Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты Ростовская область

Конспект урока по теме: «Правописание согласных в корне»

5 класс

подготовила

учитель русского языка и литературы

Петрова Наталья Васильевна

2013 год

Цели урока.

  1. Создать условия для изучения, повторения и формирования навыка написания согласных в корне.

  2. Формировать регулятивные универсальные учебные действия целеполагания, контроля, коррекции, оценивания.

  3. Развивать коммуникативные УУД.

Тип урока: повторение изученного.

Оборудование: учебник, тетрадь, карточки, раздаточный материал, проектор, веселый и грустный смайлик.

Ход урока.

1. Организационное начало урока (приветствие, запись в тетрадь числа, словосочетания «классная работа»).

2. Оптимизация знаний, определение темы урока.

Тема урока на доске записана не полностью. Только слово «Правописание…».

Учитель:

— Ребята, тема урока опаздывает, но она прислала смс с заданием, которое поможет определить тему урока.

На экран выводится слова:

Опас(н,тн)ость

У(з. с)кий

Ярос(н. тн)ый

Ска(з, с)ка

Интере(с, тн)ный

— Что нужно сделать с этими словами? (Выбрать правильно букву).

— Как вы это сделаете? (Подберем проверочное слово так, чтобы сомнительный согласный слышался отчетливо).

— Запишите слова, подбирая проверочное слово, выделяя корень слова. (У доски работает один человек).

Опасность – опасен (корень -опасен-)

Узкий – узенький (корень -уз-)

Яростный – ярость (корень -ярост-)

Сказка – сказочка (корень -сказ-)

Интересный – интересен (корень -интерес-)

Проверка выполненной работы, выставление оценки.

— Какие звуки обозначают вставленные вами буквы? (Согласные звуки).

— В какой морфеме находятся эти буквы? (Эти буквы находятся в корне слова).

— Продолжите тему урока:

— Правописание (каких звуков?) согласных (в какой морфеме?) в корне.

— Запишите тему урока в тетрадь.

— Чему вы можете научиться на уроке с данной темой? (Написанию согласных в корне).

— Вспомните, как проверить написание согласных в корне. (Слово необходимо изменить таким образом, чтобы после сомнительного или непроизносимого согласного стояла гласный. Нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы согласный слышался отчетливо).

3. Практическая работа.

Работа по карточкам в парах. Два человека у доски.

Задание: выбрать необходимую букву, подобрав проверочное слово.

Похо(д,т)ка, кре(б,п)кий, поз(д,дн)о, про(с,з)ьба, тро(ст, с)ник, ги(б,п)кий, ужа(с,ст)ный, хле(с,ст)уть, ре(з,с)кий, па(с,ст)бище, сча(с,ст)ливый.

Походка – ходить, крепкий – крепость, поздно – опоздать, просьба – просить, тростник – тросточка, гибкий – гибок, ужасный – ужасен, хлестнуть – хлестать, резкий – резок, пастбище – пасти, счастливый – счастье.

Проверка, взаимопроверка, выставление оценок.

4. Физминутка.

Проводит учащийся. Физминутка состоит из нескольких упражнений, выполняемых под стихотворение либо в произвольной форме.

5. Закрепление темы.

— Вы хорошо справились с заданием. Следующее задание будет сложнее, но я уверена, вы с ним справитесь.

Упражнение №210 (1).

— Найдите слова с непроизносимым и сомнительным согласным в корне, устно объясните их написание.

До чего же сегодня день прелестный.

Солнце в небе празднично горит,

Освещает местность и окрестность

И теплом своим сердца бодрит.

Проверка выполнения.

Сегодня (необходимо запомнить), прелестный – прелестен, солнце – солнышко, празднично (необходимо запомнить), местность – место, местечко, окрестность (окрестить), сердца – сердечко.

— Очень хорошо. Следующее задание даст вам возможность побыть писателями.

6. Творческое задание.

— Посмотрите в окно. На дворе бабье лето. Используя слова из упражнения 210, напишите сочинение-миниатюру на тему «Осень».

Проверка, чтение сочинений, взаимопроверка правильности написания слов с непроизносимой и сомнительной согласной. Выставление оценок.

Наступило бабье лето. Осеннее солнце дарит последнее тепло. Стоят прелестные дни для прогулки. Местность и окрестность пожелтели. Осень радует сердце праздничным нарядом деревьев.

7. Итог урока.

— С какой орфограммой на уроке работали? (Правописание согласного в корне).

— Как проверить написание согласного в корне? (Изменить слово таким образом, чтобы этот согласный произносился и слышался отчетливо).

— Сдавая тетради, прикрепите смайлик: веселый – уверен в своих знаниях, грустный – сомневаюсь.

8. Домашнее задание.

— Подготовить словарную работу по теме «Правописание согласного в корне слова». (10 слов).

Литература.

  1. Русский язык. 5 класс. Под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2004.

  2. В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.: Просвещение. Ленинградское отделение, 1990. С.57-59.

  3. Л. Успенский. Слово о словах. Имя дома твоего. Л.: Лениздат, 1974.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here