Технологическая карта урока
Данные об учителе: Балобанова Эмма Семёновна, имеющаяся первая квалификационная категория , запрашиваемая высшая категория, МБОУ СОШ №10 г. Воткинск.
Предмет: обучение грамоте( чтение) Класс: 1 Учебник(УМК): Р.Н Бунеев, Е.Н.Бунеева «Букварь», система «Школа 2100»
Тема урока: Буква ь. Употребление ь знака для обозначения мягкости согласных. Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: книгопечатная продукция: Р.Н Бунеев, Е.Н.Бунеева «Букварь», технические средства: компьютер, проектор, звуковые пособия: презентация в Power Point «Буква ь»
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:
в 1-в классе 28 человек, из них 13 девочек и 15 мальчиков. Дети слышат учителя, но не всегда контролируют своё поведение, недостаточно активно работают на уроках. Уже хорошо умеют работать с информацией, высказывать свою точку зрения. Диагностическая работа показала, что три ученика имеют низкий уровень достижений результатов по данному предмету.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.
Учебные действия | Планируемый уровень достижений, результатов, обучения | ||||||||||
Предметные Д | Учебно-языковые умения: —определять роль гласных букв и ь знака при обозначении мягкости согласного звука — проводить звуко-буквенный анализ слова; — видеть в слове орфограмму («опасное место»), уметь ее объяснить — уметь правильно произносить сочетания букв, слова с учетом фонематических норм русского языка. Речевые умения: — правильно называть буквы русского алфавита. — составлять слова из букв, предложение из слов; — объяснять лексическое значение слова |
Выделяют общие признаки звуков и букв; правильно называют буквы русского алфавита; производят звуко-буквенный анализ слов; умеют определять функцию буквы ь в словах русского языка; находят способ выяснения значения новых слов; умеют прогнозировать текст по рисунку, заголовку. | |||||||||
Метапредметные | Познавательные УУД | — ориентироваться в учебнике, тетради; -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); — находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; — проводить анализ учебного материала; — уметь определять уровень усвоения учебного материала | Отличают новое от уже известного, ориентируются в учебнике, находят ответы на вопросы , используя учебник, свой жизненный опыт или информацию с урока. | ||||||||
Регулятивные УУД
| — уметь определять и формулировать тему и цель урока; — работать по предложенному плану; — различать способ и результат действия
| Работают по предложенному плану, определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, проговаривают последовательность действий на уроке, отличают верно выполненное задание от неверного. | |||||||||
Коммуникативные УУД
| — уметь оформлять свою мысль в устной форме; — слушать и понимать речь других; — договариваться друг с другом при работе в паре и группе | Вступают в беседу на уроке, высказывают свою точку зрения, приводя аргументы; слушают и понимают речь других; сотрудничают в паре . | |||||||||
Личностные УУД | — формировать умения оценивать свою работу на основе критериев успешности учебной деятельности;
— проявлять учебную и коммуникативную активность | Понимают причины успешности и неуспешности учебной деятельности; делают самооценку своим поступкам | |||||||||
|
|
| |||||||||
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приёмы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность ученика | Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия | ||||
| 1. Мотивация и самоопределение к деятельности. 2 мин. | -создать положительню мотивацию на включение в учебную деятельность | Словес ный | Фрон. | Проверяет готовность детей к уроку, сосредотачивает внимание детей, просит настроиться на работу | -Прозвенел для нас звонок. Начинается урок. Тихо сели, ноги вместе. Книги, ручки – всё на месте. Руки замерли у всех. Будем думать, будем слушать И учиться лучше всех | Воспринимают на слух слова учителя и мысленно проговаривают про себя, контролируют готовность к уроку визуально и на слух | П: -нет К: — умение слушать и понимать речь других Р : — мобилизовать умственную силу и энергию на уч. процесс | |||
2. Актуализация знаний 5 мин. | -уточнить знания уч-ся о звуках и буквах развивать речь, положительную мотивацию.
| Беседа по уточне нию и конкрети зации знаний (словес ный),
Создание ситуации успеха
Беседа по уточнению знаний | Фронтальная
Фронтальная
Работа в паре | Предлагает поиграть в игру «Доскажи словечко».
