Куприна Наталья Алексеевна

МБОУ СОШ№19 г. Муром

учитель начальных классов

Тема: Слова — помощники

Цели и задачи:

1)Обобщить знания об изученных частях речи.

2)Познакомить уч-ся с названиями слов-помощников, дать понятия «служебные» и «самостоятельные» части речи и показать какую работу выполняют служебные части речи.

3) Развивать орфографическую зоркость, мыслительные операции

4) Формировать умение работать в группе.

Ход урока

I. Постановка учебной задачи.

-Какую тему мы изучаем? (Части речи)

— Какие части речи вы знаете?

— Сегодня мы продолжим изучать части речи и открывать секреты родного языка. Проверим то, что вы уже знаете.

II. Актуализация знаний.

*Индивидуальное задание на карточке.

— Выполним тест.

— Перед вами вопросы теста и бланки ответов. Правильные ответы зачеркивайте крестиком в бланке ответов.

*Проверка

-Сравните свою работу с работой …и оцените правильность выполнения (+,-)

— Что у вас получилось? (5) Вот вы сами и поставили себе отметку за это задание.

III. Тема урока, задачи.

— Раз вы так легко справились с вопросами теста, тогда, я думаю, сможете заполнить таблицу (Т № 127)

-Все слова можно разделить на 3 группы: названия, указатели и помощники.

— Теперь, вы уже знаете научные термины.

— Слова названия предметов – это … (им. сущ).,

названия признаков – это …(им. прил.)

названия количества – это …(им. числ.)

названия действий – это … (гл.)

— Назовите научно слова – указатели. (Местоимения).

— Можете научными словами назвать слова-помощники? (Нет)

— Тогда попробуйте сами определить тему урока. (Слова – помощники)

-А что бы вы хотели узнать?

— Сегодня мы с вами должны ответить на три главных вопроса.

1. Как слова-помощники назвали учёные?

2. Для чего они служат?

3. Как пишутся слова-помощники?

IV. Работа по теме.

А). ПРЕДЛОГИ.

Задание. — Прочитайте про себя шуточное стихотворение.

Птицы … клетке,

Листики … ветке,

Кошка … столом,

Садик … углом.

— Можно ли его оставить в таком виде? Почему? Слова связаны по смыслу?

(Не понятно, слова не связаны по смыслу).

— Кто хочет исправить?

1 чел. к доске. Вставьте слова – помощники ( в, на, под, за). Прочитай.

— Как эти слова-помощники называются научно? (Предлоги).

— Добавим в нашу таблицу. (пр.)

— Для чего служат предлоги? (Для связи слов в предложении). (Были отдельные слова теперь связаны).

— Как пишутся предлоги со словами?

— Найдите подтверждение своих слов в учебнике стр. 44. Прочитайте.

ОБОБЩЕНИЕ: Итак, предлоги – это слова, только маленькие, а все слова в русском языке пишутся раздельно.

— Вместе с нами Джон изучает части речи.

— Проверьте, всё ли у него получается? (Т. № 133.)

— Прочитай, какие подписи к рисункам он сделал? Что скажете?

— Дайте совет Джону.

(Надо использовать предлоги и изменять окончания для связи слов).

— Приведите пример по 1 картинке.

-Обратите внимание, на предлоги в рамочке. Прочитайте. Что интересного заметили в их написании?

-Поработайте в парах.

— Исправьте подписи под картинками (устно), а затем правильно запишите их в тетрадь.

*Проверка.

Физкультминутка для глаз.

Б). ЧАСТИЦА.

— Ребята, сегодня в школе кто-то распространил вот такие советы. Прочитайте.

На уроке не слушай учит . ля, в . ртись, см . три по ст . ронам,

разг . вваривай с друз ? ями, заглядывай к ним в т . традь.

— Дайте оценку советам.

-Какое слово-помощник встало не на своё место и превратило полезные советы во вредные? (Не).

— Учёные назвали его “Частица”. Добавим в нашу таблицу (ч.).

