Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №85 «Малиновка» города Северодвинска Архангельской области
Конспект урока русского языка для 1 класса
«Загадки лесных жителей»
подготовила воспитатель
Сафронова Татьяна Валерьевна
Северодвинск
2012
Задачи: Упражнять детей в умении отгадывать загадки, правильно отвечать на вопросы. Учить образовывать относительные прилагательные, упражнять в подборе глаголов-действий к существительным. Закрепить умение правильно употреблять предлоги. Развивать мелкую моторику рук.
Материал: конверт, модели деревьев, за которыми спрятались животные; игра «Кто в домике живёт?», игровое поле с изображением дороги, игрушка-ёж, силуэты животных, простые карандаши, корзина с орехами.
Ход занятия:
Дети стоят вокруг воспитателя.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем, разомнём наши пальчики (проводится пальчиковая гимнастика)
Ушки белки мы покажем
И рога оленя даже.
Мы про зайку не забудем,
Ушками водить мы будем.
Чтобы чётко говорить,
Надо с пальцами дружить.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто-то прислал нам письмо (вынимает конверт из-за двери).
Вот конверт, большой и жёлтый.
Как же нас, конверт, нашёл ты?
Как попал ты в группу нашу?
Разберёмся, ой, постой!
На конверте адрес наш ведь,
А обратный чей? Лесной.
Пишут лисы, пишут лоси,
Пишут зайцы, ждём вас в гости!
Ну что, ребята, пойдём в гости к лесным жителям? Тогда отправляемся в путь.
Звучит мелодия. Дети, взявшись за руки, «змейкой» двигаются по группе, останавливаются перед моделями деревьев, за которыми спрятались животные (видно только их лапы, уши и хвосты).
Воспитатель: Вот мы и пришли с вами в лес, но лесные жители очень пугливые и спрятались за деревьями. Давайте попробуем угадать, чьи лапы уши и хвосты мы заметили.
Дети: Хвост – лисий, волчий, заячий, мышиный.
Лапы – медвежьи, рысьи.
Уши – беличьи, лосиные.
Воспитатель: Молодцы, вы правильно отгадали всех спрятавшихся животных, и звери приглашают вас в свои домики.
Дети садятся в круг, каждый берёт домик, ставни у которого пока закрыты, на них нанесено изображение хозяина жилища.
Воспитатель: Нужно сказать, что умеет делать обитатель вашего домика. Правильность своего ответа вы можете проверить, когда откроете ставни.
Дети: Заяц – прыгает, меняет шубку, грызёт морковку.
Ёж – колется, сворачивается клубком, фыркает.
Волк – рычит, бегает, воет.
Лиса – хитрит, ищет следы, охотится.
Лось – бегает, ест листья, бодается.
Мышь – прячется, роет норку, пищит.
Белка – собирает орехи, прыгает, меняет шубку.
Медведь – ложится в спячку, ест ягоды, рычит.
Воспитатель: Вы правильно назвали, какие животные что умеют делать молодцы. А теперь подумайте
-
Лиса пушистая, что ещё может быть пушистым? (шарф, шапка, ковёр, котёнок).
-
Ёж колючий, что ещё может быть колючим? (заноза, иголка, ёлка).
-
Волк голодный, кто ещё может быть голодным? (собака, мальчик, людоед).
-
Лось быстрый, что ещё может быть быстрым? (бегун, мячик, заяц).
-
Заяц белый, что ещё может быть белым? (снег, сахар, молоко).
Воспитатель: Давайте сделаем зарядку.
Заяц мчится, что есть мочи.
Заяц схорониться хочет.
То бежит он, то кружит.
Бедный, он всего боится.
Где укрыться ото зла?
От лисицы, от куницы,
От орлицы и орла.
Он боится даже белки,
Певчей птицы даже мелкой.
Уши – стрелы, хвост – сучок.
Прыгнул белкой, и молчок.
Дети с воспитателем подходят к доске с игровым полем «Путешествие ёжика».
Воспитатель: Посмотрите, ребята, нам в лесу повстречался ёжик (показывает игрушку). Давайте вспомним скороговорку про ёжика.
Дети: Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки (проговаривают в умеренном темпе, слегка замедленном, быстром, помогают себе ритмичным движением «паровоз»).
Воспитатель: Ёжик предлагает нам отправиться с ним в небольшое путешествие. Я показываю, куда ёжик пошёл, а вы рассказывайте (используется указка).
Дети: Ёжик по дороге пошёл, к домику подошёл, в дом зашёл, из домика вышел, опять по дороге пошёл, к речке подошёл, через мостик перешёл, к пеньку подошёл, вокруг пенька обошёл, на поляну вышел.
Воспитатель: Вы правильно рассказали о путешествии ёжика, и мы с вами очутились на лесной поляне, на которой собрались разные животные.
Дети садятся за столы, перед каждым лежит силуэт животного.
Воспитатель: Нужно заштриховать силуэт животного в одном направлении горизонтальными линиями, вертикальными или наклонными (показывает схему-подсказку).
Дети выполняют штриховку карандашами, воспитатель следит за правильностью позы во время рисования. Те ребята, которые справятся раньше, отвечают на вопросы о названии животного и способе его штриховки.
Воспитатель: Пока вы рисовали, белочка принесла вам подарок – орешки (показывает корзину с печёными орешками). Звери благодарны вам и ждут вас в гости в следующий раз. А сейчас пора домой возвращаться.
Звучит мелодия, дети «змейкой» двигаются по группе, останавливаются около воспитателя.
Воспитатель: Понравилось вам наше путешествие? А что вам запомнилось? Каких зверей мы встретили? Какому зверьку мы помогали? Что бы вам хотелось узнать из жизни зверей? А сейчас, ребята, можете помыть руки и угоститься подарком белочки.
Список использованной литературы:
-
Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (6 – 7 лет). – СПб.: КАРО, 2007.
-
Игровая деятельность на занятиях по развитию речи. Подготовительная группа. / Автор-сост. О.И. Бочкарёва. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.
-
Акопова Э.С., Иванова Е.Ю. Гармоничное развитие дошкольника: Игры и занятия. – М.: АРКТИ, 2007.
-
Конспекты интегрированных занятий в детском саду. Познавательное развитие. Развитие речи. Обучение грамоте: Практическое пособие для воспитателей ДОУ// Авт.-сост. Аджи А.В. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.
-
Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий/ Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2004.