Муниципальное казенное дошкольное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №7 «Сказка»

Конспект урока русского языка для 1 класса

«ТЕРЕМОК»

Подготовила

учитель-логопед высшей категории

Сукнева Галина Михайловна

г.Трехгорный

2012

Это занятие без музыкального сопровождения для малышей с логопедическим заключением задержка речевого развития. Сначала они слушают сказку, а потом играют в неё. Молчащие малыши только воспроизводят движения за учителем-логопедом, а говорящие, по возможности, повторяют стихотворный текст.

Задачи: развитие чувства ритма, речевого дыхания, силы голоса, мелкой моторики пальцев рук, общей моторики, расширение словарного запаса, развитие внимания и памяти.

Ход занятия.

Логопед: Давайте вместе со мной вспомним сказку «Теремок», но расскажем её по-новому. Приготовьте ручки.

  1. Развитие мелкой моторики.

Стоит в поле теремок (поднять руки над головой в виде крыши)

Он не низок (наклониться, показать руками на сколько низок)

Не высок (встать на носочки, поднять руки над головой, потянуть пальчиками вверх)

На двери висит замок (сжать пальцы в замок)

Потянули, (потянуть ладони в разные стороны)

покрутили (покрутить «замочек»)

Постучали (не расцепляя пальцев, постучать ладонью о ладонь )

И открыли (расцепить пальцы).

Логопед: Мимо Мышка бежала. Давайте покажем, как Мышка бежала. Встаньте на цыпочки и тихонько бежим по кругу.

  1. Развитие артикуляционной гимнастики.

Логопед: Расскажем про Мышку. Приготовьте свои язычки.

К мышке мы ходили (покусать язык)

Чай из чашек пили (показать язычком «чашечку»)

Кушали ватрушки (похлопать губами по языку)

Лепешки (похлопать губами по языку)

Пышки (похлопать губами по языку)

На балалайке играли (упражнение «балалайка»)

Потом плясали (упражнение «футбол» или «орешки»)

Каблуками стучали (быстро произносить звук Д)

На лошадке скакали («поцокать» язычком)

Устали (подуть на язык, чтобы он завибрировал).

Логопед: Мышка спрашивает, кто-кто в теремочке живет (поднять руки над головой, соединить их в виде крыши)? Кто-кто в невысоком живет (наклониться вперед и рукой показать высоту)? Никто ей не ответил, и стала мышка в теремочке жить. Тут прыгает Лягушка. Давайте покажем, как Лягушка прыгает. (Немного попрыгать на месте, пальцы развести, ладошки к груди).

  1. Проговаривание чистоговорки, развитие речевого дыхания.

Логопед: Расскажем про лягушку. (Предложить поставить руки на пояс).

Вдох носом, на выдохе: Вот лягушка на дорожке,

Вдох носом, на выдохе: у неё озябли ножки.

Вдох носом, на выдохе: Значит, ей нужны

Вдох носом, на выдохе: Теплые штаны.

Логопед: Лягушка спросила, кто-кто в теремочке живет (поднять руки над головой, соединить их в виде крыши)? Кто-кто в невысоком живет (наклониться вперед и рукой показать высоту)? Мышка отвечает: Я – (с хлопками) Мыш-ка. Лягушка с мышкой знакомится: А я — (с хлопками) Ля-гуш-ка . Стали они жить вместе. Вдруг скачет Зайка. Давайте покажем, как он скачет. (Дети поднимают руки над головой в виде ушек и прыгают за педагогом по кругу).

  1. Самомассаж.

Логопед: Расскажем про зайчика.

Ушки мыли, (потереть руками уши)

Лапки мыли, (погладить тыльную сторону ладошек одной и другой рукой)

Шубку мыли, (похлопать по бокам)

Хвостик мыли, (похлопать по попе)

Коленки мыли, (похлопать по коленкам)

Пятки мыли, (похлопать по пяткам)

Все помыли!(встряхнуть руками)

И теперь мы чистые, зайчики пушистые!(хлопки)

Логопед: Заяц спрашивает, кто-кто в теремочке живет (поднять руки над головой, соединить их в виде крыши)? Кто-кто в невысоком живет (наклониться вперед и рукой показать высоту)? Мышка отвечает: Я — (с хлопками) Мыш-ка. Лягушка отвечает: Я – (с хлопками) Ля-гуш-ка. Заяц знакомится с ними: А я — (с хлопками) Зай-ка. Стали они вместе жить. Тут Лисичка бежит. Давайте покажем, как Лисичка бежит. (Дети за педагогом бегут по кругу, показывая, как бежит лисичка).

