Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 22 «Журавушка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей г.Шарыпово Красноярского края
Конспект урока русского языка для 1 класса
«Путешествие в зимний лес»
Подготовили: учитель-логопед Ковалевская Л.В.,
музыкальный руководитель Маркова О.А.
г.Шарыпово 2011г.
Конспект интегрированного занятия «Путешествие в зимний лес» для детей подготовительной к школе группы
Цель: развитие речи детей через движения и восприятие музыки.
Задачи:
-
воспитание бережного и заботливого отношения к природе и обитателям леса; обогащение словаря детей по теме «Лес», «Зимующие птицы» ;
-
продолжать работу по согласованию существительного с прилагательным в роде, числе, падеже;
-
закрепление навыков практического употребления в речи притяжательных прилагательных;
-
работа над словообразованием и предложением; продолжать формировать у детей навык ответа полным предложением;
-
закрепление правильного произношения поставленных звуков в связной речи у детей;
-
воспитание произвольного поведения во всех видах игр; личностных качеств;
-
развитие неречевых психических процессов: слухового внимания и памяти, зрительной ориентировки на собеседника;
-
развитие координации движений, темпа и ритма движений, общей и мелкой моторики, умения соблюдать правила;
-
учить детей чувствовать настроение через восприятие музыки, высказываться о музыке.
Оборудование:
-
аудиозапись музыкального произведения
-
2 корзинки, 2 салфетки, снежки, обручи
-
проектор
Организационный момент.
Дети входят в зал и становятся полукругом, приветствуют гостей.
Музыкальное приветствие: «Здравствуйте!»
Логопед: Дети, послушайте загадку:
Много снега на дворе,
Все деревья в серебре.
Кто скажет? Кто знает?
Когда это бывает?
Дети: Зимой.
Слайд Зима
Логопед: Дети, а вы любите зиму?
Ответы детей
Логопед: А за что вы любите зиму, чем она вам нравится?
Дети: Можно кататься на коньках, играть в снежки, Строить крепость, лепить снежную бабу, кататься с горки на санках и лыжах, и т.д.
Логопед: Дети, я хочу предложить вам совершить чудесное путешествие. Вы не возражаете? А чтобы узнать, куда мы с вами отправимся, нужно отгадать еще одну загадку. Послушайте ее:
Вот опять пришла зима,
Снег укутал все дома.
Есть у нас надежный друг,
Он протянет сотни рук.
Там шумят дубы и клены,
Бывает летом он зеленый.
Всегда полон он чудес.
Как зовется друг наш?..
Дети: Лес
Слайд Лес
Логопед: Дети, кто из вас был в зимнем лесу, где все покрыто белым, пушистым, серебристым снегом? Не хотели бы вы снова побывать в нем? Но чтобы туда попасть, мы должны заснуть волшебным сном и постараться представить то, о чем я буду говорить. Давайте ляжем на ковер и закроем глаза.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Напряжение улетело
И расслаблено все тело.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Губы теплые и вялые,
И нисколько не усталые,
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык.
Говори всегда красиво,
Смело и неторопливо.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать.
Открываем глазки –
Вот мы и в сказке. (Дети встают с ковра)
Логопед: Зимой и в настоящем, и в сказочном лесу очень холодно. Нужно, ребята, одеться потеплее. Давайте оденемся, чтобы не замерзнуть.
Тактильная игра-массаж «Собираемся на прогулку».
Дети имитируют движения:
— «надевают» штаны, носочки (легкое поглаживание ног);
— «надевают» кофты, свитера (поглаживание руками рук, живота);
— «застегивают» пуговицы (точечные движения от шеи до живота);
— «надевают» сапожки на ножки (поглаживание ног от пальцев до колена);
— «надевают» шапки, шарфики (поглаживание, легкий массаж шеи, головы);
— «надеваем» варежки (поглаживание кистей рук).
Логопед: Все оделись? Ничего не забыли? Пора отправляться в сказочное путешествие! Нас ожидает настоящая зимняя сказка! Ну что ж, в путь!
(Имитационное упражнение «Мы шагаем по сугробам».)
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
(Дети идут, высоко поднимая ноги.)
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу!
