Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Краснинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида ».

Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области

Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов окружающей действительности в 4 классе специальной коррекционной школы VIII вида

«Зимующие и перелётные птицы»

подготовила

учитель начальных классов

Мохирева Татьяна Викторовна

c.Красное

2012

Урок развития устной речи на основе изучения предметов окружающей действительности в 4 классе специальной коррекционной школы VIII вида.

Тема: Перелётные и зимующие птицы.

Цель: Обобщение знаний обучающихся об изученных птицах.

Задачи:

Познавательные:

1. Обобщить и систематизировать знания обучающихся об изученных птицах. Закрепить умение дифференцировать перелётных и зимующих птиц.

Развивающие:

1. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, устную речь, познавательную активность обучающихся.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: предметные картинки, карточки для индивидуальной работы,

аудиозапись с голосами птиц, план- опора.

Этапы урока

План урока

Коррекционная

работа.

I Организационный момент:

Посмотрите внимательно.

1. Кто здесь нарисован?

2. Что общего между ними?

3.Чем отличаются эти птички?

4.Угадай, какой птички не хватает?

упражнение на логическое мышление

II Сообщение темы и задач урока.

Сообщение темы и задач урока.

Звучит музыка (пение птиц)

Послушайте внимательно и скажите

— Чьё это пение? (пение птиц)

Чтобы узнать тему нашего урок нужно расшифровать слова.

2 1 4 5 3 6 8 7 10 9

Е П Е Л Р Е Н Т Е Ы

И

7 6 8 4 3 1 5 2

И Щ Е У М З Ю И

3 4 1 2 5

И Ц П Т Ы

(Перелётные и зимующие птицы)

Учащиеся расшифровывают слова и читают тему урока.

Тема урока – перелётные и зимующие птицы.

Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие в « Страну птиц».

Мы повторим и обобщим всё, что узнали о птицах на предыдущих уроках, закрепим умение различать зимующих птиц.

Упражнение

на развитие логического мышления, умения сравнивать, обобщать.

II Обобщающая беседа:

IV.

Закрепление

изученного материала.

Первая остановка называется

« Путаница»

« Каких птиц ты знаешь?

Задание:

На доске выставлены предметные картинки с изображением птиц, цветов, ягод, овощей, диких животных.

Учитель: Все картинки здесь перепутались. Послушайте описание предметов и найдите их.

1. 2.

Спинкою зеленовата Серенькая птичка,

Животиком желтовата Тоненькие ножки

Чёрненькая шапочка Прыг да прыг

И полоска шарфика. Напрямик

Скачет по дорожке.

( синица) ( воробей)

3. 4.

Чернокрылый, красногрудый, Всех перелётных птиц

черней

И зимой найдёт приют: Враг личинок, друг

полей,

Не боится он простуды- Взад- вперёд по пашне

вскачь.

С первым снегом И зовётся птица….

Тут как тут! ( Снегирь). ( Грач)

5. Угадайте, что за птичка- 6 . Нам в хозяйстве

помогает

Тёмненькая, невеличка, И охотно заселяет

Беленькая с живота, Деревянный свой

дворец Хвост раздвинут в два хвоста. Тёмно- розовый

(ласточка скворец

1.Как называются эти животные? ( птицы).

2.Что у них общего ? (форма тела, клюв, перья, крылья).

3. Чем они отличаются ? ( размер, цвет оперения).

3. Чем питаются эти птицы?

4. Как размножаются?

Молодцы. Вы справились с заданием, и мы отправляемся дальше. Но что это за шум, птичий гам, чириканье. Здесь что- то случилось? Давайте прочитаем указатель и узнаем, что это за станция и что здесь случилось?

Следующая остановка

«Птичий переполох»

Игра: « Что это за птица?»

Птицы, птицы прилетели, на деревья птицы сели.

В ветках спрятались они. Ты внимательно смотри и всех птиц ты назови.

Вы должны угадать, что это за птица, приложить недостающие детали. Объяснить, почему вы так думаете?

( воробей без хвоста, синица без клюва, снегирь без крыльев, ласточка без хвоста, грач без клюва, скворец без хвоста.)

Ученики подходят к столу, выбирают детали и отвечают:

— Вот клюв синицы, я узнал его по форме.

— Вот клюв грача , я узнал его по размеру.

Мы помогли птицам и можем отправляться дальше.

Следующая остановка называется ……………

Но указатель запорошило снегом, мы прочитаем название, если правильно выполним следующее задание.

Ребята, послушайте стихотворение и скажите, почему птицы прилетают к жилью человека?

Как пришла пора метелей,

Птицы в села прилетели

Много ягодок для птиц

Заготовил можжевельник…

Есть крушина, есть калина,

А в колхозе, у овина,

Стынет в инее рябина.

Налетели птичьи стаи

Вот и ягод не осталось.

( Мало корма в лесах, человек подкармливает птиц, в селах, городах на деревьях есть ягоды).

Как называется эта группа птиц? (зимующие птицы)

Вот мы открыли название этой остановки.

