Российская Федерация
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар
средняя общеобразовательная школа № 31
Конспект урока русского языка к учебнику «Русский язык.5 класс» А.Д.Шмелёва
на тему: «Буквы О и Ё после шипящих в корне»
Автор:
учитель русского языка и литературы
Бушко Марина Игоревна
Краснодар 2013
Буквы О и Ё после шипящих в корне | |
Базовый учебник: | Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А.Д.Шмелёва. Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г. |
Цели | Личностные: — способствовать развитию культуры речи учащихся, культуры монологичного и диалогичного ответа; — способствовать воспитанию устойчивого интереса к изучению русского языка через использование современных средств обучения; -строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; — адекватно воспринимать устную и письменную речь Регулятивные — формировать умение делать выводы, сравнивать их с выводами учебника — планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; — осуществлять самоконтроль, самооценку Предметные сформировать у учащихся понятие о правописании О — Ё в корне слова после шипящих, алгоритм использования правила — содействовать формированию умений употреблять изученные орфограммы опираться на морфемно — словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения проблем |
Тип урока. | Урок усвоения новых знаний |
Формы работы учащихся. | Коллективная и индивидуальная работа, фронтальный опрос, работа в паре. |
Необходимое техническое оборудование. | Оборудование: интерактивная доска, презентация
|
Структура и ход урока
Цель этапа | Действия учителя | Действия обучающихся | Результат | ||||||||||
Этап 1. Организационный этап | Включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.
| Создание ситуации для психологического настроя обучающихся | Личностные УД: Самооценка готовности к уроку. Учащиеся включаются в учебную деятельность. | Учебно-познавательный интерес к данному уроку.
| |||||||||
Этап 2. Мотивационный этап | Вхождение в тему урока. Планирование своей деятельности, формулирование задач урока
| Задает вопросы по ранее изученному материалу (фронтальная работа): — Просмотрите упражнения раздела. Какие орфографические правила вы изучали в предыдущих разделах учебника? Какие являются новыми? Включает обучающихся во фронтальную предметно-практическую деятельность, вызывающую затруднения с целью самостоятельной постановки задачи: предлагает обучающимся вставить буквы в словах. (На доске скороговорки) У Саш… нос в саже, скаж… об этом Саше. Тащ… , не дотащ…, боюсь, что выпущ…. В ж…вом уголке ж..ли еж… и уж…. Волки рыщ…т, пищ… ищ…т. Задает вопросы, подводит обучающихся к формулировке темы и цели. — На проговаривание каких звуков направлены скороговорки? (шипящие Ж Ш Ч Щ) — Вот они все в одной скороговорке. Читаем.(слайд ) Поезд мчится скрежеща: же, че, ша, ща; же, че, ша, ща. -Назовите (обозначаем). Шипящие – сигнал, что в слове есть орфограмма. — Какие правила связаны с шипящими согласными? (Жи-ши, ча-ща, чу-щу) — Предположите, какова тема урока? -О чем мы будем с вами говорить на этом уроке? -Какова тема сегодняшнего урока? (Запись темы) | Регулятивные УД: целеполагание; Коммуникативные: ответы на вопросы. Познавательные: доказательства.
Фронтальная работа. Приводят свои варианты цели и задач урока. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, определяют тему урока.
| Личностные: Осознание ценности изучаемого материала и практической его важности Метапредметные УД: Самостоятельное формулирование учебных задач и цели урока, умение выявлять проблему, выбирать действия по достижению цели. | |||||||||
Этап 3. Актуализация знаний | Уточнение написания о-ё после шипящих в коне слова | Организует деятельность обучающихся по выявлению способов решения учебной задачи: определению способа получения недостающих знаний и перечня тех источников, в которых они могут быть найдены. Предлагает найти существенные признаки, определяющие условия написания слов, сделать вывод о правописании гласных о- ё в корнях слов. 1) 1. Работа с таблицей Буквы ё и о после шипящих в корне
–Посмотрите на таблицу. – Используя таблицу, попробуйте сформулировать правило написания букв о-ё после шипящих. (Под ударением пишется Ё в корнях слов, где ударному звуку о в однокоренных словах или формах слов соответствует безударный или ударный гласный, передаваемый буквой Е)
– А как называются слова, которые пишутся не по правилу, которые нужно запомнить? (Исключения) — Все ли слова подчиняются данному правилу? (нет) — А что же за слова с правой стороны?
– Теперь вы можете сформулировать правило написания букв о — ё после шипящих? –Вы правильно сформулировали правило? Проверим по учебнику. Откройте учебник на странице 274 (Читают вслух). Ребята, обратите внимание на обозначение орфограммы. Вывод о правописании слов: под ударением в корне слова после шипящего пишем Ё, если к данному слову можно подобрать проверочное слово с буквой Е; пишем О, если проверочного слова нет.
