15.12.08. Чтение 1 класс. Петрова О.Н.

ТЕМА: Заглавная буква Б.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: познакомиться с заглавной буквой Б, определить ее предназначение; повторить правила написания имен, фамилий, географических названий; расширять кругозор; воспитывать интерес к чтению; развивать умение читать вдумчиво, рассуждать о прочитанном; работать над выразительностью чтения, упражняться в чтении по ролям.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация темы, портреты знаменитых людей, выставка книг, рисунки с изображением грибов.

ХОД УРОКА:

  1. Формулирование темы урока.

— Откройте учебник на с. 116. Рассмотрите её. Какова тема сегодняшнего урока? (Дети формулируют тему)

— Для чего существует заглавная буква Б? Может быть можно обойтись без неё?

— Приведите примеры таких слов.

— Попробуйте предположить, чем мы будем сегодня на уроке заниматься, какие задания выполнять?

  1. Работа по учебнику.

  1. Чтение слов с заглавной буквой Б

— Прочитайте имена и фамилии. Что интересного заметили? (От имени образовались фамилии)

— Кому принадлежат фамилии в первом столбике? (Мужчинам)

— А во втором столбике? (Женщинам)

— Как догадались? (По окончаниям)

— Прочитайте имена и фамилии людей в третьем столбике. Как одним словом сказать кто это?

Иван Бунин

Александр Блок

Валентин Берестов – это поэты.

— Прочитайте имена и фамилии в четвертом столбике. Кто такой Александр Бородин? (Это композитор)

— Кто такая Елена Благинина? (Это поэтесса)

— Какие стихи Благининой вы знаете? («Улетают, улетели», «Вот какая мама», «Голышок-малышок», «Не мешайте мне трудиться»)

— Прочитайте наизусть стихотворение Е. Благининой. (Читают)

— Кто такой Олег Басилашвили? (Он артист театра и кино.)

— Прочитайте следующий столбик слов.

— Как написаны эти слова? (Они написаны с большой буквы. Это названия городов.)

— Прочитайте следующий столбик слов. Что такое Башкортостан? (Это республика в составе России.)

— Какие слова пишутся с большой буквы? (Имена, фамилии людей, географические названия)

  1. Работа с текстом «Мы выбираем книги»

а) Прогнозирование содержания по иллюстрации и заглавию

— Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы видите на иллюстрации? Чем он занят? (Мальчик, он несет много книг)

— Как вы думаете для чего ему эти книги? (Наверное он хочет их прочитать.)

— Что еще можно сказать о мальчике? (Он маленький, наверное учится в первом классе. Ему тяжело нести столько книг)

— Прочитайте заглавие. Как вы думаете, где можно выбирать книги? (В магазине или в библиотеке)

— Что значит выбирать? (Брать то, что понравилось, что заинтересовало)

— А как вы выбираете книги? (Обложка, знакомый автор, по совету родителей)

— Обратите внимание, есть ли у текста автор? (Автора нет.)

— Кто может предположить, о чем мы будем читать? (Мы будем учиться выбирать книги)

б) Первичное чтение про себя

— Прочитайте текст про себя. Давайте проверим, оправдаются ли наши предположения.

— Так о чем же вы прочитали текст? (О том как первоклассники первый раз пришли в библиотеку. Они рассматривали книги, библиотекарь помогала им выбирать)

в) Чтение вслух.

— О чем были книги на выставке?

— А вы, какие книги любите читать?

— Кто запомнил писателей, которые пишут о природе? Посмотрите на нашу выставку. Какие книги вы на ней видите. А вы читали эти книги? Поднимите руку кому захотелось прочитать эти книги.

— Ребята, а для чего человек должен читать книги?

— Ребята, что особенного вы заметили в тексте? (Там есть диалог.)

— Если есть диалог, значит, какую работу мы можем проделать? (Чтение по ролям)

— А для чего нам нужно учиться читать по ролям? (Чтобы уметь передать интонацию, читать выразительно.)

