Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кыновская средняя общеобразовательная школа»

Лысьвенского района Пермского края

Конспект урока по русскому языку

в 3 классе по теме

«
Учимся писать письма»

подготовила

учитель начальных классов

Деменёва Марина Леонидовна

п. Кын

2011

Урок русского языка в 3 классе.

Тема: Учимся писать письма.

Цели: 1.Формировать умения правильного общения в письмах, познакомить с историей возникновения письма.

2. Развивать умение в самостоятельном написании письма, логично излагать свои мысли, оценивать результаты работы.

3. Воспитывать интерес к обучению.

Ход урока:

I. Организационный момент.

— Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне…

У него сегодня много

Писем в сумке на боку –

Из Ташкента, Таганрога,

Из Тамбова и Баку (приходят в гости 2 почтальона: Печкин и почтальон из стих. Маршака)

— Что вы можете рассказать о работе почтальона?

— Что доставляет почтальон:

Без ног приходит,

Без языка разговаривает? (письмо)

— Догадались, чем будем заниматься на уроке?

(учиться писать письма)

— Зачем нужно уметь писать письмо?

II. Подготовка к изучению нового материала.

1 Почтальон: — Найдите в толковом словаре, что такое письмо.

(Написанный текст, посылаемый для сообщения чего – нибудь кому — нибудь. Та или иная система графических знаков для передачи, запечатления речи)

— Для чего нужны письма?

-Без письма не было бы культуры. Благодаря письму сохранились для будущего мысли и достижения. Письмо — запись речи, определённым языком. Мы не можем прочитать письмо любого языка и рисунки доисторических народов. Письмо сохранило языки давно вымерших народов. Там где нет письма — нет и истории. Общение между людьми было вызвано потребностью. Например, древние охотники предупреждали племя о передвижении и количестве зверей с помощью разных знаков.

— Письмо зарождалось в рисунках. Я хочу показать изображение нескольких слов.

Болтун главная дорога

горшок, стоящий на 3 камнях не упадёт в огонь

Голод

— Например, у нас знак обозначает «МОЛЧИ», а у североамериканских индейцев означает «ДИТЯ», а если

«дитя, не умеющее говорить».

— Настоящее подлинное письмо, которое могли свободно прочитать спустя тысячи лет, возникло в Египте и называлось ИЕРОГЛИФ (можно сравнить с берестяной грамотой на Руси)

— Вот некоторые слова, попробуйте сами догадаться:

Глаз

Плакать

Холм

хлеб

грести

шагать

цветок

солнце



— Затем появилось и цифровое письмо. Догадайтесь, какая цифра писалась так:

3

5

7

2 Почтальон: — Письмо существует примерно 3000 лет, а первоначальные формы появились 6-7 тысяч лет тому назад.

— На чём раньше писали люди? (на глине, на камне, на дереве, на коже, на скалах, на костях, на металлических и бронзовых дощечках, на листьях пальмы, свитках ПАПИРУСА)

— На чём писали древние славяне? (в конце IX века стала развиваться грамотность на Руси, писали берестяные грамоты, ПЕРГАМЕНТ – бумага XIVвека)

1 почтальон: — Как доставляют письма? (письмо путешествует на поезде, самолёте, корабле, велосипеде, электронной почте)

— А к вам письмо пришло пешком (вручается классу письмо)

— А какой древний способ доставки писем существует, узнаем из упражнения 2 на стр. 62.

— Как этот способ используют учёные?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

III. Изучение нового материала.

  1. Обращения

— С чего начинают писать письмо? (с обращения)

— Как обращаются в письмах?

— Определите, к кому обращены письма и с кем прощаются?

Привет, Юлька!

Как у тебя, Лена, дела?

Здравствуйте, мои дорогие!

Уважаемый Александр Иванович!

Ну, пока!

До свидания. Обнимаю вас.

— Обратите внимание на запятые.

— Слово, которое называет того, к кому ты обращаешься всегда выделяется запятыми или восклицательным знаком. Если пишите взрослому человеку, то слово «Вы» пишут с большой буквы, подчёркивая своё уважение к старшим. Например, Спасибо Вам за работу.

2. Анализ писем.

— Посмотрите, что нам доставил Печкин.

ПИСЬМО 1

Здравствуй Пётр!

Твоё письмо получено и прочитано. На вопросы отвечаю:

В данный момент учусь в 3 классе.

Успеваемость удовлетворительная.

На улице не гуляю.

Возможность нашей встречи следующим летом зависит от воли моих родителей.

Прощай. Александр.

— Представьте, что это письмо прислали вам. Интересно читать? Стоит ли друзьям так общаться?

— Как можно было обратиться и о чём рассказать?

ПИСЬМО 2

— Такое письмо получила учительница от своей бывшей ученицы.

Привет, Вера Михайловна!

Я так много по вас скучаю, аж чуть! Классно было учиться на ваших уроках, здорово!

Они мне написали, и я прыгала до потолка. У меня всё хорошо. Я учусь хорошо. Хорошо, что вы учили меня два года. Пока. Обнимаю крепко Ваша конфетка Натуся.

— Какие ошибки допустила девочка?

IV. Самостоятельная работа.

— Сейчас почтальоны раздадут вам конверты и бумагу, напишите короткое письмо по своему выбору.

— Подумайте, как вы обратитесь и как будете прощаться, если оно адресовано:
бабушке с дедушкой,

другу,

учителю,

родителям,

брату или сестре,

инопланетянину…

— О чём пишут в письмах? (об интересной книге, о любимом животном, о том как помог кому-то, или тебя выручили, об учёбе, о событии, о заветном желании, об увлечении….)

V. Закрепление. Итог урока.

1. Чтение, с разрешения детей, нескольких писем.

2. Повторение правил написания письма.

3. Отправление писем в ящик.

VI. Рефлексия.

-Оцените свою работу по шкале

Например:

Правильно________Х________

Красиво________________Х___

Интересно______________Х___

Список использованной литературы

  1. Иванов С.В., Евдокимова А.О. Русский язык. 3 класс. — М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2004.

  2. Новая иллюстрированная энциклопедия. – М.: ООО «Мир книги», 2002.

Приложение

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here