Предмет: русский язык, повторительно-обобщающий урок. 3 класс.
Тема: Правописание слов с разделительными мягким и твердым знаками.
Цели урока: закрепить знания учащихся о правописании разделительных ъ и ь, их месте в слове, повторить изученные орфограммы.
Задачи урока:
-
развивать орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь учащихся, их словарный запас;
-
развивать умения отличать разделительные ъ и ь;
-
развивать умение группировать, выделять подгруппы по определённым свойствам;
-
закрепить умение пользоваться правилом написания ъ и ь;
-
совершенствовать умения проверять на практике правила правописания изученных орфограмм;
-
воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе и самостоятельно.
ХОД УРОКА:
-
Оргмомент.
Учитель.
У нас необычный сегодня урок,
Выяснить надо, кто в классе знаток.
К нам в гости пришли загадочные буквы. Отгадайте их.
Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает, перед е, ё, и, ю, я
Я в корнях стою, друзья!
Дети: Это буква разделительный мягкий знак.
Учитель:
Было – сели, стало – съели.
Догадаться вы сумели?
Почему случилось так?
Кто виновен?
Дети: Твёрдый знак.
Учитель:
Молодцы, ребята! Правильно отгадали наших гостей. А что вы знаете о наших друзьях – мягком и твёрдом знаках?
(Ответы детей)
-
Минутка чистописания (работа над каллиграфией).
Ь еёюяи льёт, пьют, ручьи, братья
Ъ еёюя подъём, съехал, объявление
Ручьи сольются – река будет, люди объединятся – силу их не сокрушить.
Учитель:
— Ребята, как вы понимаете смысл пословицы?
— Какие известные вам виды орфограмм встретились в предложении?
— Объясните их правописание.
3. Сообщение темы и целей урока.
— Какую роль играют наши гости в записанном вами предложении?
— Сформулируйте тему нашего урока.
«Правописание слов с разделительным твёрдым и мягким знаками».
— Моя задача на сегодняшнем уроке: Научить вас, помочь запомнить, когда же в словах пишется разделительный твёрдый знак, а когда разделительный мягкий знак.
Ваша задача: Быть внимательными, слушать учителя, беречь своё и чужое время, запомнить и правильно писать слова с разделительными ъ и ь и другие слова с изученными орфограммами. Мы продолжаем наше путешествие в страну орфографию, где будем наблюдать, сравнивать и доказывать, исследовать, т.е. трудиться.
-
Работа по теме урока.
А) Разрешение проблемной ситуации.
— Прочитайте строчки из письма. (Текст записан на доске)
У нас всё хорошо! Я пю молоко. А я веду сёмку из ружя и делаю фотографии.
— Кто написал это письмо?
— С какими орфограммами не знакомы герои этой книги?
— Исправим ошибки.
(Работа в тетрадях с объяснением правописания слов, в которых допущены ошибки)
Б) Составим эталоны правописания разделительных ъ и ь. ( На листе формата А 3, прикреплённом на доске, маркерами разных цветов составляем графические схемы).
согл. е
ё
ъ ю
я
согл. е
ь ё
ю
я
и
В) Классификационный диктант «Слова заблудились»
— Записать в тетрадях слова в два столбика, доказывая свой выбор буквы, дописать в каждый столбик по своему примеру.
— ъ — — ь –
(Взаимопроверка в парах)
Раз, два, три, четыре,
Начинается игра.
Мы теперь не просто дети,
Мы теперь – учителя.
Зрительная гимнастика для детей Крайнего Севера.
( Используем тренажер для глаз)
Г) Словообразовательная работа (работа с карточками по вариантам).
Учитель: Перед вами лежат карточки. Вам надо составить слова с данными приставками.
1вариант 2 вариант
Об- В —
В- С — В — С —
— ех — — езд –
Под — По — Под — По —
От — От –
— Какое слово «лишнее»? Почему?
— Что объединяет все остальные, записанные вами, слова?
