15.12.08. Чтение 1 класс. Петрова О.Н.
ТЕМА: Заглавная буква Б.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: познакомиться с заглавной буквой Б, определить ее предназначение; повторить правила написания имен, фамилий, географических названий; расширять кругозор; воспитывать интерес к чтению; развивать умение читать вдумчиво, рассуждать о прочитанном; работать над выразительностью чтения, упражняться в чтении по ролям.
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация темы, портреты знаменитых людей, выставка книг, рисунки с изображением грибов.
ХОД УРОКА:
-
Формулирование темы урока.
— Откройте учебник на с. 116. Рассмотрите её. Какова тема сегодняшнего урока? (Дети формулируют тему)
— Для чего существует заглавная буква Б? Может быть можно обойтись без неё?
— Приведите примеры таких слов.
— Попробуйте предположить, чем мы будем сегодня на уроке заниматься, какие задания выполнять?
-
Работа по учебнику.
-
Чтение слов с заглавной буквой Б
— Прочитайте имена и фамилии. Что интересного заметили? (От имени образовались фамилии)
— Кому принадлежат фамилии в первом столбике? (Мужчинам)
— А во втором столбике? (Женщинам)
— Как догадались? (По окончаниям)
— Прочитайте имена и фамилии людей в третьем столбике. Как одним словом сказать кто это?
Иван Бунин
Александр Блок
Валентин Берестов – это поэты.
— Прочитайте имена и фамилии в четвертом столбике. Кто такой Александр Бородин? (Это композитор)
— Кто такая Елена Благинина? (Это поэтесса)
— Какие стихи Благининой вы знаете? («Улетают, улетели», «Вот какая мама», «Голышок-малышок», «Не мешайте мне трудиться»)
— Прочитайте наизусть стихотворение Е. Благининой. (Читают)
— Кто такой Олег Басилашвили? (Он артист театра и кино.)
— Прочитайте следующий столбик слов.
— Как написаны эти слова? (Они написаны с большой буквы. Это названия городов.)
— Прочитайте следующий столбик слов. Что такое Башкортостан? (Это республика в составе России.)
— Какие слова пишутся с большой буквы? (Имена, фамилии людей, географические названия)
-
Работа с текстом «Мы выбираем книги»
а) Прогнозирование содержания по иллюстрации и заглавию
— Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы видите на иллюстрации? Чем он занят? (Мальчик, он несет много книг)
— Как вы думаете для чего ему эти книги? (Наверное он хочет их прочитать.)
— Что еще можно сказать о мальчике? (Он маленький, наверное учится в первом классе. Ему тяжело нести столько книг)
— Прочитайте заглавие. Как вы думаете, где можно выбирать книги? (В магазине или в библиотеке)
— Что значит выбирать? (Брать то, что понравилось, что заинтересовало)
— А как вы выбираете книги? (Обложка, знакомый автор, по совету родителей)
— Обратите внимание, есть ли у текста автор? (Автора нет.)
— Кто может предположить, о чем мы будем читать? (Мы будем учиться выбирать книги)
б) Первичное чтение про себя
— Прочитайте текст про себя. Давайте проверим, оправдаются ли наши предположения.
— Так о чем же вы прочитали текст? (О том как первоклассники первый раз пришли в библиотеку. Они рассматривали книги, библиотекарь помогала им выбирать)
в) Чтение вслух.
— О чем были книги на выставке?
— А вы, какие книги любите читать?
— Кто запомнил писателей, которые пишут о природе? Посмотрите на нашу выставку. Какие книги вы на ней видите. А вы читали эти книги? Поднимите руку кому захотелось прочитать эти книги.
— Ребята, а для чего человек должен читать книги?
— Ребята, что особенного вы заметили в тексте? (Там есть диалог.)
— Если есть диалог, значит, какую работу мы можем проделать? (Чтение по ролям)
— А для чего нам нужно учиться читать по ролям? (Чтобы уметь передать интонацию, читать выразительно.)