Очень долго мы шагали,
(Приседают и поглаживают ноги ладонями снизу вверх.)
Наши ноженьки устали.
Сейчас немного отдохнем,
Дальше по лесу пойдем!
Слайд зимнего леса
Логопед: Посмотрите, вот мы и оказались в зимнем лесу. Зимой лес выглядит сказочно. Давайте попробуем подобрать красивые слова для описания леса.
Логопед: Какой снег в лесу?
Дети: Пушистый, белый, блестящий, мягкий, искристый, серебристый, мокрый, холодный, скрипучий.
Логопед: А как выглядят деревья в лесу?
Дети: Они тихие, задумчивые, грустные, сонные, замерзшие, продрогшие.
Муз.рук.: Зимний лес стоит печальный
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит,
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входите,
Тайны леса не будите.
Лучше – тоже по секрету –
Скажет музыка об этом.
Тихо-тихо сядем рядом,
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде,
В разноцветном, расписном.
Дети садятся на стулья
Муз.рук.: —Ребята сегодня мы с вами будем слушать музыку замечательного русского композитора П.И. Чайковского. (Слайд портрет)
Музыка П.И. Чайковского необыкновенно прекрасна, она очаровывает нас
своей напевностью и выразительностью. Любуясь красотой природы и стремясь передать свое настроение в музыке, П.И. написал очень много произведений, и в том числе цикл музыкальных миниатюр «Времена года». ( Слайд картинка)
В этот альбом входят 12 пьес для фортепиано, по количеству месяцев в году, по одной на каждый месяц. « Декабрь» — так называется пьеса, которую я предлагаю вашему вниманию. Внимательно слушайте, и музыка унесет вас далеко-далеко… Мы полетим над сонным заснеженным лесом, вы услышите разговор снежинок с ветром, скрип снега под ногами Деда Мороза, обходящего свои владения, его холодное дыхание коснется вас… Послушайте….
Слушание «Декабрь» П.Чайковского.
Видеопрезентация
— Какая это музыка? О чем она вам рассказала?
— Вы правильно поняли музыку! Мы как бы увидели заснеженный лес, услышали , как начинает падать снег, вот уже первые легкие снежинки кружатся в воздухе и медленно ложатся на землю. Деревья стоят, словно зачарованные в кружевном, снежном убранстве. Вам понравилась картина, нарисованная красками музыки? Не хватает только красивых выразительных поэтических слов!
Зимний лес – он словно сказка
И особенно тогда,
Когда иней белой краской
Опушит его слегка.
Лес торжественен, спокоен,
Тишина в ушах звенит,
Пеленой пушистой, белой
Он покорно весь покрыт.
Белый снег – он так чудесен!
Блеск его – как синева.
И куда не глянет око,
Всюду зимушка – зима!
Муз.рук.: Да, хорошо зимой в лесу. Всюду снег и сугробы. А воздух морозный и свежий , так и манит нас поиграть. Ну-ка за руки беритесь, в круг широкий становитесь,
Будет музыка звучать, а мы будем повторять!
Муз.- ритм. движения : « Ты мороз, мороз, мороз»
Ты, мороз, мороз, мороз, — (идут в кругу, грозят пальцем)
Не показывай свой нос! – (показывают руками нос).
Уходи скорей домой, — (ладонями отталкивают)
Стужу уноси с собой! – (кружатся на месте)
А мы саночки возьмем –( бегут друг за другом, потирая ладошки)
И на улицу пойдем. Сядем в саночки-самокаточки! -(останавливаются)
С горки( руки вверх) у-ух! Упали! (присели)
От мороза убежали! ( бегут).
Логопед: А сейчас, ребята, мы поиграем в игру со снежком. Я буду называть разные слова, а тот, кому я передам снежок, изменит слово и произнесет его ласково:
Снег – снежок
Ком – комочек
Санки – саночки
Гора – горочка
Зима – зимушка
Лед – ледок
Ветер – ветерок
Дерево – деревце
Ель – елочка
Мороз – морозец
Холод – холодок
Снеговик – снеговичок
Лес- лесочек
Заяц – зайка
Лиса – лисичка
Медведь – мишка
Птица – птичка
Синица — синичка
Логопед: Как хорошо зимой в лесу! И дышится легко морозным свежим воздухом.
