Аннотация

Урок организован в соответствии с дидактической системой развивающего обучения по программе УМК «Начальная школа 21 века» в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Данный урок позволит проверить усвоение темы «Речевая ситуация: несовпадение интересов и преодоление конфликта. Знакомство родственными словами», поднять знания по этой теме на более высокий уровень благодаря специально подобранным заданиям, применению компьютера с мультимедийным проектором, который помогает детям создать образ главных объектов в яркой, художественной презентации. Учитель имеет возможность сопоставить свое оценивание результатов работы учащихся с их самооценкой. Урок разработан для учащихся, которые обучаются по развивающей программе УМК « Начальная школа 21 века», но материал может быть интересен и для уроков по другим программам т. к. тема «Знакомство с родственными словами» одна из основополагающих в русском языке в начальной школе.

Урок в 1 классе

Учитель Малярчук Людмила Вениаминовна

Тема урока: Речевая ситуация: несовпадение интересов и преодоление конфликта. Знакомство родственными словами.

Цель: научить определять группу родственных слов.

Задачи:

1) создать условия для овладения диалогической формой речи, умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание; научить определять группу родственных слов;

2) развивать умения самостоятельно формировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений;

3) прививать устойчивый интерес к предмету, любовь к русскому языку, воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания.

Тип урока: урок изучения нового материала

УУД: Личностные – оценивание усваиваемого содержания; вырабатывание адекватной позитивной самооценки; расширение познавательных интересов.

Познавательные – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы; освоение умений начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание; уяснение значения общей части родственных слов.

Коммуникативные – оперировать диалогической формой речи, соблюдать грамматические нормы произношения.

Регулятивные –адекватно воспринимать оценку учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Тяжела для всех наука,

Если в школе сон и скука.

Если будет увлеченье-

Станет радостным ученье. (слайд1)

II. Актуализация знаний.

— Какие зимние забавы вы знаете? (слайд 2)

1. Инсценировка.

( Текст из у. 1 с. 77)

— Каждый из ребят предлагает заняться чем-то своим. Какое должно быть продолжение разговора, чтобы ребята не поссорились?

2.

-А хотели бы вы об этом узнать? Давайте предположим….

III. Сообщение темы и постановка учебной задачи.

-Прочитайте написанные в учебнике нас.77-78 продолжения разговора между ребятами: (слайд 3)

— Раз не хотите играть в снежки, я ухожу в соседний двор…

-Давайте сначала поиграем в снежки, потом слепим снеговика, а потом горку построим.

— Делайте что хотите, я с вами больше не дружу.

— С каким продолжением разговора вы согласны?

— Чему хотите научиться на уроке?

— А где мы можем узнать об этом? (В рубрике «Обрати внимание»)

Чтение рубрики.

-А я предлагаю самим постараться найти ответ. Согласны? (Дети высказывают свои предположения как лучше начать договариваться)

IV. Изучение нового материала.

— Отгадайте загадку: (слайд 4)

Он пушистый, серебристый,

Белый-белый,

Чистый-чистый.

Ватой наземь лёг… (Снег)

— Что такое снег?

На доску прикрепляются снежинки, на которых напечатаны слова: снежинка, снеговик, снегурочка, снегокат, снежная.

— Есть ли общая часть в этих словах? Объясняет ли она значение слова? Что такое снег?

— С какими же словами мы познакомимся на уроке? Какова же тема нашего урока?

Тема: Знакомство с родственными словами (слайд 5)

— Чем эти слова похожи друг на друга? (Общей частью)

Первичное закрепление. Игра «Найди лишнее». (слайд 6)

— Назовите лишнее слово.

  • Добрый, чуткий, доброта.

  • Учитель, школьник, ученик, учение.

  • Шиповник, шипеть, шипы.

  • Водный, вода, водитель.

— Кто попробует еще раз сделать вывод ?

— Откройте учебники на стр. 79, прочитайте вывод.

— Что можете сказать? (слайд 7)

Родственные слова

Общая главная часть

Одинаковое значение

— Для чего нам нужны эти знания?

V. Физкультурная минутка для глаз. (слайд 8-14)

VI. Закрепление изученного

1. Упр. 3 с.79 ( самостоятельно, один выполняет на обратной стороне доски)

Какая общая часть есть в этих словах?

2. Упр. 4 с. 79-80 (Работа в парах) (слайд 15)

Горка (два слога; три согласных звука, два звонких, один глухой; первый гласный звук ударный)

— Подберите к нему родственное слово.

3. Работа в печатной тетради

С.81 упр.5 (фронтальная работа)

— Прочитайте задание. Вспомните, какие слова в русском языке называются родственными?

— Прочитайте первую группу слов. Объясните значение каждого слова. Какими словами можно дополнить эту группу?

-Подчеркните общую часть в словах. Поставьте знак ударения.

VII. Итог урока

— Что нового вы узнали о словах русского языка?

-Чем похожи родственные слова?

VIII. Рефлексия

 — Какое открытие вы для себя сделали?

—  Какое задание оказалось самым трудным? Что помогло преодолеть трудность?

—   С каким настроением вы работали?

 — Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали, что-то новое, значит, стали умнее.

Малярчук Людмила Вениаминовна, учитель начальных классов муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» муниципального образования Ясненский район, Оренбургская область

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here