Предлагает на уроке стать исследователями, чтобы открывать новые знания
Посмотрите на слайд -Чтобы вам легче было следить за своей работой, я предлагаю вам маршрутный лист, где вы будете отмечать свои достижения. ( см. приложение)
Работа над классификацией букв ( слайд) — Предлагает придумать задание к буквам. ( составить слова) — Из названных слов предлагает выбрать предмет и описать его.
| Звуки мы… Буквы мы… Все звуки делятся на… Гласные звуки могут быть… Согласные звуки могут быть… Они произносятся… Звуки на письме обозначаем …
Получают маршрутные листы и проговаривают все «шаги»: 1.Познакомимся с новой буквой и звуком. 2.Выполним звуко-буквенный разбор. 3.Поработаем с предложением. 4.Поработаем в парах.
5.Поднимемся на вершину
-На какие 2 группы можно разделить все буквы? -Назовите буквы гласных звуков? — Назовите буквы парных звонких согласных? — Назовите буквы всегда твёрдых согласных? — Какие хитрые буквы есть на экране?
| Обучающие договаривают фразы, применяя знания классификации звуков.
Принимают учебную задачу
Отвечают на вопросы учителя , классифицируя буквы на экране.
Составляют слова из букв. Обучающиеся описывают предмет, называя его признаки. | Предметные— правильно называть буквы, выделять буквы, обозначающие гласные и согласные; составлять слова из букв.
П- выполнять классификацию звуков, обосновывать свой выбор; определять границы знаниянезнания; находить ответы на вопросы, используя схемы; К— умение оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать других, быть готовым высказать свою точку зрения, изменить её, понять позицию других Р —осуществлять самоконтроль | ||||
3. Выявление места и причины затруднения. 5 мин. | -вызвать интерес -целеполагание | Создание проблемной ситуации (словесный) Наглядный-составление схемы |
фронт. | Просит послушать , какое описание составила: «Вещество белого цвета, сыпучее, необходимо для приготовления супов и салатов». Предлагает произвести звуко-буквенный анализ слова, составляя схему. Возникает проблема: как записать слово, чтобы звук [ л] звучал мягко. |
Звуко- буквенный анализ слова соль | Дети высказывают свои предположения о названии предмета. По описанию определяют, что это соль.
Ученики дают характеристику звукам и обозначают их буквами.
В процессе обсуждения называют букву ь. | Предметные: производить зв-бук анализ, составлять схему слова. П— ориентироваться в своей системе знаний. Р— высказывать предположение. К— точно и полно выражать свои мысли. Л – самооценка на основе критериев учебной успешности | ||||
| 4. Построение проекта выхода из затруднения.. 2 мин. | -определить и сформулировать цель урока; — определить последователь ность действий на уроке | Подводящий диалог, Беседа (словесный), практическая работа | Индивидуальный | Предлагает определить, что сегодня на уроке предстоит узнать. Просит сформулировать тему и учебные задачи |
-Что же на уроке нам сегодня предстоит выяснить? | Дети высказывают свои предположения относительно темы и цели урока: -Как называется буква? -Какие звуки она обозначает? -Как правильно пишется? — Научиться читать слова с буквой ь.
| Л- устанавливают связь между учебной деят-тью и её мотивом ( зачем?) Р— определять и формулировать цель урока; планировать свою деятельность. | |||
Практический этап
| 5. Открытие нового знания. ( реализация построенного проекта) 10мин. | зафиксировать новое знание в речи и знаках; — определить функцию буквы ь в словах русского языка
Снять эмоциональную и умственную нагрузку |
Практ. работа, Проблемно-диалогический
Физ упражнения | Фронтальная,
работа в паре
Групповая работа
Коллектив ная | Iэтап. Выдвижение гипотезы. — Как вы думаете, с какой учебной задачи надо начать свою работу?
Педагог предлагает провести эксперимент: исследовать слова .
II этап. Формулирование правила. Предлагает посчитать кол-во букв и звуков в словах и объяснить, почему букв больше.