Давайте подышим. (Дети набирают полной грудью воздух через нос и выдыхают через рот, медленно, сильной струей).
А теперь еще раз вздохнем и прокричим: Ау! Ау! Ау!
Логопед: Дети, а что-то у меня руки после снежков не отогреваются. Давайте погреем их.
Массаж рук «Зимняя разогревалочка»
Если замерзают руки,
Начинаем их тереть. (Дети медленно разогревают одну ладонь о другую)
Быстро мы сумеем руки
Как на печке, разогреть.
Сначала ладошки
Совсем как ледышки.
Потом как лягушки, (Растирают ладони все быстрее)
Потом как подушки.
Но вот понемножку согрелись ладошки.
Горят и взаправду,
А не понарошку.
Я горю, как от огня,
Вот – потрогайте меня! (Вытягивают вперед раскрытые ладошки)
Логопед: Вот и согрелись немножко.
Грустно стало вдруг в лесу
Чьи следы там на снегу?
Только черный нос торчит,
Глаз косой на нас глядит.
Кто же это? Угадай-ка,
Это наш трусишка…. Слайд заяц
Дети: Зайка
Логопед: Ты, малыш, не бойся нас,
Поиграем мы сейчас.
Игра «Кто быстрее займет норку?»
Дети прыгают по залу под музыку, руки перед грудью, кисти опущены. По словесной инструкции логопеда занимают места в обручах по 2-5 человек.
Логопед: Не ленись, не зевай,
Сколько зайцев, сосчитай!
Дети считают: « 1 заяц, 2 зайца, 3 зайца, 4 зайца, 5 зайцев»
Логопед: Дети, скажите, что можно увидеть в зимнем лесу. (ответы детей)
Логопед: Правильно, ребята! Зверь идет и оставляет след.
Показ слайдов:
Заяц – заячий
Лиса – лисий
Волк – волчий
Кабан – кабаний
Белка – беличий
Мышка – мышиный
Лось – лосиный
Логопед: А что можно услышать в зимнем лесу? Давайте мы с вами закроем глаза и прислушаемся.
Дети: Стук дятла, хруст ветки, можно услышать эхо. Упал снег с ветки. Треск деревьев в мороз.
Логопед: Как много разных звуков мы с вами услышали. Давайте поиграем в «Эхо»
Логопед: Эхо, я тебя зову!
Дети: Ау! Ау! (Призывно)
Логопед: Ты уже поело? (Утвердительно)
Дети: Ело! Ело!
Логопед: Хочешь булочку мою?
Дети: Чью? Чью? (Вопросительно)
Логопед: Я тебе конфетку дам!
Дети: Ам! Ам! (Радостно)
Логопед: Эхо, ближе подойди!
Дети: Ты иди! Ты иди! (Просительно)
Логопед: А вдруг там болото?
Дети: То-то! То-то! (Испуганно)
Логопед: Ладно, я потом приду!
Дети: Жду! Жду! (Успокаивающе)
Логопед: Чтобы дальше в лес идти,
Согреться нужно по пути.
Дети, каждому из вас
Сделаем сейчас массаж.
Дети встают друг за другом «паровозиком».
Идет по спинке холодок – (постукивают пальчиками по спине друг друга)
Ок-ок-ок. (стучат ладонями по спине сверху вниз)
Дует зимний ветерок — (гладят ладонями)
Ок-ок-ок. (стучат ладонями)
Сделаю тебе массаж — (растирают ребрами ладоней)
Аш-аш-аш. (стучат ладонями)
Тебя согрею, друг ты наш — (поколачивают кулачками)
Аш-аш-аш. (стучат ладонями)
Логопед: Отогрелись? Оглядитесь вокруг. Какая красота вокруг нас! Расскажите, ребята, какая она, зима? Слайд Зима
Логопед называет существительное, дети образуют от него прилагательное.
Холод – холодная
Стужа – студеная
Вьюга – вьюжная
Лед – ледяная
Снег – снежная
Мороз –морозная
Ветер – ветренная
Логопед: А сейчас, ребята, вспомните, какие вы знаете народные приметы о зиме.
Дети: Сильно блестят звезды – к морозу.
