Открытый урок русского языка БОП 2

Краевой уровень 2011

Тема: Окончание – изменяемая часть слова.

Цель: Усвоение роли окончаний в словах.

Задачи:

  1. Повторить ключевые понятия: однокоренные слова, корень, приставка, суффикс.

Ввести новое понятие «Окончание»

Вывести общий способ разбора слова.

2. Развитие УУД — анализировать, сравнивать, обобщать,

классифицировать.

  1. Воспитывать интерес к слову, языку.

Оборудование: проектор, раздаточный материал, пластилин.

  1. Вводно – мотивационный этап.

Ребята, сегодня чудесный день. …..

Давайте улыбнёмся нашим гостям, друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесёт нам радость общения друг с другом.

  1. Операционно- содержательный этап.

В школе проходят интересные уроки. Школьники на уроках узнают много нового. После уроков идут работать на пришкольный огород.

— Есть ли однокоренные слова?

— Подчеркните.

— Почему их называют однокоренными?

— Что же такое корень? (Гл.часть. общая часть. Значимая. Близки по смыслу.)

— Почему она главная? ( В нем собрано основное значение родственных слов. Без корня не может быть слова).

— Как они образованы?

— Значение слов меняется ли?

— объяснение значений слов с рисунками. (Школа – это здание, школьники –это….. пришкольный – ……)

На доске фразеологизм: «Зри в корень!».

Как вы понимаете? (надо смотреть на самое важное, на самое главное). Итак, ещё один новый фразеологизм добавляется в нашу копилку.

  • Работа с пластилином. Дети лепят и наблюдают.

— Форма меняется?

  • А теперь рассмотрим слова.

— Что можете сказать об этих словах? Мнения детей.

Уроки,

уроках,

уроков.

— Значение слов изменятся ли?

— значит, изменяется только форма.

  • Коллективная работа. Читают.

В селе построили новую школа. Около школа растёт большой сад. За школа находится игровая площадка. К школа ведёт узкая тропинка.

— Что вы заметили? (непонятные предложения, не связанные по смыслу)

— Что нужно сделать, чтобы восстановить связь по смыслу? (изменим слово).

— Чтобы восстановить связь в предложении нужно к этому слову поставить …? Вопрос.

— Вы изменили окончания, изменился ли смысл ?. нет.

— Выделите окончания вот таким значком .

Обобщение. Выводы детей.

Окончание – изменяемая часть слова. Служит для связи слов в предложении по смыслу.

3. Контрольно-рефлексивный компонент.

Учебник. Стр.68.

Сравнение определения детей с определением учебника.

— вы сказали, Что это часть слова?

— что она изменяется?

— что служит для связи слов?

Молодцы.

— можно ли сказать изменяется форма слов, а значение слов не меняется.

Упр.118. устно .

Весёлое, легкое, но весьма хитрое задание, требует творчества

В «сказочном » языке есть слово ЖОНГИВКА.Известно, что слово ЖОНГИВКА изменяется так: жонгивка, жонгивки, жонгивке.У этого слова есть родственные слова: жонгивить, нгива, нгивок. В словах жонгивка, пыбучка, лужезка – одинаковый суффикс.В словах жонгивка, жобамю, жоларка – одинаковая приставка.

Разберите по составу слова ЖОНГИВКА.

.

Какие задачи решили мы ?

1.  Узнали, что такое окончание.

2.  научились находить в словах окончание. 

Задачи нашего урока разрешили.

Молодцы! На отлично поработали-

На хорошо –

Нужно подтянуться –

Домашнее задание.

Спасибо за работу.

Алгоритм

Что это?

Какую работу выполняет?

Значки.

Сущ. Гл. прил.

Что это?

Какую работу выполняет?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here