Конспект урока по русскому языку во 2 классе
(программа «Школа России).
Тема урока: Слово и его лексическое значение.
Цель урока:
Познакомить с общим представлением о лексическом значении слова.
Задачи:
-
Развивать умение пользоваться толковым словарём.
-
Формировать умения различать слова разных тематических групп, подбирать к ним обобщающие слова
-
Учить списывать и проверять написанное.
Оборудование:
-
Карточки технологии формирования УУД.
-
Картинки с изображением яблони, яблока, берёзы, ягоды
( клубника).
-
Карточка с определением понятия лексическое значение слова.
Ход урока
Этапы:
-
Организационный.
Приветствие. Проверка готовности к уроку, правильной посадки за партой.
2.Проверка домашнего задания.
П.Т. упр17.- какие предложения записали?
3. Чистописание. (разминку пальчиков проводит один из учащихся).
П.Т. упр.20.
— Почему предложения из упр.17 и 20 можно разделить на две группы? (распространённые и нераспространённые предложения).
— Из чего состоят предложения? (из слов)
4.Работа со словами из словаря (переход к мотивации и целеполаганию).
На доске столбик слов, по мере заполнения словаря, учащиеся отвечают на вопрос: «Что можно нарисовать?» и у каждого слова вывешивается соответствующая картинка.
Разделение понятий предмет и слово, его называющее.
Вывод: Всё, что нас окружает можно назвать словом, но почему мы понимаем, что имеется ввиду?
-Это происходит благодаря тому, что у слова есть значение.
5. Сообщение темы урока ( около записи темы вывешивается карточка №1 с лупой). –предмет исследования — слово и его лексическое значение!.
6. Формулирование задач урока (карточка №2 с восклицательным знаком).
-
Узнать, что такое лексическое значение слова.
-
Научиться самостоятельно его определять.
-для чего необходимо умение определять значение слова?
(чтобы понимали тебя, а ты понимал других).
7. Решение первой задачи .
Работа с учебником стр.32, упр.46. Работа с материалом упражнения: предмет, его название, толкование. (История происхождения слова берёза, связь с толкованием).
Вывод: лексическое значение – то, что обозначает слово. Карточка вывешивается на доске, ученики читают правило в учебнике.
8.Первичное закрепление.
Определение значений других словарных слов с опорой на учебник (стр.34). Возникновение проблемной ситуации — не знаем историю происхождения слова, сами не можем сформулировать значение.
9. Решение второй задачи.
Знакомство с толковым словарём. порядком записи слов, словарной статьёй.
Работа с определением значения слов по словарю.
Вывод: чтобы узнать лексическое значение можно воспользоваться толковым словарём или историей происхождения слова!
10. Физкультминутка.
— Почему понимаем друг друга — благодаря тому, что у слов есть лексическое значение.
— Узнайте слово по его значению (учитель кидает мяч, называет лексическое значение, ученик называет слово).
11. Вторичное закрепление (включение нового знания в имеющуюся систему знаний).
Самостоятельная работа с тетрадью на печатной основе.
Упр.21 –Составить по рисунку предложение. Определить его вид по наличию второстепенных членов, подчеркнуть основу. Определить значение каждого слова.
Упр.23 – подобрать общее название к конкретным предметам (обобщающее слово-анализ значения слова ягода).
11. Подведение итогов (карточка №3 флаг).
-
Тема урока.
-
Задачи урока.
-
С какими справились?
Выполнение упражнения 25 в тетради (убедились, что понимаем, что такое лексическое значение слова и знаем, как его определить).
12. Рефлексия (карточка №4 капкан).
Оценивание своей работы, затруднения, возникающие в течение урока, способы их преодоления.
Награждение наиболее активных учащихся, или выполнивших работу без ошибок, самостоятельно и т.д.(карточка № 5 грамота).
13. Вариативное домашнее задание.
1) Учебник стр.32- выучить правило, выучить слова из словаря.
2).Печатная тетрадь упр.22 или 24 (первый и второй уровень владения материалом).
3) Печатная тетрадь упр. 26 или самостоятельно составить кроссворд слов из словаря (третий уровень владения материалом).