МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23» г. ВОРКУТЫ

Конспект урока русского языка для 3 класса

на тему

«Роль имён прилагательных в речи.

Связь имён прилагательных с именами

существительными»

Автор: Бурдунюк Татьяна Александровна,

учитель начальных классов

г. Воркута

Автор: Бурдунюк Татьяна Александровна

Предмет: русский язык

Класс: 3 класс

Тип урока: Изучение нового

Технологическая карта изучения темы « Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными»

Тема

Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными

Цели

-развивать умения соотносить прилагательные и существительные по значению, устанавливать грамматическую связь по вопросам, определять признаки прилагательного как часть речи;

-развивать умение точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи;

-развивать фонематический слух;

-формировать и развивать визуальный и аудиальный способ запоминания

-развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения;

-развивать организационные умения, умение оценивать результат своих действий, контролировать свою деятельность.

-воспитывать интерес к русскому языку;

воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

Формировать УУД:

— умение оценивать жизненные ситуации, выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД);

— умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им (Коммуникативные УУД);

— умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД);

— умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД).

Планируемый результат

Предметные:

уметь находить в предложениях, тексте прилагательные;

— научиться подбирать прилагательные к существительным, определять признаки прилагательных как часть речи, сопоставлять их с признаками существительного;

— уметь подбирать подходящие по смыслу имена прилагательные в тексте, определять роль имён прилагательных в речи;

— уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные:

— уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, презентации ; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД).

— уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

. -самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей;

составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием;

— быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

— не бояться собственных ошибок и понимать( Личностные УУД)

Основные понятия

Понятия:

-орфограмма

— главные члены предложения

-второстепенные члены предложения

-однородные члены предложения

— схема

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение.

Ресурсы:

— основные

— дополнительные

Учебник для 3 класса, 2 часть Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, ООО «Баласс», 2006.

методическое пособие;

— индивидуальные карточки;

— презентация к уроку;

— интерактивная доска;

-мультимедийный проектор.

Здоровьесберегающий аспект

-работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся;

— профилактика зрения;

-осанки;

-выработки правильного дыхания;

-поддержание интереса к учебе и снижение утомляемости;

-создание положительного эмоционального фона, снятие фактора тревожности.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах, работа с интерактивной доской.

Ход урока.

  1. Организационный момент

Эмоциональный настрой под музыку (Создание положительного эмоционального фона, снятие фактора тревожности) Слайд № 1

А сейчас настроимся на урок

Улыбнёмся друг другу

Сядьте удобно, закройте глаза,

Повторяйте про себя:

-Я в школе на уроке

Сейчас я начну трудиться

Я радуюсь этому (пауза)

Внимание моё сосредоточенно

Память моя крепка.

Я хочу учиться

У меня всё получится

Я в этом уверен

Я готов к работе.

Откройте глазки.

Я вижу, вы готовы к работе

  1. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений

Минутка чистописания

Как всегда , несколько минут мы уделим чистописанию.

Прежде чем приступить к письму, подготовим пальчики к работе, потренируем кисти рук.

Пальчиковая гимнастика.

  1. Пальчики здороваются

  2. Согреем пальчики

  3. Молоточки

  4. Опустили кисти рук и потрясли ими

Отгадайте загадку: Слайд № 2

В каждом возрасте полезен

От рожденья до седин.

Он сражается с болезнью

Друг надёжный …(витамин)

— Прочитайте сочетания букв. Какие соединения мы используем? (верхнее , нижнее)

Запишем:

ви ит ам ми ин

— Какое слово можем составить? Подберите однокоренные слова.

Ученики записывают слова на доске и в тетрадях.

Витамин, витаминный, витаминка, авитаминоз

— Что обозначает слово витамин, авитаминоз? ( витамин от лат. «вита» -жизнь, авитаминоз – отсутствие витамина.)

Словарная работа

Сегодня мы познакомимся с новыми словами Слайд № 3

Смородина, яблоко, апельсин (определить род и число)

— А какой витамин содержится в этих фруктах? (Витамин С)

— Для чего он нужен? (Для укрепления иммунитета)

— Мы еще вернемся к этим словам.