— Мы сделали сразу 2 открытия, оцените себя в маршрутном листе
Предлагает провести физминутку |
Слова для исследования: Лень,тень,моль,быль, пень,пыль Предложен план исследования слова: 1.Произнеси слово. 2. Составь его звуковую модель. 3. Посчитай кол-во звуков и букв. 4. Сделай вывод.
Отвечают на вопрос: — Для чего в русском языке нужна буква ь?
| Дети предлагают начать работу с вопроса: — Какие звуки обозначает буква ь. ( в процессе обсуждения высказывают мысль, что ь –звука не обозначает.)
Проверяют своё предположение. Исследуют слово в группе. ( результат оформляют на листе)
Обращают внимание на то, что букв больше, чем звуков. Делают вывод: буква ь звука не обозначает.
Ь- показатель мягкости согласных
Отмечают цветной фишкой свою работу в маршрутном листе
Дети выполняют упражнения с проговариванием слов
| Предметные: определять, обозначает ли звуки ь; учиться выяснять значение непонятных слов; овладевать умением прогнозировать содержание текста по опорным словам. Л- определять правила работы в парах, оценивать усвоение материала Р- осуществлять самоконтроль, выдвигать свои гипотезы, работать по предложенному плану. П— ориентироваться в учебнике, уметьнаходить необходимую информацию К— слушать и понимать речь других, достаточно полно выражать свою мысль, владеть диалогической формой речи. Р – волевая саморегуляция К – слушать и понимать речь других, управлять действиями однокл. | |||
| 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
12мин.
|
Применить полученные знания на практике, развитие самостоятельности, умение анализировать |
Практическая работа..
Приём технологии ТРИЗ
беседа |
Фронталь ная
Индивиду льная
фронтальная
|
Предлагает выбрать следующую задачу урока: научиться читать слова и сочетания с буквой ь
Работа с текстом.
По опорным словам определить о чём будем читать
Проверяет уровень осмысленного чтения текста:
|
Игра «Теремок» На слайде слова: рысь, олень, конь, лань, лось.
зверь
«Букварь», с.152 Текст «Московский Кремль»
Вопросы: — Что нового узнали из первой части текста? — Как выглядел первый Московский Кремль? — Что нового узнали из второй части текста? — Как называется самая старая башня?
|
Уточняют правила игры, выделяют морфологические признаки слов . В конце игры делают предположение о значении слова лось и олень.
Читают текст хорошо читающие ученики
Отвечают на вопросы учителя по абзацам
| П— извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний. К- научиться доносить свою позицию до других, аргументировать свою Р— учиться работать с текстом. При необходимости исправлять ошибки. Определять степень успешности выполнения своей работы. Понимать причины неуспеха.
|
7.Практическая работа с проверкой по эталону. 4 мин. |
|
Сам работа |
Инд работа
Взаимо проверка |
Просит оценить свою работу в маршрутном листе
Наблюдение за особенностью буквы ь. — Ещё один секрет буквы ь попробуем разгадать.
— О каком секрете буквы вы узнали?
-Если значение слова не понятно, по какой книге его можно узнать?
| Что ещё есть интересного в Кремле? — Почему мы находясь так далеко от Кремля , Москвы говорим сегодня о них?
Дидактическая игра «Превращение слов» . Найдите и подчеркните слова, которые существуют и с Ь, и без него. Например: дал- даль Кон(ь), билет(ь), учит(ь), бисер(ь), пуст(ь), окун (ь), трон(ь), угол (ь) ,обув (ь).
|
Выбирают слова, которые существуют и с ь и без него.
Читая пары слов, дети определяют, что буква ь меняет значение слов. По толковому словарю. |
| |
| 7. Рефлексия учебной деятельности. 3 мин. | -зафиксировать новые знания , полученные на уроке; организовать рефлексию и самооценку собственной деятельности. |
| Работа в паре | — На все ли учебные задачи мы нашли ответ? О каких секретах буквы ь вы узнали?
Предлагает посмотреть на свои маршрутные листы, подвести итог своей работы на уроке |
| Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретённых знаниях на уроке. | П— уметь производить синтез К— грамотно представлять информацию. Критично относиться к собствен. мнению Р— преобразовывать практ. задачу в основательную познавательную. |
приложение
Мой маршрут
Мой маршрут
Мой маршрут
Мой маршрут