Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 города Суздаля»
КОНСПЕКТ УРОКА – ПРОЕКТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ТЕМА: «Склонение имен существительных»
3 класс (2 урока)
УМК «Перспективная начальная школа»
Учитель: Козлова Галина Владимировна
2012 – 2013 уч. г.
Цель:
-
формировать образовательные компетенции через реализацию учебного проекта по теме «Склонение имен существительных».
Учебные задачи монопроекта:
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
— формировать мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности;
— развивать способность самооценки и взаимооценивания на основе критерия успешности учебной деятельности;
— формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению, мировоззрению.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.
Регулятивные УУД:
— развивать способность к мобилизации сил и энергии для решения поставленной задачи;
— формировать умения принимать и сохранять проектную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
— анализировать ход и способы действий, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.
Коммуникативные:
— обучать элементарным приемам сотрудничества с другими людьми в поиске необходимой информации;
— формировать готовность вести диалог, слушать и слышать собеседника;
— учить совместно договариваться о правилах общения в группе и далее следовать им;
— развивать умение излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
— готовность уважать существование разных точек зрения своих собеседников.
Познавательные УУД:
-определять и формулировать познавательную цель и проблему с помощью учителя;
— находить различные способы обработки, анализа, представления информации и использовать их;
— учиться излагать свои мысли в устной форме и фиксировать их письменно.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:
— положить начало формирования знаний о склонении имен существительных;
— формировать умения анализировать слова с целью выявления признаков существенных и несущественных;
— создать таблицу склонений имен существительных и алгоритма распределения их по склонениям;
— выделять из потока речи имена существительные, ставить их в начальную форму и определять их род;
— приводить соответствующие примеры на заданную тему;
— показать необходимость изучения данной темы для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных универсальных учебных действий с языковыми единицами.
Оборудование:
*Учебник по русскому языку (УМК «Перспективная начальная школа») 3 класс, 1 ч, с. 114-118;
*бейджики с названием ролей участников проекта;
*заготовка таблицы склонений на интерактивной доске для оформления коллективного продукта;
*материал для освещения ранее выявленной проблемы: запись существительных папа и отец на доске, карточки с существительными для распределения на группы;
*инструкционные карты;
*лист самооценки (дерево с листьями)
Содержание взаимодействия с учащимися
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
1 | Эмоциональный настрой урока | -Настраивает на работу энергезирующей разминкой: Вместе в круг мы соберемся, Дружно за руку возьмемся. Ты — мой друг и я — твой друг, Доброта живет вокруг! | Встают в круг, крепко взявшись за руки, друг с другом. Произносят слова и проигрывают их. |
|
2 | Формулирование темы и задач урока в сотворчестве с учащимися | Дает задание записать существительные, данные на доске, в Р. п., выделить окончания. Вопрос: с какой проблемой мы с вами встречались ранее и сейчас? — Чему же сегодня будем учиться, и какие задачи решать? | Ставят существительные папа и отец в Р. п., записывают их и выделяют окончания. Озвучивают ранее возникшую проблему, формулируют тему урока и определяют задачи дальнейших двух уроков. | Регулятивные УУД Познавательные УУД
|
3
4
5
6
7 | Подготовительный этап:*выдвижение гипотез
*деление на группы
*распределение ролей внутри группы
*планирование деятельности
Разработка составных частей проекта
Презентация проекта
Испытание проекта
Подведение итогов проекта | — учитель в качестве фасилитатора организует работу: -по выдвижению гипотез;
— предлагает выбрать каждому учащему карточку с именем существительным
Сторонний наблюдатель
— вы будете работать над группой существительных, наблюдать за их изменениями, делать выводы.
— Для выполнения задания вам поможет инструкционная карта.
-Перед началом работы давайте вспомним правила работы в группе.
— Обсудим и примем единые критерии оценивания предполагаемого результата и процесса.
Учитель в роли эксперта наблюдает, советует, следит за соблюдением временных рамок.