  1. Развитие общей моторики.

Логопед: Расскажем про Лисичку.

Я с лисичкою дружу (делать «пружинку», слегка приседая, руки на поясе)

Я ее гулять вожу (шагать на месте)

Дергаю за ушко (подергать себя за ушко)

Глажу я ей брюшко (погладить животики)

На скамейку посажу (присесть)

100 историй расскажу (развести руки в стороны)

У нее усталый вид (покачать головой)

Пусть на солнышке поспит (положить ладошки под щеку)

Логопед: Лиса спросила, кто-кто в теремочке живет (поднять руки над головой, соединить их в виде крыши)? Кто-кто в невысоком живет (наклониться вперед и рукой показать высоту)? Мышка отвечает: Я — (с хлопками) Мыш-ка. Лягушка отвечает: Я — (с хлопками) Ля-гуш-ка. Заяц отвечает: Я – (с хлопками) Зай-ка. Лиса знакомится: А я — (с хлопками) Ли-са. Стали они вместе жить. Видят они, идет Волк. Давайте покажем, как он идет. (Дети идут по кругу за педагогом и показывают, как идет волк).

  1. Развитие мимической мускулатуры.

Логопед: Расскажем про Волка.

Волчок удивил зверят, (поднять удивленно брови)

Взял и встал на самокат. (нахмурить брови)

Немножко покатался (поднять удивленно брови)

И самокат сломался (нахмурить брови).

Логопед: Волк спросил, кто-кто в теремочке живет (поднять руки над головой, соединить их в виде крыши)? Кто-кто в невысоком живет (наклониться вперед и рукой показать высоту)? Мышка отвечает: Я — (с хлопками) Мыш-ка. Лягушка отвечает: Я — (с хлопками) Ля-гуш-ка. Заяц отвечает: Я – (с хлопками) зай-ка. Лиса отвечает: А я — (с хлопками) Ли-са. Волк с ними знакомится: А я – (хлопок) Волк. Стали они вместе жить. Идет Мишка. Покажем, как Мишка идет. (Дети идут по кругу за педагогом, показывая, как идет медведь).

  1. Развитие силы голоса.

Логопед: Расскажем про мишку.

Ой-ё-ё-ё-ёечки! (громко)

Спал медведь на коечке. (тихо)

Свесились с кроватки (громко)

2 смешные пятки. (тихо)

Детки подходили (тихо)

Пятки щекотили! (громко)

Логопед: Мишка спросил, кто-кто в теремочке живет (поднять руки над головой, соединить их в виде крыши)? Кто-кто в невысоком живет (наклониться вперед и рукой показать высоту)? Мышка отвечает: Я — (с хлопками) Мыш-ка. Лягушка отвечает: Я — (с хлопками) Ля-гуш-ка. Заяц отвечает: Я – (с хлопками) Зай-ка. Лиса отвечает: А я — (с хлопками) Ли-са. Волк отвечает: А я – (хлопок) Волк. Мишка со зверятами знакомится: Я – (с хлопками) Миш-ка, можно я с вами буду жить? Полез Мишка в теремок, а теремок сломался! Ай-ай-ай, Мишка! (погрозить пальцем). Хорошо теперь зверятам жить? Давайте поможем им построить новый теремок.

  1. Развитие мелкой моторики.

Чтобы дом построить новый (сжимать и разжимать кулачки)

Запасаю тес дубовый, (растираем каждый палец левой руки)

Кирпичи, железо, краску, (растираем каждый палец правой руки)

Гвозди, паклю и замазку, (растираем каждый палец левой руки)

Рамы, двери и бетон, (растираем каждый палец правой руки)

А потом, а потом начинаю строить дом! (стучим кулачок о кулачок)

Пусть зверушки живут в нем!(развести руки в стороны)

  1. Итог занятия.

Логопед: Давайте ещё раз вспомним и прохлопаем, кто же в новом, большом и красивом теремке теперь будет жить: Мыш-ка, Ля-гуш-ка, Зай-ка, Ли-са, Волк, Миш-ка.

Список использованной литературы

1. М.Ю.Гоголева Логоритмика в детском саду – М, АСТ, 2006.

2. В.А.Кныш, И.И.Комар, Е.Б.Лобан,Ю.В.Дудак Логоритмические минутки для дошкольников — Минск, Аверсэв, 2009.

3. Т.А.Кривцова Программа занятий по речевому развитию детей 2-3 лет – М, АРКТИ, 2010.

Использованные Интернет-ресурсы

1. http://children.kulichki.net/stihi

2. http://www.boltun-spb.ru/logo.html

6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here