(Учитель, по желанию учащихся, даёт нескольким из них карточку с заданием — найти в Толковом словаре лексическое значение иноязычных слов: артишок, анчоус, корнишон, шомпол) 2. Слова-исключения. – Ребята, мы говорили, что в нашей орфограмме есть слова-исключения. У этих слов нет в нашем языке однокоренных пар с гласной е в корне слова, поэтому в них пишется о. — -Значение всех слов нам понятно? Предлагаем обучающимся найти значение слов джоуль, артишок в толковом словаре Приложения.
3. Слова иноязычного происхождения — Со словами иноязычного происхождения, которые вы видите на экране, составьте словосочетания, запишите их и объясните правописание гласной в корне после шипящих. Жокей — наездник на скачке. Крюшон – прохладительный напиток. Вывод: — Какая гласная пишется после шипящей в иноязычных словах? Часто встречаются в русском языке иноязычные слова, такие как артишок, анчоус, но что они обозначают, мы зачастую не знаем. Каково лексическое значение этих слов, нам скажет (ученик, работавший с Толковым словарём). 4. Наблюдение. Страница 275.
Что? Что сделал? ожог на руке – ожёг руку поджог сарая _ поджёг сарай — От чего зависит написание о – ё в корне слова? Вывод: от того, какой частью речи является слово. У существительных в корне пишем О, у глагола – Ё. 5. Алгоритм — Посмотрите на экран. Для того чтобы правильно писать о-ё после шипящих в корне слова, нужно запомнить алгоритм. Он лежит у каждого на парте. Во время урока вы можете им пользоваться.
ИЛИ Предлагает обучающимся составить алгоритм выбора букв о- ё в корнях слов . Алгоритм 1. Определю часть слова. 2. Если в корне, поставлю ударение. 3. Если под ударением, проверю, не является ли слово исключением. 4. Если исключение (иностранного происхождения), напишу О. 5. Проверю, чередуется ли Ё с Е в безударном положении. 6. Если чередуется, то под ударением пишу Ё, без ударения — Е. 7. Если не чередуется — О. Предлагает проверить свою работу по записи на доске. 6. Работа с учебником: выполнить упр.85: подобрать однокоренные слова с буквой е после шипящей, поставить ударение, обозначить корень; упр.86: подобрать такие однокоренные слова, чтобы гласные после шипящих корне оказались под ударением.
Организует работу с интерактивной доской, оказывает консультативную помощь в использовании материалов, анализирует результаты работы | Познавательные УД: Устная работа по заявленным вопросам; работа с учебником; выполнение практических упражнений Регулятивные УД:
Коммуникативные УД: Учащиеся рассуждают и выражают свои точки зрения, учитель обобщает ответы учащихся. Учащиеся дают ответы, учитель подводит учащихся попробовать самостоятельно сформулировать ответ
| Предметные : 2.Безошибочное написание корней с гласными о-ё
Метапредметные: 1.Научились правильно строить свои ответы и высказывания
| |||||||||
Этап 4. Закрепление материала
| Закрепление умений по определению чередующихся гласных в корне слова | 1. Работа в паре. Упражнение 90. Рассмотрите рисунок. Составьте по нему рассказ, используя как можно больше слов с орфограммой «Буквы о и ё после шипящих в корне». Проверка. 2.Выполнение небольшого теста «Найди ошибку». Записать только букву, за которой стоит слово. а) жолтый б) решотка в) чёрточка г) жёнглёр д) жокей е) шорох ж) крыжовник з) шопот
( а б г з)
| Познавательные УД: Выполнение задания. Групповая работа. Индивидуальная работа. Развитие коммуникативных УД, обеспечивающих возможность сотрудничества.
Регулятивные УД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения темы урока.
| Личностные: 1.Успешно выполненные задания. 2.Самооценка и адекватное реагирование на свои результаты. | |||||||||
Этап 5. Рефлексия | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса | Предлагает ответить на вопросы — Какой из этапов урока вызвал затруднение? — Что помогло решить проблему? — Над чем еще надо поработать? -Ответьте, используя незаконченное предложение. • Для меня было важным и интересным… • По этому вопросу я получил разъяснение… • Мне было трудно (почему)… • Моя оценка атмосферы на уроке… • Для меня было недостаточно… ИЛИ Какую цель ставили перед собой? Достигли? На доске схема. — Уходя, поставьте точку на стрелочках.
чувствую себя очень хорошо
ничему не научился многому научился
чувствую себя очень плохо
| Личностные: Самостоятельно выбрать тему домашней работы.
Развитие регулятивных УД. Выполнить все требования к домашней работе Коммуникативные: Обсудить возникающие затруднения по домашней работе | Личностные: 1.Осознание обучающимися своей учебной деятельности
2.Самооценка результатов своей деятельности и всего класса. | |||||||||
Этап 6. Домашнее задание | Домашнее задание | Базовый: упр.91 Повышенный: упр.91+ презентация – диктант или объяснить словосочетание «жостовские подносы» |
|