять, а вы будете отстреливаться. Итак, начинаем.

Учитель бросает мяч, дети называют слово и бросают мяч обратно.

— Сколько букв в алфавите? (33)

— Сколько гласных букв?(10)

— Сколько гласных звуков? (6)

— Какие буквы не обозначают звуков (ь, ъ)

— В каком слове 7 гласных (семья)

— Жи- ши пиши с буквой … )

— Существительные отвечают на вопрос … (кто? или что?)

— Глагол обозначает … (действие)

— Главные члены предложения – это … (подлежащее и сказуемое)

7. Загадать загадку (слайд 7).

В десанте ребята

Все боевые.

Береты, как небо,

У них голубые.

— О ком идёт речь?

— Кто такие десантники? Показать изображения десантников (слайд 7).

Предложить зачитать ученику.

Десантникв оеннослужащий воздушно-десантных войск (ВДВ). Десантные войскавойска , специально подготовленные для высадки (выброски) на территорию, занимаемой противником, или высадившиеся на ней с целью ведения боевых действий.

— Кто догадался, что у нас будет? Мы высаживаемся и отдыхаем.

Физкультминутка (слайд 8)

Будь смел и отважен – рывки руками перед грудью

Прочти много книг.

В большом море знаний – движение плавающего человека

Плыви ученик

К заветной мечте — ходьба на месте

И чудесной земле

В нагруженном знаниями корабле.

Следующий этап урока посвящен атаке.

8. Атака.

— Что такое атака? Кто из вас знает?лайд 9)

Атака – это стремительное наступательное движение войск, наиболее решительный момент наступательных действий войск, самолетов (вертолетов), кораблей.

Задание. Учитель называет слово, ученики ищут в нём орфограммы, называют своё слово на эту же орфограмму (т. е. атакуют) (карточки на доске) и записывают в тетради (самостоятельно)

Классификация слов в соответствии с орфограммами.

оборона — …, …. Исключение карандаш, барабан.

ружье- …, ….

лыжи — …, ….

маршал Жуков – …, ….

победит – …, …..

группа – …, ….

хлеб – …, …..

звездочки – …, ….

язык — …, …. (словарное слово)

Слово язык – многозначное слово.

— Как это понять? (имеет много значений)

Приведите примеры значения этого слова (язык во рту, средство общения — русский язык, язык колокола, язык пламени, язык – пленный, захваченный для получения нужных сведений).

9. Шифровка (слайд 10).

— К нам пришла шифрограмма.

— Что такое шифрограмма? Шифрованная телеграмма – секретное письмо с помощью знаков (шифра).

2

21

5

6

14

18

16

5

10

15

6

19

13

21

8

10

20

30

Составить предложение из букв данного слова:

Вызвать двух учеников к доске.

Будем Родине служить.

— Зажгите фонарики (работа над орфограммами, учащиеся называют все встретившиеся им орфограммы).

Будем Родине служить.

— Закройте глаза, проговорите это предложение, представляя себе каждый фонарик (фонарик это найденная детьми орфограмма).

Запись предложения по памяти. Самопроверка.

III. Домашнее задание (слайд 11).

Записать одну пословицу и зашифровать её

IV. Итог урока. Рефлексия.

— Какую учебную задачу мы решали сегодня на уроке? (Сегодня на уроке мы распознавали и называли орфограммы, делали «опасное место»  безопасным).

— Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно? В чем ваша трудность?

— Что вы можете посоветовать тем детям, кто испытал на уроке трудность?

— Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.

— Молодцы. У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.

— Оценки за урок я вам поставлю завтра на следующем уроке. Ваша оценка будет зависеть от количества зажженных огоньков.

В начале урока я сказала, что когда вы вырастите, будете служить в армии. Мне очень хочется, чтобы ваша служба в армии была в мирное время, чтобы ваши бои были только орфографическими.

— Спасибо всем! Урок закончен! (слайд 12)

Предложить послушать песню «Пусть всегда будет солнце»

Литература:

1. http://www.russlav.ru/aktualno/poslovitsy-o-rodine.html — пословицы и поговорки о Родине

2. О. Д. Ушакова. Стихи, пословицы и поговорки о Родине. Справочник школьника.

8

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here