МОУ гимназия № 3 Центрального района г.Волгограда
Конспект урока русского языка
Тема: «Великое русское слово»
Разработала
учитель начальных классов
А.А. Славуцкая
Волгоград 2010 г.
Цели:
-
Рассмотреть слово как единицу речи. Выявить особенности слова.
-
Развивать понятийный аппарат, речь обучающихся, навыки каллиграфии, орфографии, зрительной памяти.
-
Воспитывать внимательность, способность к сотрудничеству, взаимопомощь.
Оборудование: Кроссворды, предложения для , карточки с выводами.
Ход урока
Деятельность обучающихся | |
I Огмомент (проверка готовности к уроку, посадки детей), жужжащее чтение | Дети 2 мин читают книги. |
II Знакомство с темой. Постановка целей
|
Уч-ся читают тему, ставят задачи на урок.
|
III Интеллектуальная разминка (работа со словарными словами)
|
Обучающиеся заполняют кроссворд по рядам. Работа проводится в виде соревнования команд.
Обучающиеся записывают слова с комментированием орфограмм. |
IV Работа над словом как единицей речи. 1. Слово отражает время. На доске записаны слова: Малахай, кошка, компьютер. — Можно ли определить время, когда появилось или использовалось слово? 2. Однокоренные слова. Состав слова Списать слова: Горка, гористая (местность), Загорск, горелка, горняк. -Найдите лишнее слово. Объясните выбор. — Какая часть слова несет основную лексическую нагрузку? — Какие еще части отвечают за смысл слова? -Разберите слова по составу.
3. Упражнения в правильном употреблении слов Обучающиеся получают карточки с предложениями, обсуждают варианты написания. (Работа в парах)
|
-Не всегда. Есть слова, которые не используются в современном языке, есть такие, которые появились недавно, а есть слова, которыми человек пользуется на протяжении веков.
-Лишнее слово «горелка». Оно не является однокоренным для остальных слов. — Корень слова.
— Приставка и суффикс служат для образования новых слов. Обучающиеся разбирают слова с объяснением лексического значения.
Обучающиеся записывают предложения, предварительно объяснив выбор слова. |
V Итог урока. Выводы. — Какие цели ставили в начале урока? -Сделайте выводы на основании результатов работы. 1. Слово имеет лексическое значение. 2. Слово обладает грамматическими признаками. 3. Самостоятельные части речи можно разобрать по составу. Д/з Карточка для самостоятельной работы |
Обучающиеся подводят итоги.
Обучающиеся делают выводы, учитель прикрепляет карточку на доске.
Если есть вопросы по заданию, учитель дает необходимые комментарии. |
Приложение 1.
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-
Природное сообщество
-
(гор.) Жизнеописание
2.(верт.) Разговор
-
(гор.) Ударный инструмент
3. (верт.) Лесной зверь.
-
Вещи, которые берут с собой в дорогу.
-
Преграда.
-
Книгохранилище