Урок русского языка во 2 классе
«Одушевлённые и неодушевлённые имена
существительные»
Программа «Школа России»
Учебник: В.П.Канакина, В.Г Горецкий «Русский язык» 2 класс
-
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению одушевлённых и неодушевлённых имён существительных
Задачи: —
Образовательная: закрепить умения находить в тексте имена существительные, Сформировать понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных, учить различать одушевленные и неодушевленные имена существительные; закрепить умение находить в предложениях подлежащее и сказуемое, связь слов в предложении; учить приемам анализа и синтеза. Подвести к выводу: одушевленные имена существительные, когда речь идет о людях и животных отвечают на вопрос “Кто?”; неодушевленные имена существительные, когда речь идет не о людях и животных отвечают на вопрос “Что?
”. Развивающая: развивать умения выделять общие и существенные признаки, связи, отношения; формировать умение выделять главное, наблюдать; развитие умения частично- поисковой деятельности, частичная постановка проблемы, ее решение; развитие умения работать в должном темпе. Обучение приемам запоминания — смысловая группировка материала. Развитие воли и самостоятельности, инициативы, уверенности в своих силах. Развитие лингвистического отношения к слову; обогащение словаря; формирование связной речи.
Воспитывающая: формирование внимательного и бережного отношения к природе, учить видеть красоту окружающего мира; формирование ответственности перед коллективом; познавательной потребности. Воспитание стремления к творчеству.
-
Организация детей к уроку.
Добрый день! Я рада видеть вас!
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Постарайтесь все понять,
Будем грамотно писать.
-
Психологический настрой к уроку
На доске: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
— Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 10. Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи.
Актуализация знаний учащихся.
Задача: подготовить к восприятию новой темы, закрепить умения находить в тексте имена существительные.
Сегодня на уроке, мы отправимся в зимний сказочный лес.
Верно, дети, вы все правы и сегодня на уроке мы отправимся в зимний сказочный лес.
(Нельзя кричать, бегать, включать громко музыку.
Нельзя нарушать покой животных, им и так плохо зимой.
Никогда не надо рвать и ломать ветки деревьев.
Можно принести с собой кормушки и насыпать в них корм.)
Звучит музыка “Звуки природы”, появляется слайд4, 5 с изображением зимнего леса.
Учитель читает стихотворение С. Есенина. Слайд 6.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой,
Долбит дятел на суку.
Какое время года описано? Почему вы так думаете? Докажите.
О ком из животных пишет автор в стихотворении? Каких животных вы знаете, которые живут в лесу?
Как вы думаете, как человек должен относиться к лесным жителям?
Молодцы, спасибо! Я с вами согласна.
Словарная работа.
Задачи: повторить словарные слова, подготовить к восприятию новой темы, учить находить в тексте имена существительные, учить приемам анализа и синтеза.
Вставить пропущенные буквы, поставить ударение. Это словарные слова, их нужно выучить. Словарные слова нужно проверить по словарю. Самостоятельная работа учащихся. | |
Подумайте и скажите. Какое еще можно предложить задание? Умницы! Посмотрите внимательно на эту группу слов, подумайте и скажите, на какие две группы можно разделить теперь эти существительные. Какие слова отвечают на вопрос кто? Что вы о них можете сказать? Что интересного заметили? Какие предметы они называют? Какие слова отвечают на вопрос Что? Какие это предметы и явления? Можно ли их назвать живыми? | На прошлом уроке мы определили, что имена существительные обозначают предмет, явления природы. Они отвечают на вопросы: кто? и что? слово е го написание нужно запомнить. Эти существительные можно разделить на те, которые отвечают на вопрос кто? и что? Ворона, заяц, учитель Эти существительные отвечают на вопрос Кто? . Я заметил, что это живые предметы Иней, коньки, веете, мороз отвечают на вопрос что? Они не живые, у них нет души. Они неживая природа. |
Основная часть урока. Задачи: Сформировать понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных, учить различать одушевленные и неодушевленные имена существительные; познакомить с понятиями одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Если слово отвечает на вопрос кто?, оно обозначает живое. У каждого живого предмета есть душа. Можно назвать живыми, одушевленными и др. ответы. У них нет души, они неживые, неодушевленные и др. ответы. Я думаю, мы будем говорить об одушевленных и неодушевленных именах существительных. Распознавать слова, которые отвечают на вопросы кто? и что? Находить одушевленные и неодушевленные имена существительные. Узнать, где нам пригодятся эти знания.
|
Упражнение в распознавании одушевленных и неодушевленных имен существительных.
Задачи: учить различать одушевленные и неодушевленные имена существительные; Развитие воли и самостоятельности, инициативы, уверенности в своих силах, действовать самостоятельно.
Работа по уровням обученности. Самостоятельная работа учащихся в тетрадях. Имена существительные обозначают предмет, явления природы, отвечают на вопросы: кто? и что? Одушевленные сущ. отвечают на вопрос кто?, неодушевленные — что? Орел может летать? Самолет может летать? Карась может плавать? Лодка может плавать? Синица стучит в окно? Ветка стучит в окно? Предложения похожи действиями предметов, но сами предметы отличаются, они живые или одушевленные, и неживые, неодушевленные. Я записал одушевленные существительные: тигр, волк, рысь, соловей, зяблик. И др. ответы. К неодушевленным существительным я отнес неживые предметы и явления: вода, море, речка, лес, снег, мороз, метель. И др. ответы. . |
9. Деформированный текст, фильм, коллективная работа.
