Аннотация
Урок организован в соответствии с дидактической системой развивающего обучения по программе УМК «Начальная школа 21 века» в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Данный урок позволит проверить усвоение темы «Речевая ситуация: несовпадение интересов и преодоление конфликта. Знакомство родственными словами», поднять знания по этой теме на более высокий уровень благодаря специально подобранным заданиям, применению компьютера с мультимедийным проектором, который помогает детям создать образ главных объектов в яркой, художественной презентации. Учитель имеет возможность сопоставить свое оценивание результатов работы учащихся с их самооценкой. Урок разработан для учащихся, которые обучаются по развивающей программе УМК « Начальная школа 21 века», но материал может быть интересен и для уроков по другим программам т. к. тема «Знакомство с родственными словами» одна из основополагающих в русском языке в начальной школе.
Урок в 1 классе
Учитель Малярчук Людмила Вениаминовна
Тема урока: Речевая ситуация: несовпадение интересов и преодоление конфликта. Знакомство родственными словами.
Цель: научить определять группу родственных слов.
Задачи:
1) создать условия для овладения диалогической формой речи, умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание; научить определять группу родственных слов;
2) развивать умения самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений;
3) прививать устойчивый интерес к предмету, любовь к русскому языку, воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания.
Тип урока: урок изучения нового материала
УУД: Личностные – оценивание усваиваемого содержания; вырабатывание адекватной позитивной самооценки; расширение познавательных интересов.
Познавательные – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы; освоение умений начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание; уяснение значения общей части родственных слов.
Коммуникативные – оперировать диалогической формой речи, соблюдать грамматические нормы произношения.
Регулятивные –адекватно воспринимать оценку учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Тяжела для всех наука,
Если в школе сон и скука.
Если будет увлеченье-
Станет радостным ученье. (слайд1)
II. Актуализация знаний.
— Какие зимние забавы вы знаете? (слайд 2)
1. Инсценировка.
( Текст из у. 1 с. 77)
— Каждый из ребят предлагает заняться чем-то своим. Какое должно быть продолжение разговора, чтобы ребята не поссорились?
2.
-А хотели бы вы об этом узнать? Давайте предположим….
III. Сообщение темы и постановка учебной задачи.
-Прочитайте написанные в учебнике нас.77-78 продолжения разговора между ребятами: (слайд 3)
— Раз не хотите играть в снежки, я ухожу в соседний двор…
-Давайте сначала поиграем в снежки, потом слепим снеговика, а потом горку построим.
— Делайте что хотите, я с вами больше не дружу.
— С каким продолжением разговора вы согласны?
— Чему хотите научиться на уроке?
— А где мы можем узнать об этом? (В рубрике «Обрати внимание»)
Чтение рубрики.
-А я предлагаю самим постараться найти ответ. Согласны? (Дети высказывают свои предположения как лучше начать договариваться)
IV. Изучение нового материала.
— Отгадайте загадку: (слайд 4)
Он пушистый, серебристый,
Белый-белый,
Чистый-чистый.
Ватой наземь лёг… (Снег)
— Что такое снег?
На доску прикрепляются снежинки, на которых напечатаны слова: снежинка, снеговик, снегурочка, снегокат, снежная.
— Есть ли общая часть в этих словах? Объясняет ли она значение слова? Что такое снег?
— С какими же словами мы познакомимся на уроке? Какова же тема нашего урока?
Тема: Знакомство с родственными словами (слайд 5)
— Чем эти слова похожи друг на друга? (Общей частью)
Первичное закрепление. Игра «Найди лишнее». (слайд 6)
— Назовите лишнее слово.
-
Добрый, чуткий, доброта.
-
Учитель, школьник, ученик, учение.
-
Шиповник, шипеть, шипы.
-
Водный, вода, водитель.
— Кто попробует еще раз сделать вывод ?
— Откройте учебники на стр. 79, прочитайте вывод.
— Что можете сказать? (слайд 7)
Родственные слова
Общая главная часть
Одинаковое значение
— Для чего нам нужны эти знания?
V. Физкультурная минутка для глаз. (слайд 8-14)
VI. Закрепление изученного
1. Упр. 3 с.79 ( самостоятельно, один выполняет на обратной стороне доски)
— Какая общая часть есть в этих словах?
2. Упр. 4 с. 79-80 (Работа в парах) (слайд 15)
Горка (два слога; три согласных звука, два звонких, один глухой; первый гласный звук ударный)
— Подберите к нему родственное слово.
3. Работа в печатной тетради
С.81 упр.5 (фронтальная работа)
— Прочитайте задание. Вспомните, какие слова в русском языке называются родственными?
— Прочитайте первую группу слов. Объясните значение каждого слова. Какими словами можно дополнить эту группу?
-Подчеркните общую часть в словах. Поставьте знак ударения.
VII. Итог урока
— Что нового вы узнали о словах русского языка?
-Чем похожи родственные слова?
VIII. Рефлексия
— Какое открытие вы для себя сделали?
— Какое задание оказалось самым трудным? Что помогло преодолеть трудность?
— С каким настроением вы работали?
— Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали, что-то новое, значит, стали умнее.
Малярчук Людмила Вениаминовна, учитель начальных классов муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» муниципального образования Ясненский район, Оренбургская область