  1. Формирование новых знаний и умений

— Сегодня мы продолжаем работать с частями речи.

— С какой частью речи познакомились на прошлом уроке?

— Что вы можете рассказать о прилагательном?

— Послушайте внимательно стихотворение – как о себе рассказывает имя прилагательное.

Зовусь я имя прилагательное.

Ко мне дружок, ты будь внимательным

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны,

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

— О чем это определение в стихах? (Что обозначает имя прилагательное, о роли прилагательных в речи)

— С какой частью речи дружит прилагательное?

— Так о чем пойдет речь на уроке? (О роли имен прилагательных в речи, об их дружбе с именами существительными) Слайд № 4

IV Открытие нового знания

Работа со словарными словами (самостоятельная работа)

— Вернемся к нашим новым словарным словам.

Задание: Запишите как можно больше имен прилагательных, какие могут быть эти фрукты по размеру, по форме, по цвету и т.д.

1 вариант – по цвету

2 вариант – по вкусу

3 вариант – по величине или форме (устная проверка) Слайд № 5

Проверка: Чтение получившихся словосочетаний (фронтальный опрос)

— Какой можно вывод сделать о роли имен прилагательных?

ВЫВОД: С помощью имен прилагательных можно обозначать предметы по следующим признакам: цвету, вкусу, запаху, величине, форме.

Физкультминутка

«Рисование носом» (упражнение для укрепления мышц шеи)

Закройте глазки и представьте себе, что нос стал длинным.

Напишите своим носом слово «жёлтый». Что обозначает жёлтый цвет? (цвет тепла, радости, спокойствия)

«Гимнастика для укрепления глазных мышц» (По Аветисову Э. С.).

Глазками ведем за движущимся предметом. Слайд № 6,7,8,9,10

Дыхательная гимнастика. На счёт 1, 2 , 3, 4 глубокий вдох, на 1, 2 , 3, 4-остановить дыхание , 1 ,2,3,4-медленный выдох.

Работа c учебником

Упражнение 311, стр. 79 (работаем по цепочке)

Задание: Подбери и запиши в один столбик имена прилагательные, которые называют хорошие качества человека, а в другой – плохие, отрицательные

Образец записи: Слайд № 11

Человек (какой?) душевный, аккуратный, щедрый, мягкий, добрый, честный

Человек (какой?) неряшливый, грубый, ленивый, трусливый, глупый, драчливый

Какой вывод можно сделать?

ВЫВОД: Имена прилагательные могут обозначать качества людей и характера.

— Кому подходят эти прилагательные?

Добрая, ласковая, отзывчивая, чуткая, душевная, скромная, требовательная, справедливая, старательная, умная, трудолюбивая, мудрая, красивая и т.д. (МАМА)

Работа с отрывком из стихотворения А.С.Пушкина «Зимняя дорога» Слайд № 12

(Выполняется самостоятельно)

Задание: списать, обозначить орфограммы и найти прилагательные

— Какую картину вы представили, записав эти строчки? Какое настроение почувствовали? Какие слова помогли вам почувствовать настроение стихотворения?

— Какова роль имен прилагательных?

ВЫВОД: Имена прилагательные украшают нашу речь, уточняют ее, передают настроение, рисуют картины.

Послушайте грамматическую сказку.

СКРОМНЫЕ ПРОСИТЕЛИ

Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались во всем с Существительными, да вот незадача: не было у Прилагательных собственного рода и числа.

А что, если нам попросить их у Существительного, ну хотя бы на время, – мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа.

Вместе – служба, вместе – дружба.

ВЫВОД: Имена прилагательные согласуются с именами существительными и имеют такой же род и число

V Первичное закрепление Слайд № 13

Упражнение 312

О б р а з е ц записи:

Новенький костюм.

Как согласуются между собой имена существительные и прилагательные? (В числе, роде.)

Почему вопрос мы ставим от существительного? (Прилагательное обозначает признак предмета.)

Физкультминутка (упражнение на внимание, развитие мышц спины и ног)

Если услышите имя существительное — присесть.

