Российская Федерация

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

средняя общеобразовательная школа № 31

Конспект урока русского языка к учебнику «Русский язык.5 класс» А.Д.Шмелёва

на тему: «Буквы О и Ё после шипящих в корне»

Автор:

учитель русского языка и литературы

Бушко Марина Игоревна

Краснодар 2013

Тема урока:

Буквы О и Ё после шипящих в корне

Базовый учебник:

Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией А.Д.Шмелёва.

Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г.

Цели

Личностные:

— способствовать развитию культуры речи учащихся, культуры монологичного и диалогичного ответа;

— способствовать воспитанию устойчивого интереса к изучению русского языка через использование современных средств обучения;

-строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

— адекватно воспринимать устную и письменную речь

Регулятивные

— формировать умение делать выводы, сравнивать их с выводами учебника

— планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее;

— осуществлять самоконтроль, самооценку

Предметные

сформировать у учащихся понятие о правописании О — Ё в корне слова после шипящих, алгоритм использования правила

— содействовать формированию умений употреблять изученные орфограммы

опираться на морфемно — словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова

использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения проблем

Тип урока.

Урок усвоения новых знаний

Формы работы учащихся.

Коллективная и индивидуальная работа, фронтальный опрос, работа в паре.

Необходимое техническое оборудование.

Оборудование: интерактивная доска, презентация

Структура и ход урока

Этапы урока

Цель этапа

Действия учителя

Действия обучающихся

Результат

Этап 1.

Организационный этап

Включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

Создание ситуации для психологического настроя обучающихся

Личностные УД:

Самооценка готовности к уроку.

Учащиеся включаются в учебную деятельность.

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

Этап 2. Мотивационный этап

Вхождение в тему урока. Планирование своей деятельности, формулирование задач урока

Задает вопросы по ранее изученному материалу (фронтальная работа):

Просмотрите упражнения раздела. Какие орфографические правила вы изучали в предыдущих разделах учебника? Какие являются новыми?

Включает обучающихся во фронтальную предметно-практическую деятельность, вызывающую затруднения с целью самостоятельной постановки задачи: предлагает обучающимся вставить буквы в словах.

(На доске скороговорки)

У Саш… нос в саже, скаж… об этом Саше.

Тащ… , не дотащ…, боюсь, что выпущ….

В ж…вом уголке ж..ли еж… и уж….

Волки рыщ…т, пищ… ищ…т.

Задает вопросы, подводит обучающихся к формулировке темы и цели.

— На проговаривание каких звуков направлены скороговорки? (шипящие Ж Ш Ч Щ)

— Вот они все в одной скороговорке. Читаем.(слайд )

Поезд мчится скрежеща: же, че, ша, ща; же, че, ша, ща.

-Назовите (обозначаем). Шипящие – сигнал, что в слове есть орфограмма.

— Какие правила связаны с шипящими согласными? (Жи-ши, ча-ща, чу-щу)

— Предположите, какова тема урока?

-О чем мы будем с вами говорить на этом уроке?

-Какова тема сегодняшнего урока? (Запись темы)

Регулятивные УД: целеполагание; Коммуникативные: ответы на вопросы.

Познавательные: доказательства.

Фронтальная работа.

Приводят свои варианты цели и задач урока.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, определяют тему урока.

Личностные:

Осознание ценности изучаемого материала и практической его важности

Метапредметные УД:

Самостоятельное формулирование учебных задач и цели урока, умение выявлять проблему, выбирать действия по достижению цели.

Этап 3.

Актуализация знаний

Уточнение написания о-ё после шипящих в коне слова

Организует деятельность обучающихся по выявлению способов решения учебной задачи: определению способа получения недостающих знаний и перечня тех источников, в которых они могут быть найдены. Предлагает найти существенные признаки, определяющие условия написания слов, сделать вывод о правописании гласных о- ё в корнях слов.

1) 1. Работа с таблицей 

Буквы ё и о после шипящих в корне

ЖЁЛТЫЙ — желтеть

ШОК

ЧЁРНЫЙ — чернеть

ЧОПОРНЫЙ

ЩЁКИ — щекастый

ТРУЩОБА

Посмотрите на таблицу.

Используя таблицу, попробуйте сформулировать правило написания букв о-ё после шипящих. (Под ударением пишется Ё в корнях слов, где ударному звуку о в однокоренных словах или формах слов соответствует безударный или ударный гласный, передаваемый буквой Е)

А как называются слова, которые пишутся не по правилу, которые нужно запомнить? (Исключения)

— Все ли слова подчиняются данному правилу? (нет)

— А что же за слова с правой стороны?

Теперь вы можете сформулировать правило написания букв о — ё после шипящих?

Вы правильно сформулировали правило? Проверим по учебнику. Откройте учебник на странице 274 (Читают вслух). Ребята, обратите внимание на обозначение орфограммы.

Вывод о правописании слов: под ударением в корне слова после шипящего пишем Ё, если к данному слову можно подобрать проверочное слово с буквой Е; пишем О, если проверочного слова нет.

