МОУ гимназия № 3 Центрального района г.Волгограда

Конспект урока русского языка

Тема: «Великое русское слово»

Разработала

учитель начальных классов

А.А. Славуцкая

Волгоград 2010 г.

Цели:

  1. Рассмотреть слово как единицу речи. Выявить особенности слова.

  2. Развивать понятийный аппарат, речь обучающихся, навыки каллиграфии, орфографии, зрительной памяти.

  3. Воспитывать внимательность, способность к сотрудничеству, взаимопомощь.

Оборудование: Кроссворды, предложения для , карточки с выводами.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I Огмомент (проверка готовности к уроку, посадки детей), жужжащее чтение

Дети 2 мин читают книги.

II Знакомство с темой. Постановка целей

  1. Знакомство с темой урока.

  2. Постановка целей, сравнение с записанными на доске:

    • Рассмотреть слово как единицу речи.

    • Выявить особенности слова как единицы речи

Уч-ся читают тему, ставят задачи на урок.

III Интеллектуальная разминка (работа со словарными словами)

  1. Заполнение кроссворда.

  2. Подведение результатов.

  3. Запись слов в тетрадь.

Обучающиеся заполняют кроссворд по рядам. Работа проводится в виде соревнования команд.

Обучающиеся записывают слова с комментированием орфограмм.

IV Работа над словом как единицей речи.

1. Слово отражает время.

На доске записаны слова: Малахай, кошка, компьютер.

— Можно ли определить время, когда появилось или использовалось слово?

2. Однокоренные слова. Состав слова

Списать слова: Горка, гористая (местность), Загорск, горелка, горняк.

-Найдите лишнее слово. Объясните выбор.

— Какая часть слова несет основную лексическую нагрузку?

— Какие еще части отвечают за смысл слова?

-Разберите слова по составу.

3. Упражнения в правильном употреблении слов

Обучающиеся получают карточки с предложениями, обсуждают варианты написания. (Работа в парах)

  1. Мы собирали грибы в (елчном, еловом) лесу.

  2. Не будь таким (обидным, обидчивым).

  3. На море разыгрался сильный (штурм, шторм).

  4. Вечером туристы (Развели, завели) костер.

-Не всегда. Есть слова, которые не используются в современном языке, есть такие, которые появились недавно, а есть слова, которыми человек пользуется на протяжении веков.

-Лишнее слово «горелка». Оно не является однокоренным для остальных слов.

— Корень слова.

— Приставка и суффикс служат для образования новых слов.

Обучающиеся разбирают слова с объяснением лексического значения.

Обучающиеся записывают предложения, предварительно объяснив выбор слова.

V Итог урока. Выводы.

— Какие цели ставили в начале урока?

-Сделайте выводы на основании результатов работы.

1. Слово имеет лексическое значение.

2. Слово обладает грамматическими признаками.

3. Самостоятельные части речи можно разобрать по составу.

Д/з Карточка для самостоятельной работы

Обучающиеся подводят итоги.

Обучающиеся делают выводы, учитель прикрепляет карточку на доске.

Если есть вопросы по заданию, учитель дает необходимые комментарии.

Приложение 1.

1

2

3

4

5

6

  1. Природное сообщество

  2. (гор.) Жизнеописание

2.(верт.) Разговор

  1. (гор.) Ударный инструмент

3. (верт.) Лесной зверь.

  1. Вещи, которые берут с собой в дорогу.

  2. Преграда.

  3. Книгохранилище

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here