Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей №7 «Рябинушка»

города Набережные Челны, Республики Татарстан

Конспект урока русского языка для 1 класса

«Овощи и фрукты»

подготовила воспитатель

Шаяхметова Лира Рафгатовна

г. Набережные Челны

2013

Цель:1.Умение классифицировать овощи и фрукты.

2. Умение разгадывать ребусы, кроссворды, загадки.

3. Учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

4.Развивать слуховое внимание.

Ход занятия

Организационный момент

— Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели…

Вели, чтобы мы очутились в деревне.

Разгадывание ребуса. Классификация: овощи – фрукты.

— Вот мы оказались в деревне. Но деревня большая. Нам нужно найти Котенка Ваську. Где он? Чтоб найти, нам нужно отгадать ребус. (Ответ: огород)

— А вот и он. Котенок Васька!

Котенок. Здравствуйте, ребята! Я давно вас жду. Вы за овощами приехали? Сейчас я вам покажу, где что у меня растет.

Смотрите: вот морковь, яблоки, помидоры, вот сливы, а еще есть груши и лук.

— Ты что-то напутал, Васька! Мы же за овощами приехали. Что растет в огороде? (Овощи: свекла, редис, помидоры, картофель, кабачки, огурцы)

А что растет в саду? (Фрукты: яблоки, груши, сливы, малина).

Работа с кроссвордом.

Котенок. Ребята! Весной я, когда сажал семена овощей, на каждую грядку поставил табличку. А на них написал, что я посадил.

Но летом солнышко было такое яркое, что некоторые буквы выгорели. Ничего теперь не поймешь. Давайте разберемся вместе!

Загадки для кроссворда:

Как надела сто рубах, захрустела на зубах. (Капуста)

Летом в огороде свежие, зеленые.

А зимою – в бочке, желтые, соленые. (Огурцы)

Раскололся тесный домик на две половинки

И рассыпались оттуда бусинки-дробинки. (Горох)

Кругла, гладка, откусишь – сладка.

Засела в землю крепко на грядке…(Репа)

Хоть я сахарной зовусь –

Но от дождя я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус

Узнали вы? Я … (Свекла)

Красный нос в землю врос, а зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен

Нужен только красный нос. (Морковь)

Котенок. В кроссворде еще кто-то спрятался, очень смешной, но нужный в огороде. И про него тоже есть загадка:

На малину налетели,

Поклевать ее хотели.

Но увидели страшило-

И скорей из огорода.

А оно стоит на палке

С бородою из мочалки. (Пугало)

Где это слово в кроссворде? (По вертикали)

Педагог называет близкое по значению слово: пугало – чучело.

Физкультминутка.

Игра «Вершки-корешки»

— Корешками будем называть съедобный корень овоща. Вершками – съедобный плод на стебле. А у некоторых растений съедобны и вершки, и корешки.

Свекла — … корешок

Лук – … корешок и вершок

Морковь – … корешок

Картофель — … корешок

Помидор -… вершок

Чеснок — … корешок и вершок

Репа — … корешок

Молодцы ребята!

Слушание сказки «Как овощи выбирали короля»

— Быстро пролетело жаркое лето. Наступило красавица осень. И начались в огороде шум да возня: поспел богатый урожай. И капусты много, и моркови, и репы, и огурцов, и свеклы.

Пока были маленькие – сидели тихо, смирно. А выросли – стали больше, и места им маловато стало. Вот и сердятся друг на друга, ругаются, толкаются.

Огородное пугало молчало-молчало да как рассердится:

— Выберите себе короля, пусть он вами управляет, а вы его слушаться будете!

Запечалились овощи:

— Как же нам его выбрать? Мы уже про один спор, кто из овощей важней, вкусней, знаем. Конец у того спора был печальный. Вот послушайте:

Овощи

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох..!

Вот овощи завели на столе –

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка и свекла? Ох..!

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу. Ох..!

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка и свекла? Ох..!

И суп овощной оказался не плох!

(Ю. Тувим)

— Вот такая история.

Дети, я знаю как нам надо выбрать короля, чтоб никто не обиделся. Посмотрите на слова в вашем кроссворде.

Подчеркнем первые буквы в словах, какие звуки они обозначают? Если гласные – красным карандашом, твердые согласные- синим, мягкие – зеленым. И вы сразу найдете одного – не похожего на других. (Огурец – это слово начинается с гласной, а все остальные – с согласной).

Разучивание скороговорки

Послушайте скороговорку

В огороде у Федоры покраснели помидоры.

Дети тренируются в правильном произношении скороговорки и заучивают ее.

Тренировка памяти

-Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить все овощи, которые в нем названы.

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошексладкий,

Помидорыи укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат

Наша грядка просто клад.

Если слушал ты внимательно,

Запомнил обязательно,

Отвечай-ка по порядку:

Что растет на нашей грядке?

Огурец и капуста

— Дети, а вы знаете, почему огурец пупырчатый? Вот послушайте.

Однажды капуста и огурец пошли вместе купаться на речку. Огурец сразу в воду бросился. А капуста как стал раздеваться на берегу – раздевался до самого вечера. Огурец ждал, ждал его и от холода весь покрылся пупырышками.

Итог занятия

— О чем мы сегодня говорили? Что вы можете рассказать о фруктах и овощах? Чем они отличаются?

-Что вы узнали о растениях огорода?

Назовите их.

Список использованной литературы

  1. Л.Е.Кыласова, «Развитие речи» конспекты занятий для подготовительной группы, Волгоград — Издательство «Учитель»,2011.

  2. Р.Х. Хамидуллина, «Развитие речи» конспекты занятий для подготовительной группы,Москва — Издательство «Экзамен»-2009.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. eduvluki.ru

  2. detsadclub.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here