ГУ «Средняя школа№ 7 отдела образования акимата г. Костаная»
Конспект урока русского языка
для 1 класса
«Большая буква в начале предложения»
Подготовила: Мельникова Елена Федотовна
учитель начальных классов
г. Костанай, Казахстан
2014
Цель: формирование навыка написания большой буквы в начале предложения, умения делить текст на предложения, работать с деформированным текстом;
расширение кругозора, обогащение словарного запаса, развитие связной речи;
воспитание любви к животным, интереса к изучаемому предмету.
-
Психологический настрой. Слайд № 2
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постараюсь всё понять –
Буду грамотно писать.
-
Сообщение темы урока. Постановка триединой цели урока учениками.
Слайд № 3
— Тема нашего урока: Большая буква в начале предложения. – Чему вы должны на уроке научиться, как вы думаете? Что необходимо знать и уметь?
Знать: как пишется первое слово в предложении.
Уметь: писать первое слово в предложении с большой буквы.
-
Орфографическая минутка. Слайд № 4
-
Д…ма, тр…ва, з…ма, м…док. (Выполняется устно. Дети называют букву и проверочное слово.)
-
Правило в стихах. Слайд № 5
Если гласный у тебя вызовет сомнение,
Ты немедленно его ставь под ударение.
-
Придумай слова на это правило.
-
Словарная работа. Слайд № 6
-
Карточки со словами с окошечком. Запись с комментированием у доски. За…ц, м…дведь, в…р…бей, в…рона, ин…й.
-
— Какое слово лишнее? Почему?
-
Знакомство с новым словом с непроверяемой безударной гласной.
а) Слайд № 7 Отгадывание загадок:
В дом чужого не пущу,
Без хозяина грущу.
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк,
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи.
— Правильно, это собака. Как вы догадались?
— Что вы знаете о собаке? Как пишется это слово?
б) работа с толковым словарём;
Слайд № 8 собака — домашнее животное, используемое человеком для охраны, на охоте, в упряжке. Слайд № 9
Собака – лучший друг человека. И название своё она получила от древнего корня – соб,- родственного слову собственный, т.е. существо, имеющее хозяина, принадлежащее хозяину.
Собака — соб = «существо», «собственность».
в) беседа о собаках;
Слайд № 10 — 12
— Есть много разных пород собак. Одни собаки очень маленькие, другие очень большие. Одних собак держат люди, чтобы скрасить своё одиночество, других, чтобы защитить себя и своё жилище. Собак используют на службе пограничники. Полицейские собаки – ищейки, пожарные, спасатели. Во время землетрясений, взрывов, обвалов зданий под обломки пускают именно собак. И очень много людей было найдено и спасено собаками. И даже в космос сначала отправили собак Белку и Стрелку, которые благополучно облетели вокруг Земли и вернулись назад, а только потом на космическом корабле полетел человек.
— Какими словами ещё называют собак?
(Пёс, щенок, ласково: щеночек, собачка.) Слайд № 13
г) Слайд № 14 — 15
Чтение стихотворения «Подарили собаку» Токмаковой.
— Вспомните, как Малыш из произведения «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» мечтал о маленькой собачке. Когда ему подарили щенка, он забыл обо всём на свете от радости.
— Послушайте стихотворение Токмаковой «Подарили собаку».
(наизусть читает ученик)
Нет, не просто подарили,
В день рожденья подарили
Очень славного щенка!
Он малюсенький пока…
Он идёт смешной – смешной,
Путается в лапках.
Подрастёт щеночек мой –
Он поправдашний, живой.
— Как вы поняли слово поправдашний?
-
Составление предложений со словом собака. (устно) – Какие правила необходимо вспомнить, чтобы не допустить ошибки?
-
Работа с деформированным текстом. Гость на уроке.
1. Составление предложения.
— К нам на урок пришёл гость. Кто это? Из какого он произведения? Слайд № 16
(Пёс Шарик из Простоквашино.) – Ребята, посмотрите, какой он грустный. С ним, наверное, что-то случилось? Как вы думаете, что могло произойти? Отчего Шарик такой грустный?
— Пёс Шарик торопился к нам на урок, но по дороге от него убежали слова. Помогите ему найти их. Ведь без них мы не сможем записать предложение. (Ищут слова на партах и под партами.) Слайд № 17
-
Запись предложения.
