Урок русского языка во 2 классе

«Одушевлённые и неодушевлённые имена
существительные»

Программа «Школа России»

Учебник: В.П.Канакина, В.Г Горецкий «Русский язык» 2 класс

  • Тип урока: открытие нового знания.

Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению одушевлённых и неодушевлённых имён существительных

Задачи:

Образовательная: закрепить умения находить в тексте имена существительные, Сформировать понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных, учить различать одушевленные и неодушевленные имена существительные; закрепить умение находить в предложениях подлежащее и сказуемое, связь слов в предложении; учить приемам анализа и синтеза. Подвести к выводу: одушевленные имена существительные, когда речь идет о людях и животных отвечают на вопрос “Кто?”; неодушевленные имена существительные, когда речь идет не о людях и животных отвечают на вопрос “Что?

”. Развивающая: развивать умения выделять общие и существенные признаки, связи, отношения; формировать умение выделять главное, наблюдать; развитие умения частично- поисковой деятельности, частичная постановка проблемы, ее решение; развитие умения работать в должном темпе. Обучение приемам запоминания — смысловая группировка материала. Развитие воли и самостоятельности, инициативы, уверенности в своих силах. Развитие лингвистического отношения к слову; обогащение словаря; формирование связной речи.

Воспитывающая: формирование внимательного и бережного отношения к природе, учить видеть красоту окружающего мира; формирование ответственности перед коллективом; познавательной потребности. Воспитание стремления к творчеству.

    • Организация детей к уроку.

Добрый день! Я рада видеть вас!

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Постарайтесь все понять,
Будем грамотно писать.

  • Психологический настрой к уроку

На доске: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

— Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 10. Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи.

Актуализация знаний учащихся.

Задача: подготовить к восприятию новой темы, закрепить умения находить в тексте имена существительные.

Сегодня на уроке, мы отправимся в зимний сказочный лес.

Верно, дети, вы все правы и сегодня на уроке мы отправимся в зимний сказочный лес.

(Нельзя кричать, бегать, включать громко музыку.

Нельзя нарушать покой животных, им и так плохо зимой.

Никогда не надо рвать и ломать ветки деревьев.

Можно принести с собой кормушки и насыпать в них корм.)

Звучит музыка “Звуки природы”, появляется слайд4, 5 с изображением зимнего леса.

Учитель читает стихотворение С. Есенина. Слайд 6.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой,
Долбит дятел на суку.

Какое время года описано? Почему вы так думаете? Докажите.

О ком из животных пишет автор в стихотворении? Каких животных вы знаете, которые живут в лесу?

Как вы думаете, как человек должен относиться к лесным жителям?

Молодцы, спасибо! Я с вами согласна.

Словарная работа.

Задачи: повторить словарные слова, подготовить к восприятию новой темы, учить находить в тексте имена существительные, учить приемам анализа и синтеза.

Посмотрите на слайды 1

Отгадай загадки

  1. Под кустом сидит дрожит

Видит волка и бежит (заяц)

  1. В белом бархате деревня

И заборы, и деревья, а как ветер нападёт этот бархат опадёт (иней)

  1. Башмаки-озорники мчат меня по льду реки(коньки)

  2. Бежал по тропке луговой- кивали маки головой. Бежал по речке голубой- речка сделалась рябой. (ветер)

  3. Окраской-сероватая, повадкой-вороватая,

Крикунья хрипловатая, известная персона

Кто она? (ворона)

  1. В школе учит он детей.
    Строг, но все прощает.
    Помогает стать умней,
    Все он объясняет.

Прочитайте слова.

Какое задание вы могли бы предложить?

Можно ли проверить написание этих слов?

Как узнать, что вы правильно написали эти слова?

Молодцы, правильно! Задание: спишите слова, проверьте правильность выполнения работы по словарю.

 Вставить пропущенные буквы, поставить ударение.

Это словарные слова, их нужно выучить.

Словарные слова нужно проверить по словарю.

Самостоятельная работа учащихся.

Подумайте и скажите. Какое еще можно предложить задание?

Умницы! Посмотрите внимательно на эту группу слов, подумайте и скажите, на какие две группы можно разделить теперь эти существительные.

Какие слова отвечают на вопрос кто?

Что вы о них можете сказать?

Что интересного заметили? Какие предметы они называют?

Какие слова отвечают на вопрос Что?

Какие это предметы и явления?

Можно ли их назвать живыми? 

На прошлом уроке мы определили, что имена существительные обозначают предмет, явления природы. Они отвечают на вопросы: кто? и что?