— Какие роли можно выделить в тексте? Автор (А), библиотекарь (Б), Павлик (П), дети (Д).

— Берем в руки простой карандаш и еще раз внимательно читаем текст, и распределяем роли.

г) Выразительное чтение по ролям.

— Постарайтесь прочитать выразительно. Голосом нужно передать интонацию с которой произносят фразы герои.

— Кому лучше удалось чтение?

— Ребята, как вы думаете, почему авторы учебника предложили нам прочитать этот текст?

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А

Гриша шел-шел-шел,

Белый гриб нашел.

Раз – грибок,

Два – грибок,

Три – грибок,

Положил их в кузовок..

  1. Работа с текстом Н Сладкова «Лесные силачи»

а) Работа с текстом до чтения.

— Рассмотрите иллюстрацию. Прочитайте название текста. Прочитайте ключевые слова на доске:

подберезовик

подосиновик

маховик

соревнование

победитель

— Сделайте предположения, о чем будем читать?

— А теперь проверим их.

б) Чтение текста про себя.

— Оправдались наши предположения?

в) Работа с текстом во время чтения.

— А теперь, давайте прочтем текст вместе и побеседуем по содержанию.

Чтение вслух по логически законченным частям с попутным комментарием.

После 1-го предложения:

— Что явилось сигналом к началу соревнований?

— Какие это соревнования могут быть? (Предположения детей)

После 2-го предложения:

— Какие грибы соревновались?

— В чем они могли соревноваться? (Предположения)

После 3-го предложения:

— Где растут подберезовики?

— В чем же соревновались грибы?

— Как это выжимал вес? (Поднимал)

— Как гриб мог все это поднять? (На шляпке)

— Что поднял подберезовик?

После 4-го предложения:

— Почему гриб так называется? Найдите однокоренные слова.

— Кто пока лидирует в соревнованиях?

После 5-го предложения:

— Почему гриб моховик так назвали? (Растет во мху)

После 6-7 предложений:

— Почему так расхвастался моховик?

— Что он решил поднять?

После 8-го предложения:

— Почему слово жал повторяется несколько раз?

— Как надо прочитать предложение?

После 9-го предложения:

— Почему у моховика шляпка раздвоенная?

После 10-го предложения:

— С чем автор сравнивает шляпку моховика?

— Сможете ли вы этот гриб, если найдете в лесу, отличить от других? Как?

После 11-го предложения:

— Кто же стал победителем?

— Почему?

После 12-го предложения:

— Как это алая? (Красная) Носит ли эту «майку» подосиновик? (Да. Это его шляпка)

г) Вопросы после чтения.

— Вы прочитали сказку или рассказ?

— Что в этом произведении сказочного? (Грибы соревнуются)

— А почему это рассказ? (Автор представлял рост грибов, как соревнование, а их внешний вид как итог соревнований)

— Как вы думаете, почему рассказ Николая Сладкова назван «Лесные силачи»? (Автор грибы сравнивает с лесными силачами, потому что они во время дождя хорошо растут, набирают силу, а не за то, какой гриб сколько может поднять.)

— Раз писатель сравнивает грибы с силачами, которые соревнуются между собой, значит, он их представляет в виде кого?

(Он грибы представляет в виде людей, очеловечивает их, наделяет силой, сноровкой)

— Рассмотрите иллюстрации.

— Найдите всех героев рассказа: кто где. Художник разместил грибы на пьедестале почета по местам.

— Расскажите кто на первом месте, кто на втором, на третьем?

— Можно ли, прочитав этот рассказ догадаться, о чем любил писать Николай Сладков. Каков характер этого человека? (Да, этот человек, который любит природу, лес, наблюдательный, любознательный человек, фантазер.)

  1. Итог урока.

— Вспомните, о чем сегодня говорили, читали на уроке. Какая из этих пословиц может стать девизом урока:

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Хорошая книга ярче звездочки светит.

Кто иного читает, тот много знает.

— Оправдались ли наши предположения о содержании урока, видах заданий?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here