Предлог — хлопок, имя прилагательное — наклоны вправо, влево. (красивый, на, небо, чистый, у, рука, сок, витаминный, с, полезный, витамин, красный)

VI Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Работа в группах по карточкам Приложение №1

Работа в парах Приложение № 2

Учитель:

— И в завершении урока мы выполним тест, чтобы проверить, как вы усвоили тему.

Тест Приложение №3

1. Имена прилагательные – это

А) Слова, которые обозначают предметы;

Б) Слова, которые обозначают признаки предметов;

В) Слова, которые обозначают действия предметов;

2. Имена прилагательные

А) бывают мужского, женского и среднего рода;

Б) Изменяются по родам

В) Не изменяются по родам

3. Род имени прилагательного зависит

А) От глагола;

Б) От рода имени существительного

В) От местоимения

4. Подчеркните имена прилагательные мужского рода

А) Красивое; Б) Голубой; В) Добрая

5. Подчеркните имена прилагательные женского рода

А) Лесной; Б) Пушистая; В) Раннее;

6. Подчеркните имена прилагательные среднего рода

А) Яркая Б) Зимнее; В) Могучая;

Проверка: самоконтроль Слайд № 14

Вы отлично справились с заданием и усвоили тему урока, если при ответе на каждый вопрос, отметили задание Б)

  1. VII Рефлексия деятельности

  2. О какой части речи мы говорили на уроке?

— Как изменяются имена прилагательные?

— С какой частью речи употребляются имена прилагательные?

— какова роль имен прилагательных в речи?

— Охарактеризуйте урок, употребляя имена прилагательные.

Самооценка

Оценивание учащихся.

Д/З Слайд № 15

Упражнение 1, стр. 98 — 99

Слайд № 16 — Молодцы

Приложение 1

Прочитай. Найди имена существительные. Укажи их род и число.

Я сидел на озере в лодке. По зелёным тростникам ползли лучики солнца.

Разбери как часть речи:

(В) лодке___________________________________________________________

___________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Прочитай. Найди имена существительные. Укажи их род и число.

Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку.

Разбери как часть речи:

(В) траве_____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Прочитай. Составь и запиши словосочетания СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ +ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.

Укажи род имён существительных и имён прилагательных.

Широкая холмы

Жаркий равнина

Громкое день

Хорошая дыхание

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Тест

1. Имена прилагательные – это

А) Слова, которые обозначают предметы;

Б) Слова, которые обозначают признаки предметов;

В) Слова, которые обозначают действия предметов;

2. Имена прилагательные

А) бывают мужского, женского и среднего рода;

Б) Изменяются по родам

В) Не изменяются по родам

3. Род имени прилагательного зависит

А) От глагола;

Б) От рода имени существительного

В) От местоимения

4. Подчеркните имена прилагательные мужского рода

А) Красивое; Б) Голубой; В) Добрая

5. Подчеркните имена прилагательные женского рода

А) Лесной; Б) Пушистая; В) Раннее;

6. Подчеркните имена прилагательные среднего рода

А) Яркая Б) Зимнее; В) Могучая;

Тест

1. Имена прилагательные – это

А) Слова, которые обозначают предметы;

Б) Слова, которые обозначают признаки предметов;

В) Слова, которые обозначают действия предметов;

2. Имена прилагательные

А) бывают мужского, женского и среднего рода;

Б) Изменяются по родам

В) Не изменяются по родам

3. Род имени прилагательного зависит

А) От глагола;

Б) От рода имени существительного

В) От местоимения

4. Подчеркните имена прилагательные мужского рода

А) Красивое; Б) Голубой; В) Добрая

5. Подчеркните имена прилагательные женского рода

А) Лесной; Б) Пушистая; В) Раннее;

6. Подчеркните имена прилагательные среднего рода

А) Яркая Б) Зимнее; В) Могучая;

Приложение 3

Работа в парах. Игра « волшебники»

Попробуйте образовать прилагательное от существительного.

Берёза – яблоко – поле

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа в парах. Игра « волшебники»

Попробуйте образовать прилагательное от существительного.

Овощ – вода – морковь

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Работа в парах. Игра « волшебники»

Попробуйте образовать прилагательное от существительного.

Молоко – лес – цветок

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here