Урок русского языка в 5 классе по теме:
«Художественное описание пейзажа И.Грабаря «Февральская лазурь»
Цели урока:
-
Дать понятие пейзажа, подготовить учащихся к художественному описанию пейзажа.
-
Формировать умение построить сочинение-описание по картине, используя лексико-изобразительные средства.
-
Развивать творческие способности учащихся.
Ход урока:
I.Объяснительный диктант: природа, пейзаж, чудесный, замечательный, незабываемый, белый, голубой, сероватый, мягкий, рыхлый, свежий, глубокий, светло-синий, сиреневый, бирюзовый, желтовато-голубой, зелёный, красный, сине-сиреневый, белизна, золото, цветовая гармония, коралловый, жемчужный, лазоревый, сапфировый, фантастический, серебристый, прозрачный…
А) укажите слова с уменьшительными суффиксами;
Б) назовите прилагательные, называющие цвет, запах, выражающие оценку;
В) назовите прилагательные, употреблённые в переносном значении;
Г) обозначьте безударную гласную в корне.
II. Объяснение нового материала.
1) Сегодня нам предстоит сложная, но увлекательная работа. Мы должны подготовиться к художественному описанию пейзажа. Описание строится по определённому плану ( 1. Даётся общее представление описываемого. 2.Описание его деталей, частей. 3.Отношение автора к тому, что он описывает.)
2) Что такое пейзаж? ( Жанр изобразительного искусства, в котором предметом изображения является природа).
Русская пейзажная живопись богата и разнообразна по своим видам и передаваемому в ней настроению (слайды):
Н.Крылов «Русская зима»,
П.Федотов «Зимний день»,
К.Коровин «Зимой»,
В.Поленов «Ранний снег»,
И.Грабарь «Сентябрьский снег»,
3) Что объединяет эти пейзажи и следующие строки (слайд):
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Кто их автор? Каково отношение поэта к зимнему пейзажу? Какие слова передают это отношение? Какие выразительные средства языка использует поэт?
4)В каждом времени года есть своё очарование, и поэты не могли не заметить, как удивительна зима. Русские художники не раз признавались в своей любви к зиме. Вот несколько примеров, которые вы увидели.
Мастером пейзажных зарисовок является Игорь Грабарь
III Рассказ о художнике (слайд).
Игорь Эммануилович Грабарь — известный художник-пейзажист, тонкий знаток русской природы. «Февральская лазурь» — одна из лучших его картин.
Перед нами репродукция картины И.Грабаря «Февральская лазурь» (слайд):
Рассмотрите её.
Нравится ли она вам?
Какие ощущения, какое настроение создаёт этот пейзаж?
Что поразило художника в зимнем пейзаже? Как он это изобразил?
Казалось бы, что необычного в хорошо знакомой нам берёзе? А вот Грабарь сумел уловить её своеобразие, и открылось это ему неожиданно:
«Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и наклонился, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликание всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно».
Вот как сам автор передал своё восхищение красотой февральского дня: «Вся природа праздновала какой-то праздник — праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».
Что объединяет картины зимы Пушкина и пейзажа Грабаря?
А сейчас послушайте фрагмент из цикла концертов итальянского композитора Вивальди «Времена года» (Звучит «Зима»).
Так композитор с помощью звуков передал своё восприятие зимнего пейзажа.
Какие чувства вызывает у вас музыка?
Какую картину рисует ваше воображение?
И поэт, и художник, и композитор изображают природу такой, какой её видят, стремятся передать то, что привлекло, взволновало.
Вот что писал об этом К.Г.Паустовский:
«Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то читатель ничего не увидит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чём он пишет, то самые простые и порой стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с поразительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать».
Что же видит за словами писатель? (можно прочитать отрывок из романа И.С.Шмелёва «Лето Господне»:
« красота-то какая! Первая звезда, а вон — другая…Звёзд всё больше. А какие звёзды! Усатые, живые, бьются, колют глаз. В воздухе мёрзлость, через неё-то звёзды больше, разными огнями блещут, — голубой хрусталь, и синий, и зелёный, — в стрелках.
Калитку тронешь, — так и осыплет треском. Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. По улице — сугробы, горы.
А воздух… — синий, серебрится пылью, дымный, звёздный. Сада дымятся. Берёзы — белые видения…»
IV Беседа по картине:
Какое настроение вызывает картина?
Нравится ли вам этот пейзаж?
Как вы думаете, почему картина вызывает у нас радостное, весёлое настроение?
Удалось ли художнику передать красоту зимнего дня?
Какой цвет является основным в картине? Почему?
С помощью каких красок художник создаёт впечатление зимнего солнечного дня?
Какого цвета снег на картине? Почему?
Как построена картина?
Какое дерево показал художник на переднем плане?
Какой художник изобразил берёзу?
Что изображено на заднем плане?
Как передана глубина в картине?
V Составление плана
1. И.Грабарь — мастер пейзажа.
2. Главная героиня картины — берёза.
А) Цвет.
Б) Ветки.
В) Ствол.
Г) Берёзовый лес вдали.
3. Отношение автора к изображённому.
VI. Итоги подготовки к сочинению-описанию.
На первом уроке вы мысленно побывали в лесу в чудесный солнечный день. На втором уроке мы будем работать над текстом сочинения, используя подобранные слова, план. Очень хочется, чтобы мы с вами научились так же красиво «рисовать» словами, создавать пейзажные зарисовки.