слово е го написание нужно запомнить.

Эти существительные можно разделить на те, которые отвечают на вопрос кто? и что?

Ворона, заяц, учитель

Эти существительные отвечают на вопрос Кто?

. Я заметил, что это живые предметы

Иней, коньки, веете, мороз отвечают на вопрос что?

Они не живые, у них нет души. Они неживая природа.

Основная часть урока. Задачи: Сформировать понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных, учить различать одушевленные и неодушевленные имена существительные; познакомить с понятиями одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Если слово отвечает на вопрос кто? Какие предметы оно обозначает?

А что есть у каждого живого существа?

Как же мы сможем тогда назвать существительные, которые имеют душу.

А если неживые?

Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

Чему вы хотели бы вы, научится, на данном уроке?

Если слово отвечает на вопрос кто?, оно обозначает живое.

У каждого живого предмета есть душа.

Можно назвать живыми, одушевленными и др. ответы.

У них нет души, они неживые, неодушевленные и др. ответы.

Я думаю, мы будем говорить об одушевленных и неодушевленных именах существительных.

Распознавать слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?

Находить одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Узнать, где нам пригодятся эти знания.

Упражнение в распознавании одушевленных и неодушевленных имен существительных.

Задачи: учить различать одушевленные и неодушевленные имена существительные; Развитие воли и самостоятельности, инициативы, уверенности в своих силах, действовать самостоятельно.

Дифференцированная работа по уровням.

Дети различного уровня обученности получают жетоны разного цвета.

Посмотрите на ваши парты, у вас даны жетоны разного цвета. Задания для детей, у которых красные жетоны. Послушайте внимательно. (1 низкий уровень)

 Вам нужно записать ответы на вопросы.

Вопросы даны на доске (слайды12, 13,14).

Кто может летать? Что может летать?

Кто может плавать? Что может плавать?

Кто стучит в окно? Что стучит в окно?

Те ребята, у кого желтые жетоны. Вам нужно

(2 средний уровень) Найдите на своих карточках 4 слова и обведи их в овал. Выпиши их в два столбика кто? Что?

Иалакоарбелкаиаоалгусеница

орарармячикраоаоалоконфета

И учащиеся, у которых на партах зеленые жетоны

(3 средний уровень) 

Проверка выполнения заданий (устно).

Что такое имя существительное? Какие имена существительные называются одушевленными и неодушевленными?

Зачитайте ответы на вопросы (1 уровень).

Чем похожи эти предложения и чем отличаются.

Проверка заданий 2 уровня. Назовите одушевленные имена существительные и неодушевлённые

Назовите неодушевленные имена существительные по теме: “Природа”.

Проверка заданий 3 уровня

Работа по уровням обученности.

Самостоятельная работа учащихся в тетрадях.

Имена существительные обозначают предмет, явления природы, отвечают на вопросы: кто? и что?

Одушевленные сущ. отвечают на вопрос кто?, неодушевленные — что?

Орел может летать? Самолет может летать?

Карась может плавать? Лодка может плавать?

Синица стучит в окно? Ветка стучит в окно?

Предложения похожи действиями предметов, но сами предметы отличаются, они живые или одушевленные, и неживые, неодушевленные.

Я записал одушевленные существительные: тигр, волк, рысь, соловей, зяблик. И др. ответы.

К неодушевленным существительным я отнес неживые предметы и явления: вода, море, речка, лес, снег, мороз, метель. И др. ответы.

.

9. Деформированный текст, фильм, коллективная работа.

а/ Сейчас вы посмотрите отрывок из м/ф “Смешарики” Путь в приличное общество и ответите на вопрос.

— Что мешало Нюше попасть в приличное общество? /фильм 2/ Вредные привычки.

— А ещё какие вредные привычки вы знаете? Громко смеяться, грызть ногти, ковыряться в носу…

— Чтобы вырасти воспитанным человеком, нужно как можно быстрее избавиться от вредных привычек.

— Какими чертами характера должен обладать хороший человек? Быть добрым, честным…

б/ Возьмите лепестки у себя на столе и прочитайте.


Составление цветка на доске.

Вот таким красивым цветком должна быть человеческая душа. Мы должны стремиться с вами к тому, чтобы эти качества расцветали и в душе каждого из нас.

— На какой вопрос отвечают все эти имена существительные?

— К каким именам существительным они относятся: к одушевлённым или неодушевлённым?

Вывод: Все черты характера, настроение, чувства – это неодушевлённые имена существительные?