— Какие роли можно выделить в тексте? Автор (А), библиотекарь (Б), Павлик (П), дети (Д).
— Берем в руки простой карандаш и еще раз внимательно читаем текст, и распределяем роли.
г) Выразительное чтение по ролям.
— Постарайтесь прочитать выразительно. Голосом нужно передать интонацию с которой произносят фразы герои.
— Кому лучше удалось чтение?
— Ребята, как вы думаете, почему авторы учебника предложили нам прочитать этот текст?
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А
Гриша шел-шел-шел,
Белый гриб нашел.
Раз – грибок,
Два – грибок,
Три – грибок,
Положил их в кузовок..
-
Работа с текстом Н Сладкова «Лесные силачи»
а) Работа с текстом до чтения.
— Рассмотрите иллюстрацию. Прочитайте название текста. Прочитайте ключевые слова на доске:
подберезовик
подосиновик
маховик
соревнование
победитель
— Сделайте предположения, о чем будем читать?
— А теперь проверим их.
б) Чтение текста про себя.
— Оправдались наши предположения?
в) Работа с текстом во время чтения.
— А теперь, давайте прочтем текст вместе и побеседуем по содержанию.
Чтение вслух по логически законченным частям с попутным комментарием.
После 1-го предложения:
— Что явилось сигналом к началу соревнований?
— Какие это соревнования могут быть? (Предположения детей)
После 2-го предложения:
— Какие грибы соревновались?
— В чем они могли соревноваться? (Предположения)
После 3-го предложения:
— Где растут подберезовики?
— В чем же соревновались грибы?
— Как это выжимал вес? (Поднимал)
— Как гриб мог все это поднять? (На шляпке)
— Что поднял подберезовик?
После 4-го предложения:
— Почему гриб так называется? Найдите однокоренные слова.
— Кто пока лидирует в соревнованиях?
После 5-го предложения:
— Почему гриб моховик так назвали? (Растет во мху)
После 6-7 предложений:
— Почему так расхвастался моховик?
— Что он решил поднять?
После 8-го предложения:
— Почему слово жал повторяется несколько раз?
— Как надо прочитать предложение?
После 9-го предложения:
— Почему у моховика шляпка раздвоенная?
После 10-го предложения:
— С чем автор сравнивает шляпку моховика?
— Сможете ли вы этот гриб, если найдете в лесу, отличить от других? Как?
После 11-го предложения:
— Кто же стал победителем?
— Почему?
После 12-го предложения:
— Как это алая? (Красная) Носит ли эту «майку» подосиновик? (Да. Это его шляпка)
г) Вопросы после чтения.
— Вы прочитали сказку или рассказ?
— Что в этом произведении сказочного? (Грибы соревнуются)
— А почему это рассказ? (Автор представлял рост грибов, как соревнование, а их внешний вид как итог соревнований)
— Как вы думаете, почему рассказ Николая Сладкова назван «Лесные силачи»? (Автор грибы сравнивает с лесными силачами, потому что они во время дождя хорошо растут, набирают силу, а не за то, какой гриб сколько может поднять.)
— Раз писатель сравнивает грибы с силачами, которые соревнуются между собой, значит, он их представляет в виде кого?
(Он грибы представляет в виде людей, очеловечивает их, наделяет силой, сноровкой)
— Рассмотрите иллюстрации.
— Найдите всех героев рассказа: кто где. Художник разместил грибы на пьедестале почета по местам.
— Расскажите кто на первом месте, кто на втором, на третьем?
— Можно ли, прочитав этот рассказ догадаться, о чем любил писать Николай Сладков. Каков характер этого человека? (Да, этот человек, который любит природу, лес, наблюдательный, любознательный человек, фантазер.)
-
Итог урока.
— Вспомните, о чем сегодня говорили, читали на уроке. Какая из этих пословиц может стать девизом урока:
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Хорошая книга ярче звездочки светит.
Кто иного читает, тот много знает.
— Оправдались ли наши предположения о содержании урока, видах заданий?