Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №30 им. А.И. Трофимова»
Г.Чебоксары Чувашской Республики
Конспект урока по русскому языку
во 2 классе
«Употребление заглавной буквы в словах»
подготовила
учитель начальных классов
Игнатьева Юлия Ювиналиевна
г. Чебоксары
2013
Тема: Употребление заглавной буквы
Цель:
1. Закреплять знания учащихся об употреблении большой буквы в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, в названиях городов, улиц, рек, стран.
2. Развивать мышление, память, внимание, речь учащихся.
3. Воспитывать взаимоуважение, взаимовыручку, умение работать согласованно с одноклассниками.
Оборудование: компьютерная презентация урока, компьютер, экран, мультимедийный проектор
Ход урока:
I. Организационный момент
Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте покажем им, как мы умеем работать. Тихо сели.
II. Чистописание
У: – Ноги? – На месте! – Локти? – У края! – Спина? – Прямая!
-Запишем сегодняшнюю дату, классная работа.
-Вспоминаем правописание заглавной и строчной букв М
Мм
III. Словарная работа.
У: Сегодня на уроке мы повторим написание словарного слова. Отгадайте загадку :
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос. (Слайд 2)
У: Правильно. Это медведь! А кто такой медведь? Где он обитает?
Д: Дикое животное, обитает в лесу, у него огромная сила, зимой спит в берлоге.
У: Давайте запишем слово медведь. Чтобы не допустить ошибки скажите, написание какой буквы мы должны запомнить? (безударной гласной Е в первом слоге)
— Ребята, сколько слогов в этом слове? (Мед-ведь)
— Куда падает ударение? (на 2 слог)
— Как можно перенести его с одной строки на другую?
— Какие опасные места в этом слове, где мы можем допустить ошибку? (Медведь)
— А теперь составьте предложение с этим словом. Запишем. (Слайд 3)
Зимой медведь спит в берлоге.
У: В русском языке много фразеологических оборотов со словом медведь. О ком так говорят?
Медведь на ухо наступил — о том, кто лишен музыкального слуха.
Плачет Ёж. Какое горе!
Быть хотел солистом в хоре.
Но Ежу, сказала Муха,
Наступил медведь на ухо.
Наступил Медведь на ухо —
Нет теперь ни капли слуха.
-Еще один фразеологический оборот: Медвежья услуга. Какую услугу можно назвать медвежьей?
Д: Неумелая, приносящая вместо помощи вред, неприятность
У: Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь … (медвежью услугу) (Слайд 4,5)
У: А теперь давайте подберем однокоренные слова. Какие слова называются однокоренными? (имеют общую часть и близкое значение)
-
если он медведь, то она … (медведица)
-
а их детеныша как будут называть? ….(медвежонок)
У: Запишем эти слова. Как пишутся корни в однокоренных словах?(Одинаково)
— С помощью чего образовались новые слова? (Суффиксов иц и онок). Молодцы. (Слайд 6)
Физкультминутка
Топай Мишка, топай Мишка,
Приседай со мной братишка,
Наклоняйся вправо, влево,
Посмотри на потолок,
Сядь тихонечко за парту,
Мы продолжим наш урок. (Слайд 7)
IV. Повторение изученного материала.
У: Какие сказки о медведях вы знаете?
Д: Три медведя. Маша и медведь. Винни –Пух и все-все-все.
У: Как зовут медведей в русской народной сказке «Три медведя»? (Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мушутка) (Слайд 8)
— Посмотрите, как записаны их имена. (С большой заглавной буквы). Почему? (Имена сказочных героев пишутся с заглавной буквы)
— Какие еще слова пишутся с заглавной буквы?
С заглавной буквы пишутся:
-
Имена, фамилии, отчества
-
Имена сказочных героев
-
Названия городов, деревень, рек, морей… т.е. географические названия
-
Клички животных (Слайд 9)
VII. Объявление темы урока.
— Кто догадался, какой будет тема нашего урока сегодня?
-Тема нашего урока «Употребление заглавной буквы»
V. Актуализация знаний
-
Парная работа.
-У вас на партах лежат листочки. Используя правила правописания заглавной буквы, исправьте ошибки, если они есть в тексте.
Я живу в городе чебоксары. Он расположен на берегу реки волга. Я люблю читать сказки и рассказы. Буратино, карлсон и незнайка – мои любимые сказочные герои. Недавно я прочитал веселые рассказы Виктора драгунского про дениску. Еще я люблю гулять с шариком.
-
Проверка по образцу (Слайд 10)
VI. Создание проблемной ситуации
-Меня интересует последнее предложение. Кто-то оставил слово шарик со строчной буквой, а кто-то заменил ее на заглавную. И у тех и у других правильно, но написано по-разному. (Слайд 11)
VIII. Закрепление
-
Сравнение предложений
— Давайте разберемся с последним предложением «Еще я люблю играть с шариком». Что имели в виду те, кто написал слово шарик с Заглавной буквы? (Кличку животного)
-А что имели в виду те, кто оставил строчную букву? (воздушный шарик)
— Чем отличаются наши два шарика друг от друга? (значением)
— Какой мы можем сделать вывод? В слове главное-это его значение. Иногда от значения слова зависит его написание.
-В данном предложении понятно значение слова? (нет). Поэтому вы и написали его по-разному. Сделайте так, чтобы стало понятно, что слово надо писать с большой, заглавной буквы
Еще я люблю гулять со щенком Шариком.
-А теперь, чтобы всем стало понятно, что шарик пишется с маленькой строчной буквы.
Еще я люблю гулять с воздушным шариком.
-Молодцы! (Слайд 12,13,14)
-
Упр. 158, с. 97 (Слайд 15)
-
Распределите слова на две группы:
Москва. Шар. Реки. Гагарин. Ольга Петровна. Город. Ракета. Дик. Собаки. Яна
— Запишите слова, которые всегда пишутся с большой буквы. (Москва, Гагарин, Ольга Петровна, Дик, Яна). (Слайд 16)
IХ. Итог урока
— Что мы сегодня повторили на уроке? (Употребление заглавной буквы)
— А что нового узнали?
Послушайте стихотворение «Тётя Соня и дядя – соня»
У меня есть тётя Соня,
У меня есть дядя — соня.
Пять будильников трезвонят,
Полчаса в квартире звон,
Варит кашу тётя Соня,
Дядя – соня смотрит сон.
— Назовите слова, которые звучат одинаково? — Чем они отличаются? (Одни слова пишутся с заглавной буквы, другие – со строчной буквы.)
— Чем они еще отличаются? (Значением.) (Слайд 17)
— Почему одни и те же слова пишутся то с маленькой, то с большой буквы?
— — Какие еще слова пишутся с заглавной буквы? (Слайд 18)
Х.Домашнее задание: Упр. 157