(Учитель, по желанию учащихся, даёт нескольким из них карточку с заданием — найти в Толковом словаре лексическое значение иноязычных слов: артишок, анчоус, корнишон, шомпол)

2. Слова-исключения.

Ребята, мы говорили, что в нашей орфограмме есть слова-исключения. У этих слов нет в нашем языке однокоренных пар с гласной е в корне слова, поэтому в них пишется о.

— -Значение всех слов нам понятно?

Предлагаем обучающимся найти значение слов джоуль, артишок в толковом словаре Приложения.

3. Слова иноязычного происхождения 

— Со словами иноязычного происхождения, которые вы видите на экране, составьте словосочетания, запишите их и объясните правописание гласной в корне после шипящих.

Жокей — наездник на скачке.

Крюшон – прохладительный напиток.

Вывод: — Какая гласная пишется после шипящей в иноязычных словах? Часто встречаются в русском языке иноязычные слова, такие как артишок, анчоус, но что они обозначают, мы зачастую не знаем. Каково лексическое значение этих слов, нам скажет (ученик, работавший с Толковым словарём).

4. Наблюдение. Страница 275.

Что? Что сделал?

ожог на руке – ожёг руку

поджог сарая _ поджёг сарай

— От чего зависит написание о – ё в корне слова?

Вывод: от того, какой частью речи является слово. У существительных в корне пишем О, у глагола – Ё.

5. Алгоритм

Посмотрите на экран. Для того чтобы правильно писать о-ё после шипящих в корне слова, нужно запомнить алгоритм.

Он лежит у каждого на парте. Во время урока вы можете им пользоваться.

ИЛИ

Предлагает обучающимся составить алгоритм выбора букв о- ё в корнях слов .

Алгоритм

1. Определю часть слова.

2. Если в корне, поставлю ударение.

3. Если под ударением, проверю, не является ли слово исключением.

4. Если исключение (иностранного происхождения), напишу О.

5. Проверю, чередуется ли Ё с Е в безударном положении.

6. Если чередуется, то под ударением пишу Ё, без ударения — Е.

7. Если не чередуется — О.

Предлагает проверить свою работу по записи на доске.

6. Работа с учебником: выполнить упр.85: подобрать однокоренные слова с буквой е после шипящей, поставить ударение, обозначить корень; упр.86: подобрать такие однокоренные слова, чтобы гласные после шипящих корне оказались под ударением.

Организует работу с интерактивной доской, оказывает консультативную помощь в использовании материалов, анализирует результаты работы

Познавательные УД:

Устная работа по заявленным вопросам;

работа с учебником;

выполнение практических упражнений

Регулятивные УД:

  • Работа в группах

Коммуникативные УД:

Учащиеся рассуждают и выражают свои точки зрения, учитель обобщает ответы учащихся.

Учащиеся дают ответы, учитель подводит учащихся попробовать самостоятельно сформулировать ответ

Предметные :

2.Безошибочное написание корней с гласными о-ё

Метапредметные:

1.Научились правильно строить свои ответы и высказывания

Этап 4.

Закрепление материала

Закрепление умений по определению чередующихся гласных в корне слова

1. Работа в паре. Упражнение 90. Рассмотрите рисунок. Составьте по нему рассказ, используя как можно больше слов с орфограммой «Буквы о и ё после шипящих в корне». Проверка.

2.Выполнение небольшого теста «Найди ошибку». Записать только букву, за которой стоит слово.

а) жолтый

б) решотка

в) чёрточка

г) жёнглёр

д) жокей

е) шорох

ж) крыжовник

з) шопот

( а б г з)

Познавательные УД:

Выполнение задания.

Групповая работа.

Индивидуальная работа.

Развитие коммуникативных УД, обеспечивающих возможность сотрудничества.

Регулятивные УД: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения темы урока.

Личностные:

1.Успешно выполненные задания.

2.Самооценка и адекватное реагирование на свои результаты.

Этап 5.

Рефлексия

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса

Предлагает ответить на вопросы

— Какой из этапов урока вызвал затруднение?

— Что помогло решить проблему?

— Над чем еще надо поработать?

-Ответьте, используя незаконченное предложение.

Для меня было важным и интересным…

По этому вопросу я получил разъяснение…

Мне было трудно (почему)…

Моя оценка атмосферы на уроке…

Для меня было недостаточно…

ИЛИ

Какую цель ставили перед собой? Достигли?

На доске схема.

— Уходя, поставьте точку на стрелочках.

чувствую себя очень хорошо

ничему не научился многому научился

чувствую себя очень плохо

Личностные:

Самостоятельно выбрать тему домашней работы.

Развитие регулятивных УД.

Выполнить все требования к домашней работе

Коммуникативные:

Обсудить возникающие затруднения по домашней работе

Личностные:

1.Осознание обучающимися своей учебной деятельности

2.Самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Этап 6. Домашнее задание

Домашнее задание

Базовый: упр.91

Повышенный: упр.91+ презентация – диктант или

объяснить словосочетание «жостовские подносы»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here