«Зимующие птицы»

Пусть эти птицы прилетят на эту остановку.

Задание:

Выберите из предъявленных картинок зимующих птиц .

Зимующие птицы

Снегири,

синицы,

воробьи,

В наших краях этим птицам легче прожить суровую зиму. Но и у нас им грозит опасность. Как опасность грозит птицам, вы узнаете, если найдёте в карточке спрятанные слова.

ИПМАСХОЛОДЮБЬЛО

ИПМАСМЕТЕЛЬБДЛШ

АВКЕИМСМОРОЗБЬОТ

ТОИМАГОЛОДЮБЬТЬН

ИМПАСНЕГОПАДЖЗЬК

Ребята, как вы думаете, что более страшно для птиц: голод или холод?

Почему птицам трудно добывать корм зимой?

Чем человек может помочь зимующим птицам?

Ученик: Я кормушку смастерил,

Я столовую открыл

В гости птиц всех пригласил

Ученик выходит и вывешивает кормушку ( картинка)

Учитель:

Давайте в кормушку положим корм для птиц.

Из предъявленных изображений выберите корм для птиц.

Карточки с изображением семян, конфет, семечек, картофеля, хлебных крошек, морковь, зёрен.

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна-

Горсть одна — и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Теперь зимующим птицам будет легче пережить зиму, я уверена, что вы, ваши друзья будут заботиться о птицах зимой.

А мы отправляемся дальше, следующая остановка называется ……… указатель пропал.

Мы узнаем, что это за остановка, если выполним задание.

Послушайте стихотворение Е. Благининой.

О каком времени года говориться в стихотворении.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрной

В огороде по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетели, улетели,

Улетели и грачи.

— О каком времени говорится в стихотворении?

— В какое время года птицы покидают наши края?

— Почему птицы осенью улетают?

— Как называется эта группа птиц? Перелётные.

— Куда улетают перелётные птицы?

Вот мы нашли указатель нашей остановки.

Она называется: Перелётные птицы

Пусть эти птицы прилетят на эту остановку.

Перелётные птицы.

Грачи

Ласточки

Стрижи

Скворцы

Ученик.

— Травка зеленеет, солнышко блестит

Ласточка скорее в сени к нам летит.

— В какое время года возвращаются к нам птицы?

Как человек может помочь прилетающим птицам?

Ученик: Я трудился целый день

Домик делал для друзей.

Что летят через океан,

Из далёких жарких стран.

— О чем идёт речь в этом стихотворении?

— Как называется домик для птиц?

— Кто живёт в скворечнике?

Куда мы можем прикрепить скворечник?

Долгий путь преодолели перелётные птицы. Им нужно набраться сил.

— Чем питаются перелётные птицы?

Из предъявленных картинок выбери корм для перелётных птиц.

( лягушка, мошка, змея, комар, мышь, муха, ёж, дождевые черви).

Развитие познавательного интереса, связной устной речи, расширение кругозора.

Развитие концентрации внимания, воссоздающего воображения, связной устной речи.

Развитие познавательного интереса, связной устной речи, расширение кругозора.

Развитие концентрации внимания.

Развитие умения классифицировать объекты по заданному признаку, связной устной речи, произвольного внимания.

Развитие логического мышления, памяти, связной устной речи на основе работы с планом-схемой.

Посмотрим на схему, расскажите о зимующих и перелётных птицах.

Птицы

Зимующие Перелётные

Снегири Грачи

Синицы Ласточки

Воробьи Стрижи

Вороны Скворцы

Рассказ ученика по плану-опоре.

План:

1) Какие птицы изображены на схеме?

2) Чем похожи и чем отличаются эти птицы?

3) Чем питаются?

4) Как размножаются?

5)Какую пользу приносят?

6) Как надо относиться к птицам?

7) Как человек помогает птицам зимой?

8) Как человек помогает птицам весной?

V Итог урока

— О каких животных говорили на уроке?

— На какие группы мы разделили птиц?

-Какую пользу приносят птицы?

— Как человек может помочь птицам?

— О каких животных говорили на уроке?

— На какие группы мы разделили птиц?

-Какую пользу приносят птицы?

— Как человек может помочь птицам?

VI

Домашнее задание.

Творческий рассказ.

Составь небольшой рассказ о понравившейся птицы.

Для подготовки урока используется следующая литература:

1.Брыкина, Л.В. — Нестандартные и интегрированные уроки [текст] / Л. В. Брыкина, // М: Учитель.- 2009.- 45с.

2.Подрезова, Т.И.- Материал к занятиям по развития речи [текст] / Т. И. Подрезова, // М: Айрис Пресс.- 2009.- 89с.

3.Фефилова, Е.П.- Поурочные разработки по курсу Окружающий мир [текст] / Е. П. Фефилова, // В: Учитель.- 2008.- 78с.

4. Худенко, Е. Д. — Планирование уроков развития речи на основе окружающей действительности в 4 классах специальной коррекционной школы VIII вида [текст] / Е. Д. Худенко, // М: Просвещение.- 2004.- 67с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here