Предмет: русский язык, повторительно-обобщающий урок. 3 класс.

Тема: Правописание слов с разделительными мягким и твердым знаками.

Цели урока: закрепить знания учащихся о правописании разделительных ъ и ь, их месте в слове, повторить изученные орфограммы.

Задачи урока:

  1. развивать орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь учащихся, их словарный запас;

  2. развивать умения отличать разделительные ъ и ь;

  3. развивать умение группировать, выделять подгруппы по определённым свойствам;

  4. закрепить умение пользоваться правилом написания ъ и ь;

  5. совершенствовать умения проверять на практике правила правописания изученных орфограмм;

  6. воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе и самостоятельно.

ХОД УРОКА:

  1. Оргмомент.

Учитель.

У нас необычный сегодня урок,

Выяснить надо, кто в классе знаток.

К нам в гости пришли загадочные буквы. Отгадайте их.

Что за буква, кто узнает:

Звука не обозначает, перед е, ё, и, ю, я

Я в корнях стою, друзья!

Дети: Это буква разделительный мягкий знак.

Учитель:

Было – сели, стало – съели.

Догадаться вы сумели?

Почему случилось так?

Кто виновен?

Дети: Твёрдый знак.

Учитель:

Молодцы, ребята! Правильно отгадали наших гостей. А что вы знаете о наших друзьях – мягком и твёрдом знаках?

(Ответы детей)

  1. Минутка чистописания (работа над каллиграфией).

Ь еёюяи льёт, пьют, ручьи, братья

Ъ еёюя подъём, съехал, объявление

Ручьи сольются – река будет, люди объединятся – силу их не сокрушить.

Учитель:

— Ребята, как вы понимаете смысл пословицы?

— Какие известные вам виды орфограмм встретились в предложении?

— Объясните их правописание.

3. Сообщение темы и целей урока.

— Какую роль играют наши гости в записанном вами предложении?

— Сформулируйте тему нашего урока.

«Правописание слов с разделительным твёрдым и мягким знаками».

Моя задача на сегодняшнем уроке: Научить вас, помочь запомнить, когда же в словах пишется разделительный твёрдый знак, а когда разделительный мягкий знак.

Ваша задача: Быть внимательными, слушать учителя, беречь своё и чужое время, запомнить и правильно писать слова с разделительными ъ и ь и другие слова с изученными орфограммами. Мы продолжаем наше путешествие в страну орфографию, где будем наблюдать, сравнивать и доказывать, исследовать, т.е. трудиться.

  1. Работа по теме урока.

А) Разрешение проблемной ситуации.

— Прочитайте строчки из письма. (Текст записан на доске)

У нас всё хорошо! Я пю молоко. А я веду сёмку из ружя и делаю фотографии.

— Кто написал это письмо?

— С какими орфограммами не знакомы герои этой книги?

— Исправим ошибки.

(Работа в тетрадях с объяснением правописания слов, в которых допущены ошибки)

Б) Составим эталоны правописания разделительных ъ и ь. ( На листе формата А 3, прикреплённом на доске, маркерами разных цветов составляем графические схемы).

согл. е

ё

ъ ю

я

согл. е

ь ё

ю

я

и

В) Классификационный диктант «Слова заблудились»

— Записать в тетрадях слова в два столбика, доказывая свой выбор буквы, дописать в каждый столбик по своему примеру.

— ъ — — ь –

(Взаимопроверка в парах)
Раз, два, три, четыре,
Начинается игра.
Мы теперь не просто дети,
Мы теперь – учителя.

Зрительная гимнастика для детей Крайнего Севера.

( Используем тренажер для глаз)

Г) Словообразовательная работа (работа с карточками по вариантам).

Учитель: Перед вами лежат карточки. Вам надо составить слова с данными приставками.

1вариант 2 вариант

Об- В —

В- С — В — С —

— ех — — езд –

Под — По — Под — По —

От — От –

— Какое слово «лишнее»? Почему?

— Что объединяет все остальные, записанные вами, слова?

