Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №29 «Березка»

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

(подготовительная группа)

Конспект урока русского языка для 1 класса

«УТЯ И ЦЫП НА ПРОГУЛКЕ»

Составила: Кирпа Е.Е

воспитатель 1 кв. категории

Набережные Челны

2011

Тема: составление рассказа по серии картинок «Утя и Цып на прогулке».

Цель:

  • Развивать логическое мышление, учить составлять картинки в правильной последовательности.

  • Развивать умение составлять последовательный рассказ по серии картинок.

  • Составлять развернутые сложные предложения, использовать прямую и косвенную речь.

  • Активизировать в речи запас прилагательных и глаголов.

  • Развивать произвольное внимание, память.

Предварительная работа:

  • Рассматривание картинок цыпленка и утенка, беседа об их повадках.

  • Составление сравнительного рассказа-описания об утенке и цыпленке, с использованием противопоставительных союзов А, НО.

  • Разучивание считалки о цыплятах.

Методические приемы:

  • Расставливание картинок в логическом порядке.

  • Составление предложений, мини-рассказов по каждой картинке.

  • Д/упражнения на активизацию в речи прилагательных и глаголов: «Какой утенок и цыпленок», «Что умеет делать утенок, цыпленок».

  • Д/упражнение «Подбери новое слово» — учить образовывать новые глаголы приставочным способом.

Материал к занятию:

  • Картинки с последовательным сюжетом.

  • Карточки с приставками.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент

Ребята, сегодня мы будем составлять рассказ по серии картинок. Вот они у меня расставлены (картинки выставлены в неправильном порядке). Рассказ – это изложение событий по порядку. Посмотрите на картинки и скажите, по ним можно составить рассказ? (Нет, так как картинки расставлены не по порядку)

2. Подготовка к составлению рассказа.

Помогите мне расставить их в том порядке, как развивались события. (Дети расставляют картинки по порядку, объясняя свой выбор).

3. Составление рассказа (работа по картинкам).

— Что ж, теперь видно, о ком будет рассказ. О ком? О цыпленке и утенке.

— Как вы думаете, кто друг для друга цыпленок и утенок?

— Как можно звать цыпленка и утенка? Утя и Цып, друзья, птенцы, пушистики.

1-я картинка.

— Что делают друзья? Друзья гуляют, путешествуют.

— Где гуляют друзья, что вокруг них? Вокруг Цыпа и Ути трава, голубое небо, под лапками желтый песочек.

— Давайте их немного опишем. Какой утенок, что он делает? Утенок маленький и желтый, у него красивые красные лапки и клюв. Он идет и смотрит только вперед.

Какой цыпленок, что он делает? Цыпленок похож на своего друга утенка: такой же маленький и желтый. Только цыпленок весь желтый, как песок.

Он укрылся от солнца цветочком и идет о чем-то мечтая.

2-я картинка

— Какое здесь главное событие? Птенцы пришли к реке.

— Как отреагировал на это утенок? Утенок, увидев воду, обрадовался и заулыбался.

— А как цыпленок? Цыпленок наоборот огорчился и стоял напуганный.

3-я картинка

— Что произошло дальше? Что делает утенок? Может он что-то говорит другу? Утенок стал плавать в воде, и радостно звать цыпленка: «Цып, пойдем купаться, плавать».

— А что же цыпленок? Он что-то ответил? А цыпленок бросил цветок и замахал на утёнка крылышками: «Что ты, я же не умею плавать. Лучше я пойду домой»

4-я картинка

— Что здесь происходит? Утёнок нырнул под воду.

— Что же он там делает? Он хочет сорвать лист кувшинки.

— А зачем он ему? Наверное, утёнок что-то придумал.

— Какой здесь утенок? Ловкий, смелый, сильный, отважный.

5-я картинка

— Что здесь происходит? Утёнок толкает по воде листок с цыпленком.

— Так что же придумал Утя? Утя придумал сделать плот из листка и на нем переплыть с цыпленком речку.

