Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 18 «Хрусталик» компенсирующего вида»
города Белово Кемеровской области
Конспект урока русского языка для 1 класса
«Звук [р]»
подготовила учитель-логопед
Абросимова Тамара Владимировна
Белово 2013
Цель:
Закрепление правильного произношения звука [р]. Активизация словаря по теме «Профессии». Задачи: 1. закрепление правильного произношения звуков [р] в различных речевых структурах; 2. активизация словаря по теме «Профессии» на основе слов, содержащих данный звук; 3. практическое накопление глагольного словаря по данной теме; 4. закрепление навыка правильного употребления имён существительных в дательном падеже; 5. совершенствовать умение четко отвечать на вопросы логопеда. 6. развитие фонематического слуха; 7. закрепление навыка звукового, звуко-слогового анализа и синтеза; 8. развитие внимания, памяти, ловкости, развитие общей и мелкой моторики; 9. создание положительных эмоций; 10. выработка положительного и уважительного отношение к труду взрослых.
Оборудование: пиктограммы, индивидуальные зеркала, звукошарики синего и зелёного цвета, сюжетные картинки по теме «Профессии», картинки (лопата, иголка, пила шланг, краски, сковорода, руль, градусник), мяч, фишки.
Ход занятия 1. Организационный момент. Логопед: — Фотограф не успел сфотографировать белочку на дереве. Изобразите огорчение. (Дети мимикой изображают огорчение.) — Водитель случайно съехал с дороги и испугался. Изобразите испуганного водителя. (Дети мимикой изображают испуг.) — Сборная по футболу забила гол. Изобразите веселье, радость футболистов. (Дети имитируют эмоции мимикой, позами, движениями.) 2. Основная часть. Отгадать загадки Логопед: — Кто покрасил все заборы, окна, двери, коридоры? (Дети: маляр.) — Назовите последний звук в этом слове. (Дети: звук [р].) — Кто учит чисто говорить и звуки все произносить? (Дети: логопед.) — Кто вам продаст творог, сосиски и «Вискас» для любимой киски. (Дети: продавец.) — Назовите второй звук в этом слове. (Дети: звук [р].) — Я проказничать люблю, всех вокруг развеселю, посмотрите на мой нос, станет вам смешно до слёз. (Дети: клоун.) Выставляются картинки с профессиями. — Кто догадался, с каким звуком мы сегодня поиграем? (Дети: со звуком [р].) — Маляр, логопед, продавец, клоун. Как назвать одним словом? Что это? (Дети: это профессии.) — Мы поговорим о профессиях, а также будем следить за звуком [р]. 3. Произношение в изолированном виде. (опора на картинки) Логопед: — Как работает трактор? (Дети: [р]-[р]-[р].) — Кто работает на тракторе? (Дети: тракторист.) 4. Характеристика звука. Логопед: — Когда мы произносим звук [р], то: — губы свободны; — зубы сближены, но не соприкасаются; — кончик языка поднят к «бугоркам» — альвеолам за верхними зубами и вибрирует (дрожит); — горлышко «работает». (Звук [р] — согласный, твёрдый, звонкий.) — Почему звук [р] — согласный? (Дети: потому что он не поется.) — Фишкой какого цвета мы обозначать этот звук? (Звукошарик синего цвета.) 5. Развитие фонематического слуха. Логопед: — Сейчас мы поиграем в игру на внимание. Услышите звук [р] — поднимите кружок синего цвета. Будьте внимательными: Л, М, Н, Р, Л, П, К,Р; — в слогах ЛА, МА, РА, АЛ, АН, УС. Дидактическая игра: «Что кому нужно?» (на фланелеграф выставляются картинки со звуком [р]) Логопед: — Назовите картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [р]. (Дети: краски, сковорода, руль, градусник.) — Скажите, кому в работе нужны эти предметы? (Дети: краски — художнику, сковорода — повару, руль — шоферу, градусник – врачу.) 6. Динамическая пауза. Логопед: Мы ногами — топ-топ (Дети выполняют движения по содержанию текста).
Мы руками — хлоп-хлоп. Мы глазами — миг-миг (руки на поясе; моргаем глазами). Мы плечами — чик-чик (руки на поясе; плечи вверх-вниз). Раз — сюда, два — туда (руки на поясе; повороты вправо-влево). Повернись вокруг себя (движения выполнять по содержанию текста). Раз — присели, два — привстали, Руки к верху все подняли. Сели — встали. Сели — встали. Ванькой — встанькой словно стали. Руки к телу все прижали, и подскоки делать стали, будто мой весёлый мяч. 7. Закрепление материала. Дидактическая игра: «Четвертый лишний». Логопед: — Я буду называть название инструментов, которые используют люди определенной профессии. Один из инструментов к этой профессии не относится. Определите его и назовите профессию. — Ножницы, весы, зеркало, расческа. (Дети: весы – лишнее слово. Весы нужны продавцу.) — Пила, таблетки, градусник, шприц. (Дети: пила – лишнее слово. Пила нужна строителю) — Сковорода, нож, половник, кисти. (Дети: кисти – лишнее слово. Кисти нужны художнику.) — Определите на слух самое короткое слово — парикмахер, врач, повар. (Дети: самое короткое слово врач) — Как это можно проверить? (Дети: посчитать сколько слогов в каждом слове.) Дидактическая игра: «Кому принадлежит фраза?» Логопед: — Человек какой профессии мог сказать данную фразу…? «Несите кирпичи, цемент». (Дети: так мог сказать строитель.) «Сегодня я буду рисовать пейзаж». (Дети: так мог сказать художник) «Как вас постричь? А челку сделать покороче?» (Дети: так мог сказать парикмахер.) «Какие пуговицы пришить вам на эту блузку: белые или черные?» (Дети: так мог сказать портной) «Откройте рот и скажите: а-а-а-а-а». (Дети: так мог сказать врач.) «Сколько килограммов картошки вам взвесить? С вас 25 р». (Дети: так мог сказать продавец.) Дидактическая игра: «Что делать?» (игра с мячом). Логопед: — Я кидаю вам мяч и называю инструмент, вы – кидаете мне обратно мяч и говорите какие действия совершают с этим инструментом. – Что делают ножом? (Дети: ножом режут.) — Метлой? (Дети: метлой подметают улицы, метут мусор.) — Пилой? (Дети: пилой пилят доски.) — Из лейки? (Дети: из лейки поливают грядки, цветы.) — Топором? (Дети: топором рубят дрова.) — Половником? (Дети: половником наливают суп, компот.) — Лопатой? (Дети: лопатой копают грядки, роют ямы, чистят снег.) — Молодцы, вы справились со всеми заданиями! 8. Итог занятия. Логопед: — Ребята, кто мне ответит, какой звук мы произнесли сегодня больше всего? (Ответы детей.) — Ребята, мы вспомнили так много профессий, как вы думаете, какая профессия самая главная? (ответы детей, логопед подводит детей к выводу о том, что все профессии хорошие и важные).
Литература
1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
2. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6 – 7 лет. Конспекты фронтальных занятий II период обучения в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
3. Нищева Н.В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР. – СПб.: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.