(Во всех пишется разделительный ъ, это однокоренные слова)

— Какой частью речи являются получившиеся у вас слова?

(1 вариант – глаголы, 2 вариант – имена существительные)

Д) Развитие речи.

Прочитать начало рассказа. Списать предложения, подчеркнуть, грамматическую основу. Придумать и записать продолжение (2 – 3 предложения).

Стоит холодная зима. Бушует вьюга. Ветер в саду качает деревья. Сучья берёз бьют в окно.

(Проверка записанных предложений)

Грамматическая физминутка

Молчаливый твёрдый знак

Не произносится никак!

Но нужен многим он словам,

Его учить придётся вам!

— Услышали слово с разделительным ъ – выполняем наклон вперёд, если в слове ъ писать нельзя – присесть.

Объявление, поехали, съёмка, прибежал, вбежал, съёжился, соловьи, лисьи, объяснение, разъярён, друзья.

Е) Экспресс – опрос

(Ученики записывают в строчку числа от 1 до 9. Положительный ответ оценивают знаком «+», а отрицательный ответ – знаком « — »).

  1. Разделительный ъ пишется после любой приставки, если корень начинается с гласной е, ё, ю, я.

  2. В словах уехал, приехал, заехал пишется разделительный ъ.

  3. При переносе слова нельзя отрывать ъ от предшествующей согласной.

  4. Разделительный ь пишется в корне после согласной перед гласными е, ё, ю, я, и.

  5. В словах с разделительными ъ и ь всегда слышим звук [й’].

  6. В словах вход, подлетел, откусить надо писать ъ, так как приставки оканчиваются на согласную.

  7. Разделительный ъ пишется в словах после приставки, оканчивающейся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю, я.

  8. Глаголы шьёт, бьёт, пьёт, льёт пишутся с разделительным ь.

  9. Я всё знаю о правописании ь и ъ , мне больше не надо повторять эти правила.

(Проверка работ. Знаки «+» у №№ 3, 4, 5, 7, 8).

  1. Индивидуальная работа. Разноуровневые задания на карточках.

1 уровень

1 вариант

Спиши слова, вставляя пропущенные буквы.

Солов.и, под.ёмник, под.езд, сем.я, суч.я, об.явление, брат.я, в.ход, с.ёмка.

2 вариант

Спиши слова, вставляя пропущенные буквы.

Свинья, с.ёмка, раз.ём, лис.и, с.руб, бездел.е, об.яснение, с.едобный, ул.и.

2 уровень

2 вариант

Спиши, исправляя ошибки. Обозначь орфограммы.

Обедаться варенъем, сошъет плате, сьехал с гары, подехала машина, въётся въюн, птичи крылъя.

1 вариант

Спиши, исправляя ошибки. Обозначь орфограммы.

Журчяние ручья, сьедают листъя, падъехал к подезду, шьёт платъе, птичъи семьи, висёлые друзя.

3 уровень

1 вариант

Придумай по 3 слова с разделительными ъ и ь знаками.

Спиши любые 4 предложения, добавляя подходящими по смыслу словами с разделительными ъ и ь.

Илья любит пенки с … . Гости … по домам поздно вечером. Птицы … гнёзда на … и кустарниках. Часто осенью … дожди. Машина … в гараж.

2 вариант

Придумай по 3 слова с разделительными ъ и ь знаками.

Спиши любые 4 предложения, добавляя подходящими по смыслу словами с разделительными ъ и ь.

Осенью на … желтые … . Мальчик … кусочек пирога. Сова вылетает на охоту … . Учитель на уроке … новый материал. Весной птицы … гнёзда. Ульяна … с горы на лыжах.

Релаксация:

Перед вами лежат листы бумаги. В зависимости от того, с каким настроением вы работали на уроке, изобразите на нём солнышко или тучку и наших гостей (Ъ и Ь).

  1. Итог урока.

Всем ребятам надо знать,

Где ъ, а где ь знак писать.

Спасибо за урок!

6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here