— Какой здесь утёнок? Догадливый, смекалистый, добрый.

— Ребята, я знаю одну песню, в ней такие слова:

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,

Вот что значит настоящий верный друг.

И даже есть поговорка, что друг познается в беде. Цып узнал своего друга?

Какой ещё утёнок Утя? Настоящий, верный друг, который не бросит в беде.

— А Цып боится? Нет, Цып не боится, ему нравиться плыть.

— Почему Цып не боится? Цып не боится, потому что рядом его верный друг.

6-я картинка

— Что же случилось дальше? Утя и Цып переправились через речку и довольные пошли дальше.

— Как вы считаете, о чем думает цыпленок? Хорошо, что речка позади, что мы дальше гуляем вдвоем.

— Как вы считаете, а о чем думает утёнок? Утя гордится собой, своим планом. И тоже рад, что они с Цыпом не расстались.

4. Дидактические упражнения, активизация словаря (проводится стоя, с мячом).

Д/упражнение « Какой»

— Давайте, повторим, какой у нас утёнок: пушистый, милый, весёлый, красивый, ловкий, смелый, сильный, отважны, догадливый, смекалистый,плавающий, добрый, настоящий и верный друг.

— Давайте повторим, какой у нас цыпленок: жёлтый, огорченный, напуганный, грустный, радостный, довольный.

Д/упражнение « Подбери глагол»

— Давайте повторим, что делают наши друзья в рассказе: идут, плывут, радуется, огорчается, ныряет, толкает, придумывает, машет (крыльями), гордится…

Д/упражнение «Подбери новое слово»

Дети получают карточки с написанными на них приставками. Педагог называет глагол, дети подбирают новый глагол в соответствии со своей карточкой.

Приставки: при, под (подо), у, за, вы, от, пере, от (ото).

Слова-глаголы: щли, плыли.

5. Рассказ педагога.

Однажды друзья цыпленок и утенок пошли гулять, отправились в путешествие. Их звали Утя и Цып. Вокруг зелёная трава, голубое небо над головой, под лапками жёлтый песок.

Утенок маленький и желтый, у него красивые красные лапки и клюв. Он идет и смотрит только вперед. Цыпленок похож на своего друга утенка: такой же маленький и желтый. Только цыпленок весь желтый, как песок. Он укрылся от солнца цветочком и идет о чем-то мечтая.

Но вот птенцы подошли к реке. Утенок, увидев воду, обрадовался и заулыбался. Цыпленок наоборот огорчился и стоял напуганный. Утя стал плавать в воде, и радостно звать цыпленка: «Цып, пойдем купаться, плавать». А цыпленок бросил цветок и замахал на утёнка крылышками: «Что ты, я же не умею плавать. Лучше я пойду домой».

И вдруг утёнок нырнул и под водой стал срывать лист кувшинки. Какой он смелый, ловкий и сильный. Наверное, Утя что-то придумал, какой-то план. И вот утёнок уже толкает перед собой листок с цыпленком. Утя придумал сделать плот из листка и на нем переплыть с цыпленком речку. Какой Утя догадливый, смекалистый, добрый. Не бросил Цыпа одного. Настоящий друг! Цып не боится, ему нравиться плыть, потому что рядом его верный друг Утя.

Утя и Цып переправились через речку и довольные пошли дальше. Цыпленок думал о том, что хорошо, что речка позади, что мы дальше гуляем вдвоем.А Утя гордится собой, своим планом. И тоже был рад, что они с Цыпом не расстались.

6. Рассказы детей.

Рассказ пересказывается парами-тройками

7. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

— Ребята, что мы с вами сегодня делали.

— Чей рассказ вам больше всего понравился?

Дети высказывают свое мнение, дают оценку.

Закрепление изученного материала.

  • Упражнять детей в подборе глаголов и прилагательных к картинкам.

  • Упражнять в образовании глаголов приставочным способом.

  • Повторить рассказ с опорой на картинки.

  • Повторить рассказ дома (под запись родителями) без опоры на картинки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here