— В парах решите орфографические задачи и сделайте советы полезными.

*Проверка.

— Прочитайте, перед какими словами поставили частицу “НЕ”?

-Какими частями речи они являются? (Глаголами).

-Прочитайте, как пишется частица “НЕ” с глаголами?

— Какую работу выполняет частица “НЕ”? Какое она вносит значение? (вносит отрицательное значение)

— Её так и назвали – отрицательная частица.

— Запишите полезные советы в тетрадь.

ОБОБЩЕНИЕ: Итак, вы познакомились с предлогами, частицей, но это не всё. Чтобы познакомиться со следующей частью речи, вам надо объединиться в группы по рядам.

В). СОЮЗЫ. Работа в группах.

Задание на карточках. — Соберите пословицу из данных частей и обсудите, чему она учит.

Ум хорошо, а два лучше.

Семь раз отмерь, но один раз отрежь.

Ученье и труд все перетрут.

*Проверка.

— Какую пословицу составили ребята первой группы? Когда так говорят?

— Какое слово-помощник вы использовали, чтобы соединить части предложения? ( А)

— Что получилось у ребят из второй группы? Чему учит пословица? (Прежде, чем браться за работу, хорошо подумай.)

— Какое слово-помощник вы использовали? (НО)

— Прочитайте вашу пословицу. Когда так говорят?

Какое слово-помощник соединило части вашего предложения? (И)

— Такие слова – помощники учёные назвали союзами. Добавим в нашу таблицу.

Как вы думаете, для чего они служат?

(Они связывают части предложений, и даже целые предложения).

— Прочитайте правило о союзах.

ОБОБЩЕНИЕ. С какой частью речи работали? Что узнали о союзах?

V. Подведение итогов.

— Итак, мы познакомились со словами-помощниками.

— Какие названия дали ученые словам-помощникам? (Пр., ч., с.)

— Все части речи учёные разделили на две группы: самостоятельные и служебные.

— Как вы думаете? Предлоги, частицы и союзы к какой группе частей речи относятся? Почему? Проверьте свое предположение, прочитайте сообщение в учебнике на стр. 43.

— Все остальные части реи отнесём к самостоятельным .

VI. Домашнее задание.

На выбор У №132 или написать небольшой рассказ об осени, используя служебные части речи.

VII. Рефлексия.

Дадим оценку проделанной работе.

— Кому было интересно работать на уроке?

— Кто пополнил свои знания о частях речи?

— Что вам особенно запомнилось?

На уроке я узнал ….

Мне понравилось …

  • Резерв

— Запишем с комментированием пословицу.

Без труда не вытянуть и рыбки из пруда.

— Чему она нас учит? Какие вам встретились слова помощники?

Приложение

1. Выбери имена существительные:

А) водяной

Б) вода

В) река

Г) роща

2. Выбери глагол:

А) походка

Б) походить

В) поход

Г) походный

3. Выбери местоимения:

А) ребята

Б) они

В) мы

Г) ты

4. Выбери местоимение 1лица единственного числа:

А) ты

Б) он

В) мы

Г) я

5.Выбери имена прилагательные:

А) яблоко

Б) красное

В) большой

Г) холодный

1.К частям речи относятся:

А) приставка

Б) имя существительное

В) имя прилагательное

Г) глагол

2. Какая часть речи указывает на предмет, но не называет его?

А) имя прилагательное

Б) местоимение

В) имя числительное

Г) имя существительное

3. Найди имена существительные:

А) ходить

Б) друг

В) река

Г) медведь

4. какая часть речи отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? И обозначает действие предмета?

А) имя существительное

Б) имя прилагательное

В) местоимение

Г) глагол

5. На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

А) кто?

Б) какой?

В) какая?

Г) какое?

Бланк ответов

1 А

Б

В

Г

2 А

Б

В

Г

3 А

Б

В

Г

4 А

Б

В

Г

5 А

Б

В

Г

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here