ГОУ ЦВР «Синяя птица»
г. Москва

Конспект урока для 1 класса на тему «Дифференциация звуков Г-К, Г’-К’»

Подготовила:
Короткова Галина Викторовна

педагог дополнительного образования

ГОУ ЦВР «Синяя птица»


Москва

Тема: «Дифференциация звуков Г-К, Г’-К’.»

Цель занятия: различение согласных звуков Г — К, Г’-К’.

Задачи:

Образовательные:

— обучение дифференциации звуков Г-К;

— закрепление понятий «твердый – мягкий» звук;

— закрепление понятия «гласный» и «согласный звук» ;

— закрепление умения делить слова на слоги;

— закрепление знаний о притяжательных прилагательных ;

Развивающие:

— развитие слухового и зрительного восприятия;

— развитие фонематического слуха;

— развитие внимания, логического мышления;

-развитие связной речи;

Воспитательные:

-воспитывать интерес к занятиям;

-воспитание умения работать в команде;

— воспитание доброжелательного отношения к товарищам ,

-воспитание умения слушать других.

Оборудование:

«город звуков» — демонстрационный плакат с кармашками-ячейками (приложение 1) ,

разрезные картинки звуков из тетради «По дороге к Азбуке» (приложение 2), перчаточная кукла «Баба Яга»,

цветок с четырьмя лепестками, на каждом лепестке задание,

два плаката «Сказочные поляны»,

демонстрационные картинки «печка» и «метла»,

сундучок с картинками хвостов, указка.

  1. Организационный момент.

  2. Вводная часть.

Новоселий в нашем городе было очень много, а вот жильцы друг друга знают плохо. Давайте-ка их назовём. (назвать знакомые звуки)

По городу звуков пробегаем с указкой и вдруг видим, что в некоторых домах пропали жильцы.

-Кто же их мог спрятать? (находим бабу Ягу с сундуком)

Б.Я. Я старушка, хоть куда,

Не спастись вам от меня,

Всем на свете я врежу,

В сундуке зверей держу.

-Баба Яга, давай выпустим зверей на волю, а мы тебе за это цветочек подарим.

Б.Я. –Давайте. Но зверей не выпущу.

Цветик я заколдовала и желанья загадала.

(На каждом лепестке написано желание бабы Яги)

Чтобы спасти зверюшек, придется нам все ее желания выполнить.

3. Основная часть.

— Б.Я., отдай нам звуки, ты же все равно их не знаешь.

— Вот я и хочу их узнать.

Срываем 1 лепесток:

Лети-лети лепесток

Через запад на восток,

через север, через юг,

возвращайся, сделав круг,

лишь коснешься ты земли,

по-яговски поступи.

На 1 лепестке написано желание бабы Яги :

На поляны отправляйтесь и без жильцов не возвращайтесь.

Дидактическая игра «Спрятанный звук»

На двух плакатах «Сказочные поляны» поставлены буквы Г и К.

-Какие звуки будут прятаться на этом плакате? (Г и Г’)

-Какие на втором ? (К и К’)

На столе разложены картинки. Из них нужно выбрать и поставить на нужный плакат картинки с нужными звуками.

Проверить, выделяя нужный звук.

Баба Яга отдает картинки со звуками. Надо вернуть их по домам.

На какой берег они отправятся? (Согласный)

На какую улицу идти звукам г-г’?( Г,Г’ на улицу звонких,)

К-К’? (К- К’ на улицу глухих).

Почему они живут напротив.? (произносятся очень похоже)

Срываем второй лепесток: «Без рук , без ног покрасить пол и потолок»

Артикуляционная гимнастика.

Срываем третий лепесток: «Помогите-ка старушке, что нужно для Яги в избушке».

Отгадайте загадки:

Летом спит, зимой горит.

Пасть открывает,

что дают, глотает. (Печка) (на доске появляется картинка)

Скручена, связана,

на кол посажена,

По полу скачет. (Метла) (Картинка)

Баба Яга, а вот ты знаешь? из чего состоят слова? Сейчас мы тебе покажем.

Дидактическая игра «Собери словечко» :группа делится на 2 команды,

1 команда из звуков выкладывает слово «печка», 2 команда – слово «метла».

-Сколько слогов в слове «печка»? «метла»?

-Как узнали? Заберите из своих слов гласные.

-Заберите только мягкие согласные.

-Какие звуки остались?

Назовите их полный адрес и верните домой.

Б.Я.: Я тоже когда-то писать могла, да вот стара стала, рученьки не слушаются.

— А ты загадай последнее желание такое, чтобы руки тебя слушались , как прежде.

Срываем 4 лепесток:

Лети ,лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли,
Пальцам молодость верни.

Пальчиковая гимнастика .

Баба Яга, мы все твои желания выполнили, давай отпустим зверей на

Баба Яга отдает сундучок, а вместо зверей там лежат только их хвосты.

Б.Я. : Отгадаете, чей хвост, и он тут же отправится к своему хозяину.

После отгадывания хвосты отдаются бабе Яге , и она отправляется в лес раздавать их животным.

  1. Подведение итогов.

Хороший сундучок оставила нам Баба Яга. Давайте превратим его в копилочку знаний, сложим туда все , чему мы научили сегодня бабу Ягу. Если мы все верно вспомним, то он запоет, а если в чем-то ошибемся, то скрипеть будет.

— Как называются звуки, которые поются без преград и помех?

  • Как называются звуки, которые пробираются через преграды?

  • Какие согласные звуки мы спасли из плена бабы Яги?

  • Чем отличаются Г и Г’? Г и К?

  • Как определить, сколько слогов в слове?

  • Чьи хвосты мы вернули хозяевам?

За каждый ответ дается медалька, все медальки складываются в сундучок.

Сундучок заиграл мелодию. Пока он играет, относим его родителям.

Использованная литература:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке», ч. 4 Баласс 2008

  2. Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки», М: Просвещение,1995.

  3. Сборник «1000 и одна загадка», М: Пилигрим, 1996.

  4. Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке. Методические рекомендации к 3 и 4 частям» Баласс 2008

Приложение 1.


Город звуков

Приложение 2.

П е ч к а

М е т л а

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here