Консультирует (по необходимости!) по вопросам оформления презентации результатов работы над проектом каждой группы и организует ее. В качестве эксперта принимает отчет. Оценивает умения учащихся работать в группе на получение общего результата, общаться, слушать и слушать друг друга, выполнять свои обязанности в группе и т. д.
Организует испытание коллективно составленного продукта проекта по карточкам с заданиями.
Организует подведение итогов проекта в академическом и личностном плане с помощью «Дерева знаний», в эмоциональном плане с помощью лучиков на сияющем около дерева солнца. | — предлагают свои мысли по решению поставленной задачи
— в зависимости от рода существительного учащиеся делятся на три группы (ж.р., м. р., ср.р.) Внутри каждой группы происходит деление на одушевленные и неодушевленные существительные. Получается 6 рабочих групп.
Учитывая желание каждого, распределяют роли в сформированных группах.
Ребята планируют свою деятельность; выбирают форму и способ презентации предполагаемого коллективного продукта.
Ребята называют установленные правила работы в группе: “ Будем вежливы. “ Помогаем друг другу. “ Не перебиваем, позволяем высказаться до конца. “ Уважаем мнение каждого.
Выполняют самостоятельно запланированные действия. По необходимости советуясь с учителем-экспертом. Оформляют проект, проводят коллективный анализ, выясняют причины удач и неудач.
Защищают результаты своего проекта, показывая понимание задач и целей проекта, умение планировать и работать сообща.
Получают карточку с заданиями и коллективно выполняют их.
Производят самооценку участия в работе над проектом и показывают это с помощью прикрепленного листочка на разной высоте «Дерева знаний» |
Коммуникативные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД
Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД
Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД Личностные УУД |
Инструкция для 1 и 2 групп
Действуй по плану:
1.Найди примеры слов-существительных в упражнении № 106.
2.Распределте слова на разные группы.
3.Составьте вывод:
Существительные, какого рода и с какими окончаниями, к какому склонению относятся?
4.Оформите выводы в таблицу.
5.Просклоняйте существительные, выполнив упражнение № 107.
6. Установите закономерность изменения окончаний существительных 1 склонения.
7.Подберите свои примеры к исследуемому вами склонению и оформите их.
Инструкция для 3 и 4 групп
Действуй по плану:
1.Найди примеры слов-существительных в упражнении № 106.
2.Распределте слова на разные группы.
3.Составьте вывод:
Существительные, какого рода и с какими окончаниями, к какому склонению относятся?
4.Оформите выводы в таблицу.
5.Просклоняйте существительные, выполнив упражнение № 108.
6. Установите закономерность изменения окончаний существительных 2 склонения.
7.Подберите свои примеры к исследуемому вами склонению и оформите их.
Инструкция для 5 и 6 групп
Действуй по плану:
1.Найди примеры слов-существительных в упражнении № 106.
2.Распределте слова на разные группы.
3.Составьте вывод:
Существительные, какого рода и с какими окончаниями, к какому склонению относятся?
4.Оформите выводы в таблицу.
5.Просклоняйте существительные, выполнив упражнение № 107.
6. Установите закономерность изменения окончаний существительных 3 склонения.
7.Подберите свои примеры к исследуемому вами склонению и оформите их.
-
Алгоритм определения склонения
Определи порядковый номер каждому действию:
__ делаем вывод;
__ ставим существительное в начальную форму;
__ смотрим окончание;
__ определяем род.
Таблица склонений имен существительных
(коллективный продукт появится на интерактивной доске)
2 склонение | 3 склонение | |||
М. р. – а, я Ж.р. — | Ср. р. – о, е М. р. —
|
Ж. р. –
| ||
Например:
| Например:
| Например: |
-
Испытание проекта
1.Подберите 6 существительных, представителей разных склонений:
_______________________________________________________________________________________
Передай карточку другой группе!
2.Распределите существительные по склонениям:
1 скл. 2 скл. 3 скл.