Конспект урока обучения грамоте, 1 класс

Автор работы: Еремина Ирина Геннадьевна

Г.Кемерово, МБОУ «СОШ №95»

Тема: Согласные звуки [з], [з,], буква з.

Тип урока: изучение новой темы

Цель: познакомить с буквой з, звуками [з], [з,].

Задачи:

– формирование умения выделять и характеризовать звуки [з], [з,], видеть и отличать букву з от других; наблюдение за местом её использования в словах; расширение словарного запаса детей; знакомство с понятием «текст-описание».

– развитие фонематического слуха, речи, навыков слогового чтения, умения сравнивать, анализировать, сопоставлять, классифицировать;

– воспитание познавательной активности к истории нашей Родины

Методическая цель:

показать формирование УУД в практической деятельности учителя и детей.

Ход урока

I. Орг.момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

II. Сообщение темы и цели.

— На сегодняшнем уроке мы познакомимся с новой буквой и её звуками. Мы потренируемся слышать эти звуки в словах и научимся читать слияния с новой буквой.

Постарайтесь быть внимательными и отзывчивыми.

III. Повторение изученных звуков и букв.

  1. Игра «Буква заблудилась»

а о р у ы

а о У ы

-Какая буква «заблудилась»? (несколько вариантов)

-На какие две большие группы делятся буквы?

-Какие характеристики имеют гласные звуки?

-Какие гласные звуки придают мягкость предшествующему согласному звуку?

— Прочитайте, какие слова зашифрованы:

[й,олка], [кл,он], [р,ика]

— Какие характеристики имеют согласные звуки?

-Назовите парные согласные звуки. Почему на ленте букв их расположили парами?

IV. Изучение нового материала.

— Что изображено на кубиках в Букваре (стр.116)?

Выделение первого звука в слове –зонт-.

Выделение первого звука в слове –зебра-.

1.Произношение

-Давайте правильно произнесём звук (з). Кончик языка упирается в нижние зубы, зубы сомкнуты, губы вытянуты в улыбке.

Теперь произнесите хором, глядя на мой рот – (з)

2. Характеристика звука з.

-Как вы думаете, какой это звук? (звук з согласный)

-Каким цветом мы разукрасим Звуковичку ботинки? Почему?

-В какую шапочку мы нарядим нашего Звуковичка? Почему?

-Дайте полную характеристику букве з. (Буква з обозначает звонкие согласные звуки [з], [з,]

-Приглашаем Звуковичка к нам на уроки и говорим ему: «Добро пожаловать!»

3.Чтение слогов и слов с буквой з.(Букварь стр.116)

за зы

зо зи

зу зё

-Прочитайте слоги, где мягкий звук [з,].

1-ый столбик слов:

-Прочитайте односложное слово? Двусложное?

-Как определить количество слогов в слове?

-Что значит зыбко?

2-ой столбик слов:

Чтение

3-ий столбик слов:

-Что вы можете сказать об этих словах? (однокоренные)

-Корень этих слов?

-Что такое перезвон? Составьте красивое предложение со словом звонкие. Схему предложения.

-Придумайте свои слова, которые начинаются на букву з.

Просмотр фильма про букву з.

4.Работа над текстом «Зимние картины».

-Как вы думаете, о каких зимних картинах желает рассказать нам автор?

Словарная работа:

Позёмка Заиндевели

А) первичное восприятие

— Какие картины представили? Красиво? Холодно?

-О каком времени года идет речь в тексте? (в тексте описывается зима. Такой текст называется текс-описание).

Б) чтение текста (разные виды чтения каждого предложения)по цепочке, хором, девочки, мальчики, индивидуально, парами.

В) работа по тексту:

— Назовите какие действия совершают ветры, метели, озёра, реки, позёмка(ударили, застыли, завели, закрутила).

-О каких еще признаках зимы идет речь в тексте?

-По описанию понятно, холодный или теплый момент зимы описывает автор?

-Как вы считаете, иллюстрация нарисована ко всему тексту или определенной части?

Г) самостоятельное чтение текста, с соблюдением всех пауз- знаков препинания.

5.Чтение текста Г.Сапгира «О старых букварях» (стр.117).

-Ребята, посмотрите еще раз на слова, которые мы читали в начале урока. Найдите слово, которое связано с обучением грамоте. (Азбука).

— Кто знает, почему азбуку так назвали, а не придумали какое-то другое слово?

Показ картинок старой азбуки.

-Какими были старые буквари?

— На Руси обучаться читать и писать стали гораздо раньше, чем появилась первая книга, предназначенная для этого. Первоначально под азбукой понимали алфавит, приспособленный для обучения грамоте. Самая древняя русская учебная азбука относится к XI в. и записана на берестяной грамоте. К более позднему времени относятся находки кириллических азбук, выполненных на дощечках. Теперь познакомимся с русскими печатными букварями. История их удивительна. Очевидно, что азбука древнее букваря. Букварем стали называть преимущественно печатные азбуки. Под азбукой же в составе букваря, по-видимому, понимали элементарное пособие объемом не свыше тетради ( 8 листов), которая включала только алфавит и слоги.

Самый первый букварь напечатан Иваном Федоровым, основателем книгопечатания на Руси, во Львове в 1574 г.

-Что интересного есть в наших букварях? А из текста в учебнике мы сейчас узнаем, о чем шла речь в старых букварях, азбуках.

Чтение текста учителем.

-Что объединяет современный букварь и старый? (учение о добре).

-Что удивительного в старой азбуке? (старые буквы не очень похожи на новые).

6. Чтение текста «Свое и чужое»

-Сейчас мы прочитаем текст из старого букваря.

-Чему учит маленький рассказ из старого букваря? (чужое брать нельзя. Воровство – очень плохое дело).

V. Итог урока.

-Что интересного вы сегодня узнали на уроке?

-Что больше всего понравилось, запомнилось?

Игра: «Ответь за букву Зз»

Однажды букве З стали задавать вопросы, а она на них отвечала:

Назови каких-нибудь животных? (Заяц, зебра, зубр)

Что у тебя болит? (Зуб)

Куда ты любишь ходить? (В зоопарк)

Твой любимый цвет? (Зеленый)

Кого ты боишься? (Змей)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here