Конспект урока по русскому языку во 2 классе

(программа «Школа России).

Тема урока: Слово и его лексическое значение.

Цель урока:

Познакомить с общим представлением о лексическом значении слова.

Задачи:

  • Развивать умение пользоваться толковым словарём.

  • Формировать умения различать слова разных тематических групп, подбирать к ним обобщающие слова

  • Учить списывать и проверять написанное.

Оборудование:

  • Карточки технологии формирования УУД.

  • Картинки с изображением яблони, яблока, берёзы, ягоды

( клубника).

  • Карточка с определением понятия лексическое значение слова.

Ход урока

Этапы:

  1. Организационный.

Приветствие. Проверка готовности к уроку, правильной посадки за партой.

2.Проверка домашнего задания.

П.Т. упр17.- какие предложения записали?

3. Чистописание. (разминку пальчиков проводит один из учащихся).

П.Т. упр.20.

— Почему предложения из упр.17 и 20 можно разделить на две группы? (распространённые и нераспространённые предложения).

— Из чего состоят предложения? (из слов)

4.Работа со словами из словаря (переход к мотивации и целеполаганию).

На доске столбик слов, по мере заполнения словаря, учащиеся отвечают на вопрос: «Что можно нарисовать?» и у каждого слова вывешивается соответствующая картинка.

Разделение понятий предмет и слово, его называющее.

Вывод: Всё, что нас окружает можно назвать словом, но почему мы понимаем, что имеется ввиду?

-Это происходит благодаря тому, что у слова есть значение.

5. Сообщение темы урока ( около записи темы вывешивается карточка №1 с лупой). –предмет исследования — слово и его лексическое значение!.

6. Формулирование задач урока (карточка №2 с восклицательным знаком).

  • Узнать, что такое лексическое значение слова.

  • Научиться самостоятельно его определять.

-для чего необходимо умение определять значение слова?

(чтобы понимали тебя, а ты понимал других).

7. Решение первой задачи .

Работа с учебником стр.32, упр.46. Работа с материалом упражнения: предмет, его название, толкование. (История происхождения слова берёза, связь с толкованием).

Вывод: лексическое значение – то, что обозначает слово. Карточка вывешивается на доске, ученики читают правило в учебнике.

8.Первичное закрепление.

Определение значений других словарных слов с опорой на учебник (стр.34). Возникновение проблемной ситуации — не знаем историю происхождения слова, сами не можем сформулировать значение.

9. Решение второй задачи.

Знакомство с толковым словарём. порядком записи слов, словарной статьёй.

Работа с определением значения слов по словарю.

Вывод: чтобы узнать лексическое значение можно воспользоваться толковым словарём или историей происхождения слова!

10. Физкультминутка.

— Почему понимаем друг друга — благодаря тому, что у слов есть лексическое значение.

— Узнайте слово по его значению (учитель кидает мяч, называет лексическое значение, ученик называет слово).

11. Вторичное закрепление (включение нового знания в имеющуюся систему знаний).

Самостоятельная работа с тетрадью на печатной основе.

Упр.21 –Составить по рисунку предложение. Определить его вид по наличию второстепенных членов, подчеркнуть основу. Определить значение каждого слова.

Упр.23 – подобрать общее название к конкретным предметам (обобщающее слово-анализ значения слова ягода).

11. Подведение итогов (карточка №3 флаг).

  • Тема урока.

  • Задачи урока.

  • С какими справились?

Выполнение упражнения 25 в тетради (убедились, что понимаем, что такое лексическое значение слова и знаем, как его определить).

12. Рефлексия (карточка №4 капкан).

Оценивание своей работы, затруднения, возникающие в течение урока, способы их преодоления.

Награждение наиболее активных учащихся, или выполнивших работу без ошибок, самостоятельно и т.д.(карточка № 5 грамота).

13. Вариативное домашнее задание.

1) Учебник стр.32- выучить правило, выучить слова из словаря.

2).Печатная тетрадь упр.22 или 24 (первый и второй уровень владения материалом).

3) Печатная тетрадь упр. 26 или самостоятельно составить кроссворд слов из словаря (третий уровень владения материалом).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here