Конспект урока обучения грамоте, 1 класс
Автор работы: Еремина Ирина Геннадьевна
Г.Кемерово, МБОУ «СОШ №95»
Тема: Согласные звуки [з], [з,], буква з.
Тип урока: изучение новой темы
Цель: познакомить с буквой з, звуками [з], [з,].
Задачи:
– формирование умения выделять и характеризовать звуки [з], [з,], видеть и отличать букву з от других; наблюдение за местом её использования в словах; расширение словарного запаса детей; знакомство с понятием «текст-описание».
– развитие фонематического слуха, речи, навыков слогового чтения, умения сравнивать, анализировать, сопоставлять, классифицировать;
– воспитание познавательной активности к истории нашей Родины
Методическая цель:
показать формирование УУД в практической деятельности учителя и детей.
Ход урока
I. Орг.момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
II. Сообщение темы и цели.
— На сегодняшнем уроке мы познакомимся с новой буквой и её звуками. Мы потренируемся слышать эти звуки в словах и научимся читать слияния с новой буквой.
Постарайтесь быть внимательными и отзывчивыми.
III. Повторение изученных звуков и букв.
-
Игра «Буква заблудилась»
а о р у ы
а о У ы
-Какая буква «заблудилась»? (несколько вариантов)
-На какие две большие группы делятся буквы?
-Какие характеристики имеют гласные звуки?
-Какие гласные звуки придают мягкость предшествующему согласному звуку?
— Прочитайте, какие слова зашифрованы:
[й,олка], [кл,он], [р,ика]
— Какие характеристики имеют согласные звуки?
-Назовите парные согласные звуки. Почему на ленте букв их расположили парами?
IV. Изучение нового материала.
— Что изображено на кубиках в Букваре (стр.116)?
Выделение первого звука в слове –зонт-.
Выделение первого звука в слове –зебра-.
1.Произношение
-Давайте правильно произнесём звук (з). Кончик языка упирается в нижние зубы, зубы сомкнуты, губы вытянуты в улыбке.
Теперь произнесите хором, глядя на мой рот – (з)
2. Характеристика звука з.
-Как вы думаете, какой это звук? (звук з согласный)
-Каким цветом мы разукрасим Звуковичку ботинки? Почему?
-В какую шапочку мы нарядим нашего Звуковичка? Почему?
-Дайте полную характеристику букве з. (Буква з обозначает звонкие согласные звуки [з], [з,]
-Приглашаем Звуковичка к нам на уроки и говорим ему: «Добро пожаловать!»
3.Чтение слогов и слов с буквой з.(Букварь стр.116)
за зы
зо зи
зу зё
-Прочитайте слоги, где мягкий звук [з,].
1-ый столбик слов:
-Прочитайте односложное слово? Двусложное?
-Как определить количество слогов в слове?
-Что значит зыбко?
2-ой столбик слов:
Чтение
3-ий столбик слов:
-Что вы можете сказать об этих словах? (однокоренные)
-Корень этих слов?
-Что такое перезвон? Составьте красивое предложение со словом звонкие. Схему предложения.
-Придумайте свои слова, которые начинаются на букву з.
Просмотр фильма про букву з.
4.Работа над текстом «Зимние картины».
-Как вы думаете, о каких зимних картинах желает рассказать нам автор?
Словарная работа:
Позёмка Заиндевели
А) первичное восприятие
— Какие картины представили? Красиво? Холодно?
-О каком времени года идет речь в тексте? (в тексте описывается зима. Такой текст называется текс-описание).
Б) чтение текста (разные виды чтения каждого предложения)по цепочке, хором, девочки, мальчики, индивидуально, парами.
В) работа по тексту:
— Назовите какие действия совершают ветры, метели, озёра, реки, позёмка(ударили, застыли, завели, закрутила).
-О каких еще признаках зимы идет речь в тексте?
-По описанию понятно, холодный или теплый момент зимы описывает автор?
-Как вы считаете, иллюстрация нарисована ко всему тексту или определенной части?
Г) самостоятельное чтение текста, с соблюдением всех пауз- знаков препинания.
5.Чтение текста Г.Сапгира «О старых букварях» (стр.117).
-Ребята, посмотрите еще раз на слова, которые мы читали в начале урока. Найдите слово, которое связано с обучением грамоте. (Азбука).
— Кто знает, почему азбуку так назвали, а не придумали какое-то другое слово?
Показ картинок старой азбуки.
-Какими были старые буквари?
— На Руси обучаться читать и писать стали гораздо раньше, чем появилась первая книга, предназначенная для этого. Первоначально под азбукой понимали алфавит, приспособленный для обучения грамоте. Самая древняя русская учебная азбука относится к XI в. и записана на берестяной грамоте. К более позднему времени относятся находки кириллических азбук, выполненных на дощечках. Теперь познакомимся с русскими печатными букварями. История их удивительна. Очевидно, что азбука древнее букваря. Букварем стали называть преимущественно печатные азбуки. Под азбукой же в составе букваря, по-видимому, понимали элементарное пособие объемом не свыше тетради ( 8 листов), которая включала только алфавит и слоги.
Самый первый букварь напечатан Иваном Федоровым, основателем книгопечатания на Руси, во Львове в 1574 г.
-Что интересного есть в наших букварях? А из текста в учебнике мы сейчас узнаем, о чем шла речь в старых букварях, азбуках.
Чтение текста учителем.
-Что объединяет современный букварь и старый? (учение о добре).
-Что удивительного в старой азбуке? (старые буквы не очень похожи на новые).
6. Чтение текста «Свое и чужое»
-Сейчас мы прочитаем текст из старого букваря.
-Чему учит маленький рассказ из старого букваря? (чужое брать нельзя. Воровство – очень плохое дело).
V. Итог урока.
-Что интересного вы сегодня узнали на уроке?
-Что больше всего понравилось, запомнилось?
Игра: «Ответь за букву Зз»
Однажды букве З стали задавать вопросы, а она на них отвечала:
Назови каких-нибудь животных? (Заяц, зебра, зубр)
Что у тебя болит? (Зуб)
Куда ты любишь ходить? (В зоопарк)
Твой любимый цвет? (Зеленый)
Кого ты боишься? (Змей)