Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Дубовская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов»

Белгородского района Белгородской области

Конспект урока по русскому языку
в 4 классе

«Притяжательные имена прилагательные»

подготовила

учитель начальных классов

Уколова Галина Владимировна

п. Дубовое

2012

Цель: создать условия для первоначального ознакомления с притяжательными именами прилагательными.

Задачи:

  • пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи;

  • способствовать выработке умения находить притяжательные прилагательные в тексте, определять разряд прилагательных по значению и грамматическим признакам;

  • способствовать формированию умений выдвигать предположения, проводить наблюдение, сравнивать, обобщать, извлекать информацию из сообщения учителя.

Оборудование: схемы, карточки с заданиями для работы в группах.

Ход урока

I. Организационный момент.

1.     Определение темы урока, постановка целей и задач урока

— Ребята, а вы знаете, кто делает открытия? (Ученые, исследователи, открыватели) Как вы думаете, а мы с вами способны сделать открытие? (Да) Какое открытие, исследование мы можем с вами провести на уроке русского языка? (продолжим изучение имени прилагательного)

— Соберите все свои силы, все внимание – и вперед, к новым исследованиям и открытиям.

-Сядьте ровно, выпрямите спинки. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

-Чтобы нам хорошо работалось нужно активизировать наш организм, для этого мы сделаем массаж ушных раковин.

Дети массируют ушные раковины.

-Итак, мы готовы к работе.

II. Этап актуализации субъектного опыта учащихся

1. — Прежде чем приступить к практической части нашего урока, я хочу проверить, насколько хорошо вы знаете теорию. Сейчас я буду называть различные высказывания. Если вы согласны с утверждением — обводите его номер в кружок, если нет – зачеркиваете.

  • Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.

  • Имя прилагательное отвечает на вопросы кто? что?

  • Род имен прилагательных зависит от глагола.

  • Имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются.

  • По падежу существительного можно определить падеж прилагательного.

  • В предложении прилагательное может быть только определением.

— Проверьте свои работы. Самопроверка.

— Что такое имя прилагательное? От какой части речи зависит прилагательное? Как называется такая связь? Как изменяются имена прилагательные? Каким членом предложения может быть прилагательное?

— На предыдущих уроках мы с вами уже сделали открытие и выяснили, что прилагательные делятся на несколько групп – разрядов. Какие разряды прилагательных вы знаете? (качественные и относительные. Что вы можете о них сказать?

Качественные прилагательные обозначают такой признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени.

Относительные прилагательные обозначают такой признак предмета, который не может быть в предмете в большей или меньшей степени.

Качественные – больше или меньше чего — то

Относительные – из чего – то

III. Этап усвоения знаний и способов действий.

— Проверим, как вы умеете определять разряд прилагательного. Работаем в парах. Разделите прилагательные на группы надписав сверху цифры. Что у вас получилось? Запишите прилагательные по вариантам: 1 вариант – качественные, 2 вариант – относительные.

Зелёный, городской, ночной, холодный, бабушкин, горячий, сосновый.

— Какое прилагательное осталось невыписанным? Почему? (оно не входит ни в один из известных разрядов, значит, у прилагательных есть еще разряд, который мы не знаем).

Совершенно верно, ребята, есть еще один разряд прилагательных. А вот какими особенностями обладает эта группа прилагательных мы постараемся догадаться, прослушав шуточное стихотворение.

Что кому принадлежит, тот за тем вослед бежит!
За своей старушкой бегает избушка.
С бабкой бабкина избушка так играет в притягушки.
Шапка папина была. С папой в офис побрела:
Притянулась она к папе, прямо к уху приросла.
Зато мамино пальто и пушистое манто
Притянулись к маме. Посмотрите сами!
Песья будка – вот дела! – с псом и ела, и спала.
А сегодня притянулась: с ним на улицу ушла.
Зайчик бедный так устал: от норы своей бежал.
Притянулась вдруг с утра к зайцу заячья нора.

— Что вы можете сказать об этой новой группе прилагательных? Каким свойством они обладают?

— Такие прилагательные называют притяжательными.

Притяжательные – чьи – то

— Следовательно, какая у нас сегодня тема урока? («Притяжательные прилагательные»)

— Вернемся к нашему стихотворению. Давайте найдем в нем прилагательные новой группы. На какой вопрос они отвечают? Что обозначают?

— Давайте постараемся сформулировать правило о притяжательных именах прилагательных.

— Откройте учебники на с. 124, урок 133. Прочитаем правило. Что ещё мы узнали о притяжательных прилагательных?

IV.Этап первичной проверки понимания изученного

— Выпишите из стихотворения все притяжательные прилагательные и определите их род, число, падеж. (звучит музыка)

Физкультминутка

Если я называю качественные прилагательные — руки на пояс, если относительные — руки вверх, притяжательные – руки в стороны.

Большой, степной, красивый, бабушкин, глиняный, заячий, жёлтый, пассажирский, дядин.

— А сейчас ребята, у которых желтые и красные треугольники на партах будут работать с учебником. Вы должны найти всю информацию об образовании притяжательных прилагательных. Остальные работают со мной. Мы с вами попробуем сами образовать прилагательные от существительных. Выделим суффиксы.

орден деда — дедов

яйцо страуса — страусиное

след волка – волчий

— Какие суффиксы мы выделили? Что могут добавить ребята, которые работали по учебнику?

Упр.3 — Поупражняемся в образовании прилагательных. Упр. 3 с. 125.Работаем в парах.

— Скажите, все ли прилагательные, которые мы образовали, мы употребляем в речи? Почему? Как называют слова, которые уже уходят из нашей речи? (устаревшие)

Упр.4 — дополнительное

— Сейчас я перечислю вам несколько слов, а вы мне скажете, на что это похоже.

Пирогов, Крылов, Шишкин, Кольцов, Сергеев, Марьин. (это фамилии)

— А какая это часть речи? Сейчас это существительные, но когда-то эти слова были притяжательными и отвечали на вопрос чей? И доказать это достаточно просто. Как? Можно посоветоваться в парах. (суффиксы притяжательных прилагательных –ов-, -ев- , -ин- при помощи которых образованы фамилии).

— Мы узнали много интересного о притяжательных прилагательных, но есть еще несколько вопросов, которые нужно прояснить. Вопросы эти серьезные и я хотела бы, чтобы вы поработали в группах.

V.Этап подведения итогов

— Итак, давайте подведем итоги нашего исследования.

Что отличает притяжательные прилагательные от других прилагательных.

    • Отвечает на вопрос чей?, а не какой?

Имеют ли эти прилагательные краткие формы?

    • Не имеют краткой формы

При помощи, каких суффиксов образуются?

    • Суффиксы -ов-, -ев-, -ин-,

Каким членом может быть в предложении?

    • В предложении является определением

VI. Этап рефлексии

— Ребята, а что вам понравилось сегодня в вас самих? За что вы можете себя похвалить?

— Сегодня я разглядела в ваших глазах огонек пытливости, любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонек не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете день за днем, помогли бы вам преодолеть все трудности учебы, преграды, которые встретятся на вашем жизненном пути.

Список использованной литературы

1. . С. В. Иванов, М. И. Кузнецова. Русский язык: учебник для 4 класса в 2-х частях. – М.: Вентана-Граф, 2009.

2. Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык. Комментарии к урокам. Методическое пособие. Класс: 4. — М.: Вентана-Граф, 2007.

3. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here