(Во всех пишется разделительный ъ, это однокоренные слова)
— Какой частью речи являются получившиеся у вас слова?
(1 вариант – глаголы, 2 вариант – имена существительные)
Д) Развитие речи.
Прочитать начало рассказа. Списать предложения, подчеркнуть, грамматическую основу. Придумать и записать продолжение (2 – 3 предложения).
Стоит холодная зима. Бушует вьюга. Ветер в саду качает деревья. Сучья берёз бьют в окно.
(Проверка записанных предложений)
Грамматическая физминутка
Молчаливый твёрдый знак
Не произносится никак!
Но нужен многим он словам,
Его учить придётся вам!
— Услышали слово с разделительным ъ – выполняем наклон вперёд, если в слове ъ писать нельзя – присесть.
Объявление, поехали, съёмка, прибежал, вбежал, съёжился, соловьи, лисьи, объяснение, разъярён, друзья.
Е) Экспресс – опрос
(Ученики записывают в строчку числа от 1 до 9. Положительный ответ оценивают знаком «+», а отрицательный ответ – знаком « — »).
-
Разделительный ъ пишется после любой приставки, если корень начинается с гласной е, ё, ю, я.
-
В словах уехал, приехал, заехал пишется разделительный ъ.
-
При переносе слова нельзя отрывать ъ от предшествующей согласной.
-
Разделительный ь пишется в корне после согласной перед гласными е, ё, ю, я, и.
-
В словах с разделительными ъ и ь всегда слышим звук [й’].
-
В словах вход, подлетел, откусить надо писать ъ, так как приставки оканчиваются на согласную.
-
Разделительный ъ пишется в словах после приставки, оканчивающейся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю, я.
-
Глаголы шьёт, бьёт, пьёт, льёт пишутся с разделительным ь.
-
Я всё знаю о правописании ь и ъ , мне больше не надо повторять эти правила.
(Проверка работ. Знаки «+» у №№ 3, 4, 5, 7, 8).
-
Индивидуальная работа. Разноуровневые задания на карточках.
1 уровень
1 вариант
Спиши слова, вставляя пропущенные буквы.
Солов.и, под.ёмник, под.езд, сем.я, суч.я, об.явление, брат.я, в.ход, с.ёмка.
2 вариант
Спиши слова, вставляя пропущенные буквы.
Свинья, с.ёмка, раз.ём, лис.и, с.руб, бездел.е, об.яснение, с.едобный, ул.и.
2 уровень
2 вариант
Спиши, исправляя ошибки. Обозначь орфограммы.
Обедаться варенъем, сошъет плате, сьехал с гары, подехала машина, въётся въюн, птичи крылъя.
1 вариант
Спиши, исправляя ошибки. Обозначь орфограммы.
Журчяние ручья, сьедают листъя, падъехал к подезду, шьёт платъе, птичъи семьи, висёлые друзя.
3 уровень
1 вариант
Придумай по 3 слова с разделительными ъ и ь знаками.
Спиши любые 4 предложения, добавляя подходящими по смыслу словами с разделительными ъ и ь.
Илья любит пенки с … . Гости … по домам поздно вечером. Птицы … гнёзда на … и кустарниках. Часто осенью … дожди. Машина … в гараж.
2 вариант
Придумай по 3 слова с разделительными ъ и ь знаками.
Спиши любые 4 предложения, добавляя подходящими по смыслу словами с разделительными ъ и ь.
Осенью на … желтые … . Мальчик … кусочек пирога. Сова вылетает на охоту … . Учитель на уроке … новый материал. Весной птицы … гнёзда. Ульяна … с горы на лыжах.
Релаксация:
Перед вами лежат листы бумаги. В зависимости от того, с каким настроением вы работали на уроке, изобразите на нём солнышко или тучку и наших гостей (Ъ и Ь).
-
Итог урока.
Всем ребятам надо знать,
Где ъ, а где ь знак писать.
Спасибо за урок!