Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей №7 «Рябинушка»
города Набережные Челны, Республики Татарстан
Конспект урока русского языка для 1 класса
«Овощи и фрукты»
подготовила воспитатель
Шаяхметова Лира Рафгатовна
г. Набережные Челны
2013
Цель:1.Умение классифицировать овощи и фрукты.
2. Умение разгадывать ребусы, кроссворды, загадки.
3. Учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
4.Развивать слуховое внимание.
Ход занятия
Организационный момент
— Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели…
Вели, чтобы мы очутились в деревне.
Разгадывание ребуса. Классификация: овощи – фрукты.
— Вот мы оказались в деревне. Но деревня большая. Нам нужно найти Котенка Ваську. Где он? Чтоб найти, нам нужно отгадать ребус. (Ответ: огород)
— А вот и он. Котенок Васька!
Котенок. Здравствуйте, ребята! Я давно вас жду. Вы за овощами приехали? Сейчас я вам покажу, где что у меня растет.
Смотрите: вот морковь, яблоки, помидоры, вот сливы, а еще есть груши и лук.
— Ты что-то напутал, Васька! Мы же за овощами приехали. Что растет в огороде? (Овощи: свекла, редис, помидоры, картофель, кабачки, огурцы)
А что растет в саду? (Фрукты: яблоки, груши, сливы, малина).
Работа с кроссвордом.
Котенок. Ребята! Весной я, когда сажал семена овощей, на каждую грядку поставил табличку. А на них написал, что я посадил.
Но летом солнышко было такое яркое, что некоторые буквы выгорели. Ничего теперь не поймешь. Давайте разберемся вместе!
Загадки для кроссворда:
Как надела сто рубах, захрустела на зубах. (Капуста)
Летом в огороде свежие, зеленые.
А зимою – в бочке, желтые, соленые. (Огурцы)
Раскололся тесный домик на две половинки
И рассыпались оттуда бусинки-дробинки. (Горох)
Кругла, гладка, откусишь – сладка.
Засела в землю крепко на грядке…(Репа)
Хоть я сахарной зовусь –
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус
Узнали вы? Я … (Свекла)
Красный нос в землю врос, а зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен
Нужен только красный нос. (Морковь)
Котенок. В кроссворде еще кто-то спрятался, очень смешной, но нужный в огороде. И про него тоже есть загадка:
На малину налетели,
Поклевать ее хотели.
Но увидели страшило-
И скорей из огорода.
А оно стоит на палке
С бородою из мочалки. (Пугало)
Где это слово в кроссворде? (По вертикали)
Педагог называет близкое по значению слово: пугало – чучело.
Физкультминутка.
Игра «Вершки-корешки»
— Корешками будем называть съедобный корень овоща. Вершками – съедобный плод на стебле. А у некоторых растений съедобны и вершки, и корешки.
Свекла — … корешок
Лук – … корешок и вершок
Морковь – … корешок
Картофель — … корешок
Помидор -… вершок
Чеснок — … корешок и вершок
Репа — … корешок
Молодцы ребята!
Слушание сказки «Как овощи выбирали короля»
— Быстро пролетело жаркое лето. Наступило красавица осень. И начались в огороде шум да возня: поспел богатый урожай. И капусты много, и моркови, и репы, и огурцов, и свеклы.
Пока были маленькие – сидели тихо, смирно. А выросли – стали больше, и места им маловато стало. Вот и сердятся друг на друга, ругаются, толкаются.
Огородное пугало молчало-молчало да как рассердится:
— Выберите себе короля, пусть он вами управляет, а вы его слушаться будете!
Запечалились овощи:
— Как же нам его выбрать? Мы уже про один спор, кто из овощей важней, вкусней, знаем. Конец у того спора был печальный. Вот послушайте:
Овощи
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу. Ох..!
Вот овощи завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка, капуста, морковка, горох,
Петрушка и свекла? Ох..!
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу. Ох..!
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковка, горох,
Петрушка и свекла? Ох..!
И суп овощной оказался не плох!
(Ю. Тувим)
— Вот такая история.
Дети, я знаю как нам надо выбрать короля, чтоб никто не обиделся. Посмотрите на слова в вашем кроссворде.
Подчеркнем первые буквы в словах, какие звуки они обозначают? Если гласные – красным карандашом, твердые согласные- синим, мягкие – зеленым. И вы сразу найдете одного – не похожего на других. (Огурец – это слово начинается с гласной, а все остальные – с согласной).
Разучивание скороговорки
Послушайте скороговорку
В огороде у Федоры покраснели помидоры.
Дети тренируются в правильном произношении скороговорки и заучивают ее.
Тренировка памяти
-Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить все овощи, которые в нем названы.
Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошексладкий,
Помидорыи укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат –
Наша грядка просто клад.
Если слушал ты внимательно,
Запомнил обязательно,
Отвечай-ка по порядку:
Что растет на нашей грядке?
Огурец и капуста
— Дети, а вы знаете, почему огурец пупырчатый? Вот послушайте.
Однажды капуста и огурец пошли вместе купаться на речку. Огурец сразу в воду бросился. А капуста как стал раздеваться на берегу – раздевался до самого вечера. Огурец ждал, ждал его и от холода весь покрылся пупырышками.
Итог занятия
— О чем мы сегодня говорили? Что вы можете рассказать о фруктах и овощах? Чем они отличаются?
-Что вы узнали о растениях огорода?
Назовите их.
Список использованной литературы
-
Л.Е.Кыласова, «Развитие речи» конспекты занятий для подготовительной группы, Волгоград — Издательство «Учитель»,2011.
-
Р.Х. Хамидуллина, «Развитие речи» конспекты занятий для подготовительной группы,Москва — Издательство «Экзамен»-2009.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
-
eduvluki.ru
-
detsadclub.ru