Зима морозная – лето жаркое.
Дым столбом – к морозу.
Зима снежная – лето дождливое.
Иней на деревьях – к морозу
Логопед: Послушайте, кто это?
Тук-тук-тук, тук-тук-тук —
Раздается громкий стук.
Это радостная весть,
Означает – пища есть.
Дети: Дятел Слайд Дятел
Логопед: Давайте вспомним с вами стихотворение «Дятел» и прохлопаем ритм хлопками.
Дети отстукивают ритм хлопками.
Дятел сядет на сучок.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук.
Дятел смотрит, где жучок.
Туки-туки-туки-тук.
Снег идет, метут метели.
Так-так-так, так-так-так.
Прячьтесь, птицы,
Прячьтесь. звери.
Туки-туки-туки-тук.
Артикуляционная гимнастика «Дятел»
«Щелкаем клювом» — рот открыть – закрыть.
«Дятел долбит дерево» — «д-д-д» — просовываем узкий язык сквозь зубы.
Логопед: Вы птицы, а я — человек. Я буду говорить о себе, а вы – о птице.
У меня голова. – И у меня голова.
У меня нос. – У меня клюв.
У меня руки. – У меня крылья.
У меня ноги. – У меня лапы.
У меня ногти. – У меня когти.
Логопед: А сейчас отгадайте, кто это?
Я ночью гулять вылетаю из дома.
Мне ночью в лесу все тропинки знакомы.
А днем в том лесу мне легко заблудиться,
Скажите скорее, какая я птица?
Дети: Сова Слайд Сова
Подвижная игра «Совушка-сова» (В центре круга водящий, дети идут по кругу, в конце игры водящий их догоняет).
Совушка-сова,
Большая голова.
На пеньке сидит,
Головой вертит.
Глазками хлоп-хлоп,
Лапками- топ-топ.
По лесу летала,
Мышек, птичек искала.
Логопед: Посмотрите, дети, какие красивые птицы сидят на ветке. Какая из них лишняя? (Дятел, снегирь, синица, ласточка)
А здесь какая картинка лишняя? (Дерево с листьями, медведь, лиса, волк)
Логопед: Молодцы! Угадали!
А теперь давайте поиграем в снежки.
Проводится игра в снежки под музыку.
Логопед: Соберем снежные комочки в корзиночку. И заколдуем наши снежки.
Скажем волшебные слова:
Снежки снежные
Превратитесь в снежки
Сладкие и нежные.
Логопед: Посмотрите, во что же превратились наши снежки.
Дети: Зефир
Логопед: Сейчас мы это есть не будем, потому что есть на улице некрасиво и небезопасно. Можно застудить горло, да и руки у нас не совсем чистые. Поэтому мы съедим это в детском саду.
Ну, вот мы и побывали с вами в волшебном лесу, полюбовались на его красоту. А теперь нам пора возвращаться. Давайте возьмемся за руки и скажем волшебные слова:
По тропинке мы пойдем,
В детский сад скорей придем.
Логопед: Вот мы и в детском саду. Скажите, понравилась ли вам прогулка по зимнему лесу? Что нового вы узнали? Чему научились? А что вам запомнилось больше всего?
А какое настроение у вас после прогулки по сказочному лесу?
Дети: Веселое, радостное, солнечное.
Логопед: Давайте поделимся нашим прекрасным настроением со всеми.
Психогимнастика «Лучик»
К солнышку потянулись, (Дети выполняют движения руками по тексту)
Лучик взяли,
К сердцу прижали,
Людям отдали
И улыбнулись!
Дети прощаются и уходят из зала.
Список литературы:
1. Журналы «Музыкальная палитра» 2008, 2011г.
2. Использованные материалы и интернет-ресурсы:
http://detkam.e-papa.ru/zagadki/1/
https://www.google.ru/search?hl=ru&newwindow=1&rls=com.microsoft:en-US&rlz=1I7GZAZ_ru&prmd=imvns&tbm=isch&source=univ&sa=X&ei=JOBCUKDFLZTE4gTvr4DYDg&ved=0CCIQsAQ&biw=1280&bih=596&q=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85,%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86%20%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B9
http://video.mail.ru/mail/t-a-n-i-k-a/25/749.html