— Ребята, какое предложение нёс Шарик к нам на урок?
(Лохматая собака спит возле двери. Или: Возле двери спит лохматая собака.)
— Какое слово при составлении предложения вы изменили? (дверь)
— Почему? (Для связи слов.)
— Как вы думаете, почему собака спит возле двери?
(Сторожит дом, ждёт хозяина и т.д.)
— Вспомните правила и запишите предложение. ( с комментированием у доски)
3. Лексическая работа.
— Каким словом названа собака? Как понимаете слово лохматая?
(У неё густая длинная шерсть. Лохматый – нечёсаный.)
— Каким словом можно заменить слово лохматая?
— Какое слово передаёт более точное состояние шерсти собаки?
4. Фонетическая работа.
— В каком слове букв больше, чем звуков? Почему?
(Дверь – мягкий знак не обозначает звука.)
— В каком слове звуков больше, чем букв? Почему?
( Лохматая, я обозначает два звука.)
Разделить слова на слоги, поставить ударение.
-
Работа с деформированным текстом (устно)
Упражнение № 2 страница 25. Слайд № 18
1. Работа с текстом.
а) прочитать предложения;
б) расставить предложения в таком порядке, чтобы получился текст;
в) работа над содержанием;
— Где шли ребята?
— Кто бежал впереди?
— Почему Шарик залаял?
— Что сделали ребята, когда увидели ёжика? Почему?
— Как вы думаете, правильно ли поступил Вася, взяв ёжика? Почему?
г) заголовок текста;
— Подумайте, что главное в этом рассказе? Как его можно озаглавить?
д) повторение правила;
— Сколько предложений в тексте?
— Как пишется первое слово в предложении?
-
Закрепление.
-
Деление текста на предложения. Слайд № 19 – Ребята, Шарик принёс нам письмо от Дяди Фёдора. В нём содержится просьба. Дело в том, что Дядя Фёдор в этом году пошёл в первый класс. Недавно они в классе писали диктант, но ему учительница оценку не поставила. А почему, он не понял. Слова, вроде, все написаны без ошибок. Может, вы догадаетесь? Вот как Дядя Фёдор написал диктант: (запись на экране)
-
у нас была собака Жучка мы любили её собачка сторожила дом она была хорошим другом
-
Повторение правила написания большой буквы в начале предложения.
-
Запись предложений с комментированием.
-
Работа над содержанием. Оглавление текста.
— Сколько предложений в тексте?
— О чём говорится в первом предложении? (во 2, 3..)
— Как звали собаку? Что она делала?
— Как хозяева относились к Жучке? Докажите.
( Называет собачкой, хорошим другом.)
— Почему автор называет собаку другом?
— Как можно озаглавить текст? Придумайте название текста.
-
Помочь волшебнику.
Страница 26 упражнение № 4.
Расставить слова по местам. (устно)
-
Итог урока.
— Чему учились на уроке?
— Что узнали новое?
— Какой вид работы вам понравился больше?
Слайд № 20
Литература:
-
«Родное слово», учебник для 1 класса, Алматы, «Атамура», 2012
-
Словарь русского языка. С. И. Ожегов .
Интернет – ресурсы:
-
Щенок http ://www .chiens -online .com /_upload /ressources /global /vignettes /presentations /chiot _jack _russell _432_323_filled .jpg ;
2. собака чемпион http ://afisha .cheb .ru /pics /big /129064.jpg ;
3. служебные собаки http ://aleut -broker .su /images /manager /2012/a 3453463.jpg ;
http ://friends .kz /uploads /posts /2009-05/1243225627_selection _160_96.jpg ;
4. собаки в упряжке http ://popgun .ru /files /g /75/thumbs /1913504.jpg ;
5. И. Токмакова портрет http ://puzkarapuz .org /uploads /posts /2009-07/1248701443_tok .png
6. Шарик из Простоквашино http ://www .ksiegarniarosyjska .pl /3674-3953-thickbox /troje -iz -prostokwaszyno .jpg ;
7. мини той-терьер http ://metro 74.ru /sites /default /files /ads -images /o /9/4echodp 60cos 88g 0kckgcsgo .jpg ;
8. чихуахуа http ://www .zooclub .ru /attach /1972.jpg ;
9. собака http ://m 2.vgorode .ru /1283579/3296435/6.jpeg ;