в/ Деформированный текст.

Составление пословицы

д..роже   сл..ва   зол..та    добрые

— Как понимаете смысл пословицы?

— Запись в тетрадь /1 ученик у доски объясняет орфограммы/

Добрые слова дороже золота.

Вот и подошёл к концу наш урок.

Итог урока. Цель: подвести итог работы, узнать, как усвоили дети новый материал.

Наш урок подходит к концу. Что узнали нового? О чём мы не забудем после этого урока? Что хотелось бы повторить или изменить на следующем уроке. Как вы оцениваете свою работу?

Спасибо за урок. Вы все хорошо работали

Ответы детей.

Работа с баллами

Найдите на своих карточках 4 слова и обведи их в овал. Подчеркни одушевлённые.

иакоарбелкаиаоалгусеницатром

орарармячикраоаоалоконфетаатт

Найдите на своих карточках 4 слова и обведи их в овал. Подчеркни одушевлённые.

иакоарбелкаиаоалгусеницатром

орарармячикраоаоалоконфетаатт

Найдите на своих карточках 4 слова и обведи их в овал. Подчеркни одушевлённые.

иакоарбелкаиаоалгусеницатром

орарармячикраоаоалоконфетаатт

Найдите на своих карточках 4 слова и обведи их в овал. Подчеркни одушевлённые.

иакоарбелкаиаоалгусеницатром

орарармячикраоаоалоконфетаатт

Найдите на своих карточках 4 слова и обведи их в овал. Подчеркни одушевлённые.

иакоарбелкаиаоалгусеницатром

орарармячикраоаоалоконфетаатт

Найдите на своих карточках 4 слова и обведи их в овал. Подчеркни одушевлённые.

Иакоарбелкаиаоалгусеницатром

Ораыармячикраоаоалоконфетаат

3 уровень.

Замените одну букву в словах, так чтобы они стали одушевлёнными.

Капля——

Дверь——

Мак——

Дом——-

3 уровень.

Замените одну букву в словах, так чтобы они стали одушевлёнными.

Капля——

Дверь——

Мак——

Дом——-

3 уровень.

Замените одну букву в словах, так чтобы они стали одушевлёнными.

Капля——

Дверь——

Мак——

Дом——-

3 уровень.

Замените одну букву в словах, так чтобы они стали одушевлёнными.

Капля——

Дверь——

Мак——

Дом——-

3 уровень.

Замените одну букву в словах, так чтобы они стали одушевлёнными.

Капля——

Дверь——

Мак——

Дом——-

3 уровень.

Замените одну букву в словах, так чтобы они стали одушевлёнными.

Капля——

Дверь——

Мак——

Дом——-

Вам нужно записать ответы на вопросы.

Кто может летать? ______________________Что может летать?______________________

Кто может плавать?______________________Что может плавать?____________________

Кто стучит в окно?_______________________ Что стучит в окно?____________________

Вам нужно записать ответы на вопросы.

Кто может летать? ______________________Что может летать?______________________

Кто может плавать?______________________Что может плавать?____________________

Кто стучит в окно?_______________________ Что стучит в окно?____________________

Вам нужно записать ответы на вопросы.

Кто может летать? ______________________Что может летать?______________________

Кто может плавать?______________________Что может плавать?____________________

Кто стучит в окно?_______________________ Что стучит в окно?____________________

Вам нужно записать ответы на вопросы.

Кто может летать? ______________________Что может летать?______________________

Кто может плавать?______________________Что может плавать?____________________

Кто стучит в окно?_______________________ Что стучит в окно?____________________

Вам нужно записать ответы на вопросы.

Кто может летать? ______________________Что может летать?______________________

Кто может плавать?______________________Что может плавать?____________________

Кто стучит в окно?_______________________ Что стучит в окно?____________________

Вам нужно записать ответы на вопросы.

Кто может летать? ______________________Что может летать?______________________

Кто может плавать?______________________Что может плавать?____________________

Кто стучит в окно?_______________________ Что стучит в окно?____________________

Вам нужно записать ответы на вопросы.

Кто может летать? ______________________Что может летать?______________________

Кто может плавать?______________________Что может плавать?____________________

Кто стучит в окно?_______________________ Что стучит в окно?____________________

Вам нужно записать ответы на вопросы.

Кто может летать? ______________________Что может летать?______________________

Кто может плавать?______________________Что может плавать?____________________

Кто стучит в окно?_______________________ Что стучит в окно?____________________

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here