а/ Сейчас вы посмотрите отрывок из м/ф “Смешарики” Путь в приличное общество и ответите на вопрос.
— Что мешало Нюше попасть в приличное общество? /фильм 2/ Вредные привычки.
— А ещё какие вредные привычки вы знаете? Громко смеяться, грызть ногти, ковыряться в носу…
— Чтобы вырасти воспитанным человеком, нужно как можно быстрее избавиться от вредных привычек.
— Какими чертами характера должен обладать хороший человек? Быть добрым, честным…
б/ Возьмите лепестки у себя на столе и прочитайте.
Составление цветка на доске.
Вот таким красивым цветком должна быть человеческая душа. Мы должны стремиться с вами к тому, чтобы эти качества расцветали и в душе каждого из нас.
— На какой вопрос отвечают все эти имена существительные?
— К каким именам существительным они относятся: к одушевлённым или неодушевлённым?
Вывод: Все черты характера, настроение, чувства – это неодушевлённые имена существительные?
в/ Деформированный текст.
Составление пословицы
д..роже сл..ва зол..та добрые
— Как понимаете смысл пословицы?
— Запись в тетрадь /1 ученик у доски объясняет орфограммы/
Добрые слова дороже золота.
Вот и подошёл к концу наш урок.
Итог урока. Цель: подвести итог работы, узнать, как усвоили дети новый материал.
Ответы детей. Работа с баллами |
Найдите на своих карточках 4 слова и обведи их в овал. Подчеркни одушевлённые.
иакоарбелкаиаоалгусеницатром
орарармячикраоаоалоконфетаатт
Найдите на своих карточках 4 слова и обведи их в овал. Подчеркни одушевлённые.
иакоарбелкаиаоалгусеницатром
орарармячикраоаоалоконфетаатт
Найдите на своих карточках 4 слова и обведи их в овал. Подчеркни одушевлённые.
иакоарбелкаиаоалгусеницатром
орарармячикраоаоалоконфетаатт
Найдите на своих карточках 4 слова и обведи их в овал. Подчеркни одушевлённые.
иакоарбелкаиаоалгусеницатром
орарармячикраоаоалоконфетаатт
Найдите на своих карточках 4 слова и обведи их в овал. Подчеркни одушевлённые.
иакоарбелкаиаоалгусеницатром
орарармячикраоаоалоконфетаатт
Найдите на своих карточках 4 слова и обведи их в овал. Подчеркни одушевлённые.
Иакоарбелкаиаоалгусеницатром
Ораыармячикраоаоалоконфетаат
3 уровень.
Замените одну букву в словах, так чтобы они стали одушевлёнными.
Капля——
Дверь——
Мак——
Дом——-
3 уровень.
Замените одну букву в словах, так чтобы они стали одушевлёнными.
Капля——
Дверь——
Мак——
Дом——-
3 уровень.
Замените одну букву в словах, так чтобы они стали одушевлёнными.
Капля——
Дверь——
Мак——
Дом——-
3 уровень.
Замените одну букву в словах, так чтобы они стали одушевлёнными.
Капля——
Дверь——
Мак——
Дом——-
3 уровень.
Замените одну букву в словах, так чтобы они стали одушевлёнными.
Капля——
Дверь——
Мак——
Дом——-
3 уровень.
Замените одну букву в словах, так чтобы они стали одушевлёнными.
Капля——
Дверь——
Мак——
Дом——-
Вам нужно записать ответы на вопросы.
Кто может летать? ______________________Что может летать?______________________
Кто может плавать?______________________Что может плавать?____________________
Кто стучит в окно?_______________________ Что стучит в окно?____________________
Вам нужно записать ответы на вопросы.
Кто может летать? ______________________Что может летать?______________________
Кто может плавать?______________________Что может плавать?____________________
Кто стучит в окно?_______________________ Что стучит в окно?____________________
Вам нужно записать ответы на вопросы.
Кто может летать? ______________________Что может летать?______________________
Кто может плавать?______________________Что может плавать?____________________
Кто стучит в окно?_______________________ Что стучит в окно?____________________
Вам нужно записать ответы на вопросы.
Кто может летать? ______________________Что может летать?______________________
Кто может плавать?______________________Что может плавать?____________________
Кто стучит в окно?_______________________ Что стучит в окно?____________________
Вам нужно записать ответы на вопросы.
Кто может летать? ______________________Что может летать?______________________
Кто может плавать?______________________Что может плавать?____________________
Кто стучит в окно?_______________________ Что стучит в окно?____________________
Вам нужно записать ответы на вопросы.
Кто может летать? ______________________Что может летать?______________________
Кто может плавать?______________________Что может плавать?____________________
Кто стучит в окно?_______________________ Что стучит в окно?____________________
Вам нужно записать ответы на вопросы.
Кто может летать? ______________________Что может летать?______________________
Кто может плавать?______________________Что может плавать?____________________
Кто стучит в окно?_______________________ Что стучит в окно?____________________
Вам нужно записать ответы на вопросы.
Кто может летать? ______________________Что может летать?______________________
Кто может плавать?______________________Что может плавать?____________________
Кто стучит в окно?_______________________ Что стучит в окно?____________________