Конспект урока – путешествия

в 5 классе

«Сказки и речевой этикет»

Салихова Зоя Николаевна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

МОУ «Исилькульский общеобразовательный лицей»
города Исилькуля Омской области

Урок – путешествие в 5 классе

«Сказки и речевой этикет».

Оформление доски: слово «этикет» (установленный порядок поведения),

Названия станций Страны этикета: Похвалишка, Утешайка, Критикашка, Исправляйка.

Цель урока: научить детей общению, говорить приятные слова друг другу,

утешать друг друга, доброжелательно высказывать не совсем

положительное мнение о человеке, если он делает не так, учиться

говорить правильно.

Эпиграф на доске.

Среди невезенья иного,

Среди невеселого дня

Скажите мне доброе слово

И слово утешит меня.

(Колокольчик звонит!) Учитель: Поехали на поезде.

1-ая остановка — станция Похвалишка.

Между прочим, одну станцию мы уже проехали.

— Какую? (Приветствие). Общение начинается с добрых слов: «Здравствуйте». Еще каких?

— Чего не должно быть в приветствии? (хмурого лица, недоброго тона, неряшливого произношения).

  1. Вот и приехали на первую станцию Похвалишка.

(Что означает ее название?) Сказать приятные слова надо уметь. Вы слышали их? А теперь попробуем сделать это сами? (Инсценировка эпизода из сказки «12 месяцев» С.Маршака.)

Задание группе детей-: скажите комплимент профессору из сказки «12 месяцев».

Игра для остальных учащихся на внимание. «Говорите дружно «да» или «нет»

Друга выручим всегда. – (да!)

Не робей, когда беда – (да!)

Врать не будем никогда – да!

Руки мыть надо всегда – да!

Солнце воздух и вода – да!

В классе списывать ответ –нет!

Кинуть камнем кошке вслед – нет!

Брать в автобусе билет – да!

Надо брать билет всегда – да!

Не лениться никогда – да!

Птиц не трогать никогда – да!

Не жалеть для них зерна. – да!

Выручать, когда беда. – да.

Выбегать на красный свет. – нет!

Дневник прятать иногда. – нет!

Лезть без очереди в буфет! – нет.

Вы устали дети? – нет.

Слушаем добрые слова профессору. (дети отвечают)

— Молодцы! Надо еще помнить, что приятные слова это еще и правдивые слова.

Звонит колокольчик.

А теперь отправимся к следующей станции- «Утешайка». Поезд едет, а мы слушаем стихотворение «Ящеренок» и смотрим инсценировку из сказки С.Маршака «12 месяцев».

Звонит колокольчик.

-Прибыли на станцию.( Задание второй группе, им предстоит утешить падчерицу.)

А мы пока слушаем стихотворение Г.Остера «Вредные советы». Подумайте, как не надо себя вести.

1 ученик. Если ты пришел к знакомым,

Не здоровайся ни с кем,

Слов «пожалуйста», «спасибо»

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

2 ученик. Бей друзей без передышки

Каждый день по полчаса.

И твоя мускулатура

Станет крепче кирпича.

Ты, когда придут враги,

Сможешь в трудную минуту

Защитить своих друзей.

3 ученик. Если твой сосед по парте

Стал источником заразы,

Обними его – и в школу

Две недели не пойдешь.

4 ученик. Если друг на день рождения

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома –

Пригодится самому.

Сесть старайся рядом с тортом.

В разговоры не вступай.

Ты во время разговора

Вдвое меньше ешь конфет.

Выбирай куски поменьше,

Чтоб быстрее проглотить.

Не хватай салат руками –

Ложкой больше зачерпнешь.

Если вдруг дадут орехи,

Сыпь их бережно в карман,

Но не прячь туда варенье –

Трудно будет вынимать.

Звонит колокольчик.

Учитель: Поехали. По дороге вспоминаем пословицы, которые говорят для утешения:

Вот и следующая остановка «Критикашка». Здесь мы будем учиться вежливой, доброжелательной критике.

. Представьте, что герои сказки «Лиса и Журавль» отправились в гости к ежику поделиться своими впечатлениями , как их принимали в гостях. (1-2 мин.). Что сказал ежик? Он мудрый и тактичный? (смотрим инсценировку)

Все играем «Как живешь» — вот так!

— Как живешь? –Вот так!

— Как идешь?

— Как бегаешь?

— Как спишь?

— Как делаешь что–то?

— Как шалишь?

— Как грозишь? – Вот так! (весело отвечаем).

Слушаем ответы ребят. .

— Да, критика может и должна быть доброжелательной.

(Колокольчик звонит).

Учитель:Отправляемся дальше по стране этикета. Станция Исправляйка.

Надо уметь говорить правильно.

Что нас ожидает там? (ударения ставить всюду, выискивать ошибки и малюсенькие буквы где попало подставлять ?).

Вот и прибыли! Задание 4 группе.

Исправь ошибки, поставь правильно ударение (на доске задания).

  1. Вася пришёл со школы поздно.

  2. Ложи книги на место.

  3. Он не звонит мне.

  4. Пусть Коля стерёт с доски!

  5. Это ихний дом?

  6. Саша спросил: «Сколько время»?

Пока работает 4 группа, мы поиграем в словарное лото. «У кого какой характер?»

Я называю черту характера, а вы называете черту одним словом. (Какой?)

  1. Не любящий хвастаться своими успехами. – (скромный).

  2. Легко приходящий в гнев, раздражение. – (вспыльчивый).

  3. Требующий удовлетворения своих прихотей, капризов. – (капризный).

  4. Легко входящий в контакт с людьми, не замкнутый. – (общительный).

  5. Умеющий употребить острые, меткие, яркие, смешные выражения. – (остроумный).

  6. Мягкий и добрый в отношении к людям. – (добродушный).

  7. Долго помнящий обиду. – (злопамятный).

  8. Слишком уверенный в себе, чрезмерно надеющийся на свои силы. – (самоуверенный).

  9. Легко обижающийся. – (обидчивый).

  10. Вежливый, воспитанный. – (учтивый).

Итог урока.

Вот и все на сегодня. Понравилось путешествовать? А теперь каждый себе поставит оценку за сегодняшнюю работу. Вежлив

Список использованной литературы

1. Гольдин В.Е. Речь и этикет. – М., 1983

2. Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении). – М., 2009

3. Шкатова Л.А . Задачник по этикету. Челябинск, Южно-уральское книжное издательство, 1996.



ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here