Русский язык

урок-путешествие

УМК «Гармония»

Баранова Татьяна Михайловна, первая квалификационная категория

4класс

Тема: Знакомство с 11 глаголами-исключениями и освоение действий по определению спряжения глаголов.

Цели урока:

-развивать умения распознавать спряжение глаголов по неопределенной форме;

-отрабатывать алгоритм действия при написании безударного окончания глагола;

-познакомить с глаголами-исключениями, учить распознавать их в тексте;

-развивать орфографическую зоркость, речь, память, мышление;

-обогащать словарный запас детей;

-формировать навыки правильного письма.

-закреплять умение обнаруживать орфограммы, определять, каким правилом регулируется написание, применять это правило.

Ход урока:

1. Постановка цели урока.

— Сегодня у нас необычный урок. Много гостей. Поприветствуем их. Мы совершим необычное путешествие в страну «Глаголию». В пути нам встретятся преграды, преодолеть которые вам помогут знания, умения и смекалка. Вы все – путешественники. Я буду проводником. Мы будем вести дневник путешественника, роль которого выполнит ваша тетрадь. Итак, в путь!

2.Чистописание.

— Первую остановку мы совершим возле чудесного озера. Но посмотрите, озеро необычное, в нем плавают элементы букв. Назовите эти элементы. Какие буквы рассыпались? Запишите эти буквы в наш дневник на первой строчке.

( Дети записывают в тетрадь буквы: в, р , у и т.д.)

3. Вторая остановка у реки «Языковая разминка».

— Какая речь у нас должна быть? (правильная, грамотная и вежливая) Поработаем над чистоговоркой: «Проворонила ворона вороненка». Что значит «проворонила»? Подберите синонимы.(прозевала, прокараулила, не уберегла, потеряла).

Запишите чистоговорку с пропуском всех орфограмм./ .р.в.рон.л. в.рон. в.р.нёнк. ./

— Решение орфографических задач (ученик у доски определяет, каким правилом регулируется написание, применяет это правило, осуществляет самоконтроль; остальные учащиеся работают в тетрадях)

-Подчеркнуть главные члены предложения, дать характеристику предложения: по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов.

-Что можно сказать обо всех словах этого предложения? (однокоренные)

— Какой частью речи выражено сказуемое? — Расскажите все о глаголе по памятке:

1. … часть речи

2. отвечает на вопросы:

3. обозначает …

4. изменяется …

5. в предложении бывает…

4. Следующая остановка – гора «Грамматическая». Чтобы взобраться на ее вершину, нужно ответить на вопрос: «Как определить спряжение у глагола?»

/ по ударному окончанию: -е , -ут, -ют — I спр.

-и, -ат, -ят — II спр. /

/ по неопр. форме: на –ить —II спр.

не на –ить —I спр./

— Распределите глаголы в два столбика: бросить , падать, веять, клеить, топать, чистить, мазать, жарить, ездить, ехать, мерить, сеять.

-Запишите в дневник путешественника эти глаголы, выделяя суффикс перед – ть.

5. Работа по учебнику.

— Половину пути мы прошли. Чтобы пройти вторую половину, нужно выполнить упр. 418. Прочитайте отрывок из стихотворения С. Маршака о цирке.

— Как понимаете смысл слова «исподлобья»? ( исподлобья – нареч. Из-под насупленных бровей, перен. знач.- недоверчиво, недружелюбно.)

( В отрывке из стихотворения С.Маршака все глаголы даны с решенными в окончаниях орфографическими задачами. Подчеркнув их и выделив окончания, школьники записывают рядом с каждым глаголом его неопределенную форму. Чтобы выявить противоречие, ребятам необходимо провести рассуждения по уже знакомой таблице: см. т-з с. 36)

-Запишите глаголы в таблицу, выделите окончания.( Дети заполняют таблицу самостоятельно.) Сколько нарушений заметили? Какие? Чтобы понять, почему это происходит, послушайте сказку.

6. Чтение сказки. Давным-давно, когда нас с вами еще не было на свете, жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.

Было у царя два сына I спряжение и II спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:

— Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. И после этих слов отпустил царь своих сыновей.

Думали они три дня и три ночи и решили: II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на –ить, а I спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья и рассказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья оказалась в двух разных царствах . это были глаголы: гнать , дышать , держать, зависеть, видеть, слышать и обидеть, а еще вертеть, терпеть, ненавидеть и смотреть. Пришли они к царю с просьбой:

— Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.

— Что случилось?

— По твоему указу оказались мы в царстве I спряжения, а наши старые родители – в царстве II спряжения. Разреши нам остаться с ними.

— Рад бы вам помочь, но не могу нарушить свой указ.

— Смилуйся, государь, сделай исключение.

Не смог устоять царь перед просьбой и разрешил этим глаголам остаться в царстве II спряжения, хотя они и не заканчиваются на –ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко II спряжению. Запомните их , ребята!

7.Вывод с.35 учебника.

— Я помогу вам запомнить глаголы-исключения и подарю карточку-подсказку.

Ко II же спряжению

Отнесем мы без сомнения

Все глаголы, что на –ить,

Исключая «брить», «стелить»,

Так же: гнать, дышать, держать, зависеть,

видеть, слышать и обидеть,

А еще: вертеть, терпеть, ненавидеть и смотреть.

Вы запомните, друзья,

Их на –е писать нельзя!

— Какая новая графа появилась в таблице? (искл.)

-Почему она находится не в конце таблицы? (чтобы не ошибиться в определении спряжения и выборе правильного окончания глагола)

-Вот мы с вами и поднялись на вершину горы «Грамматическая», спускаться будет легче. Спускаясь, мы поучимся рассуждать, решая орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов по упр. 423.( Чтобы не произошло видовой подмены, это упражнение требует от учеников проведения полного рассуждения для решения орфографических задач в личных формах глаголов, а также разграничения глаголов-исключений. Работа выполняется коллективно.)

— Какие встретились глаголы I спряжения, которые легко спутать с исключениями? Прочитайте еще раз по карточке-подсказке глаголы-исключения, к какому спряжению мы будем их относить?

8. Подведение итогов.

-Вот и закончилось наше путешествие. Мы пришли в страну «Глаголию». Что же нового мы узнали в пути? Над чем еще работали?

9. Д/з упр. 422, глаголы записать в таблицу, в тетрадь записать один из отрывков по желанию.

Литература: — М.С.Соловейчик, О.О.Харченко «Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах», Москва, Педагогический университет «Первое сентября», 2006 г.

— В.Волина «Русский язык». – Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 1996.- (Серия «Учимся играя»).

— М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка», учебник, 4 кл., ч.2 Издательство «Ассоциация XXI век», 2004г.; тетрадь-задачник 2, Смоленск, «Ассоциация XXI век», 2006г.

бросить

падать веять клеить топать чистить мазать жарить ездить ехать мерить сеять

Глагол

Неопр. форма

На — ить?

(+ или -)

Спр.

Оконч.

держит

держать

волочит

волочить

+

II

-ит

нажимает

нажимать

I

-ет

смотрит

смотреть

7

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here