Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты Ростовская область
Конспект урока по теме: «Правописание согласных в корне»
5 класс
подготовила
учитель русского языка и литературы
Петрова Наталья Васильевна
2013 год
Цели урока.
-
Создать условия для изучения, повторения и формирования навыка написания согласных в корне.
-
Формировать регулятивные универсальные учебные действия целеполагания, контроля, коррекции, оценивания.
-
Развивать коммуникативные УУД.
Тип урока: повторение изученного.
Оборудование: учебник, тетрадь, карточки, раздаточный материал, проектор, веселый и грустный смайлик.
Ход урока.
1. Организационное начало урока (приветствие, запись в тетрадь числа, словосочетания «классная работа»).
2. Оптимизация знаний, определение темы урока.
Тема урока на доске записана не полностью. Только слово «Правописание…».
Учитель:
— Ребята, тема урока опаздывает, но она прислала смс с заданием, которое поможет определить тему урока.
На экран выводится слова:
Опас(н,тн)ость
У(з. с)кий
Ярос(н. тн)ый
Ска(з, с)ка
Интере(с, тн)ный
— Что нужно сделать с этими словами? (Выбрать правильно букву).
— Как вы это сделаете? (Подберем проверочное слово так, чтобы сомнительный согласный слышался отчетливо).
— Запишите слова, подбирая проверочное слово, выделяя корень слова. (У доски работает один человек).
Опасность – опасен (корень -опасен-)
Узкий – узенький (корень -уз-)
Яростный – ярость (корень -ярост-)
Сказка – сказочка (корень -сказ-)
Интересный – интересен (корень -интерес-)
Проверка выполненной работы, выставление оценки.
— Какие звуки обозначают вставленные вами буквы? (Согласные звуки).
— В какой морфеме находятся эти буквы? (Эти буквы находятся в корне слова).
— Продолжите тему урока:
— Правописание (каких звуков?) согласных (в какой морфеме?) в корне.
— Запишите тему урока в тетрадь.
— Чему вы можете научиться на уроке с данной темой? (Написанию согласных в корне).
— Вспомните, как проверить написание согласных в корне. (Слово необходимо изменить таким образом, чтобы после сомнительного или непроизносимого согласного стояла гласный. Нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы согласный слышался отчетливо).
3. Практическая работа.
Работа по карточкам в парах. Два человека у доски.
Задание: выбрать необходимую букву, подобрав проверочное слово.
Похо(д,т)ка, кре(б,п)кий, поз(д,дн)о, про(с,з)ьба, тро(ст, с)ник, ги(б,п)кий, ужа(с,ст)ный, хле(с,ст)уть, ре(з,с)кий, па(с,ст)бище, сча(с,ст)ливый.
Походка – ходить, крепкий – крепость, поздно – опоздать, просьба – просить, тростник – тросточка, гибкий – гибок, ужасный – ужасен, хлестнуть – хлестать, резкий – резок, пастбище – пасти, счастливый – счастье.
Проверка, взаимопроверка, выставление оценок.
4. Физминутка.
Проводит учащийся. Физминутка состоит из нескольких упражнений, выполняемых под стихотворение либо в произвольной форме.
5. Закрепление темы.
— Вы хорошо справились с заданием. Следующее задание будет сложнее, но я уверена, вы с ним справитесь.
Упражнение №210 (1).
— Найдите слова с непроизносимым и сомнительным согласным в корне, устно объясните их написание.
До чего же сегодня день прелестный.
Солнце в небе празднично горит,
Освещает местность и окрестность
И теплом своим сердца бодрит.
Проверка выполнения.
Сегодня (необходимо запомнить), прелестный – прелестен, солнце – солнышко, празднично (необходимо запомнить), местность – место, местечко, окрестность (окрестить), сердца – сердечко.
— Очень хорошо. Следующее задание даст вам возможность побыть писателями.
6. Творческое задание.
— Посмотрите в окно. На дворе бабье лето. Используя слова из упражнения 210, напишите сочинение-миниатюру на тему «Осень».
Проверка, чтение сочинений, взаимопроверка правильности написания слов с непроизносимой и сомнительной согласной. Выставление оценок.
Наступило бабье лето. Осеннее солнце дарит последнее тепло. Стоят прелестные дни для прогулки. Местность и окрестность пожелтели. Осень радует сердце праздничным нарядом деревьев.
7. Итог урока.
— С какой орфограммой на уроке работали? (Правописание согласного в корне).
— Как проверить написание согласного в корне? (Изменить слово таким образом, чтобы этот согласный произносился и слышался отчетливо).
— Сдавая тетради, прикрепите смайлик: веселый – уверен в своих знаниях, грустный – сомневаюсь.
8. Домашнее задание.
— Подготовить словарную работу по теме «Правописание согласного в корне слова». (10 слов).
Литература.
-
Русский язык. 5 класс. Под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2004.
-
В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.: Просвещение. Ленинградское отделение, 1990. С.57-59.
-
Л. Успенский. Слово о словах. Имя дома твоего. Л.: Лениздат, 1974.