3 класс
Тема: «Второстепенные члены предложения. Определение»
Цели урока:
-
учебная: дать понятие об определении, его основных свойствах;
-
развивающая: развивать навык самостоятельной работы при обобщении материала;
-
воспитательная: продолжить работу над развитием речи учащихся, воспитывать толерантность, чувство взаимопомощи.
Тип урока: проблемный, постановочный.
Оборудование: учебники, тетради, опорный материал, карточки для работы в группах, карточки – подсказки разных уровней сложности, мультимедийные картинки в качестве наглядного материала.
-
Организационный момент
— Здравствуйте. «Минута общения».
— У нас сегодня необычный урок русского языка. Нам предстоит решить проблему, которая касается темы нашего урока.
Деятельность учащихся | |
Игра «Доскажи словечко» Вкус у ягоды хорош, Но сорви ее поди-ка: Куст в колючках, будто еж, вот и названа …(ежевика) Немытое в рот Ни за что не возьмет. И ты будь таким Как чистюля…(енот) — Охарактеризуйте эти звуки. Прочитайте пословицу, объясните ее смысл. Подчеркните орфограммы. | Правописание букв Е е Е ее Есть терпение – будет и умение. |
(мультимедийные картинки) | Малина, месяц, урожай, желтый, черный, земляника, горох, коллектив. |
| Работа по схемам (низкий уровень) Вы дома составили предложения к схемам. Прочитайте, пожалуйста, что получилось. _____ ===== _ _ _ _ _ _ _ _ . (Ребята ждали прилёта скворцов) _ _ _ _ ====== _______ . (В зоопарке живут медведи) — А как определили в предложении, что данное слово – дополнение? Составление рассказа с использованием дополнений (средний уровень) Составление рассказа с использованием дополнений и иллюстрации к нему (средний уровень) Молодцы! |
| — А какие падежи мы называем косвенными? (Все, кроме именительного) |
Запись предложений под диктовку. -Подчеркните главные члены предложения. — Как называется второстепенный член предложения. Объясните. — С каким членом предложения согласуется определение в 1 и 2 предложениях? (с подлежащим) — А сейчас соберите все сведения об определении и попытайтесь сделать вывод о том, что же называется определением. — Мы сделали вывод об определении, давайте познакомимся с теорией в учебнике. Почитаем правило с.47 и подумаем, правы ли были мы. — Что ещё нового вы для себя узнали о второстепенном члене предложения — определении? Молодцы! Вы правильно ответили! | Пришла долгожданная зима! — Так вы догадались, какова тема урока? Запишем ее в тетради! Работа с правилом. (читает «сильный ребенок») |
Физкультминутка |
|
взаимопроверкой. — Скажите, пожалуйста, нужны ли нам определения в речи? Будет ли понятен смысл предложения без определений? | Выполнение упр. 97 (читает «сильный ребенок») |
— Запишем под диктовку предложение — Найдем определения. Чем они выражены? Какое слово поясняют? Есть ли среди них эпитет? Назовите. Молодцы! Вы правильно ответили! | Наступила долгожданная хрустальная зима. |
— Напишите мини-сочинение из 3 предложений, используя определения. Первое предложение у вас уже есть. Подумайте, кто по какому варианту будет работать: — Прочитаем. Молодцы! У вас хорошо получилось! Оценки, хоть я не успела проверить ошибки, получают ….. Остальные сдают тетради. | Учащиеся делятся на 3 группы 1 в. – пишу сам, 2 в. – прошу помощи, 3 в. – прошу большой помощи. («Сильные дети» подчеркивают орфограммы) |
— С каким второстепенным членом мы сегодня познакомились? — Чем, кроме прилагательного, может быть выражено определение? — Для чего нужны определения в речи? — Как называются образные определения? Молодцы! Вы правильно ответили! | Ответы на вопросы. Дети оценивают свою работу, используя 3 шкалы:
|
| По выбору:
|
— Спасибо за урок, вы хорошо поработали сегодня. Оценки за урок…… Урок окончен, встали. |
|