Сведения об авторе

ФИО: Гуман Наталья Вячеславовна;

Должность: учитель русского языка и литературы;

Адрес: 352360 Краснодарский край, Тбилисский район, ст. Тбилисская,

ул. Вокзальная,57;

Телефон: 8 (918)-288-27-30

e-mail:

Учитель: Сегодня на уроке мы должны изучить способы связи слов в словосочетании. Эта тема изучается в разделе русского языка под названием «Синтаксис». Но прежде вспомним, что такое синтаксис?

Ученик: Синтаксис – это раздел грамматики, в котором изучается структура и значение словосочетаний и предложений.

Учитель: Словосочетание, как и слово, служит для названия явлений окружающего мира. Сближаясь по своей роли в языке со словом, словосочетание отличается от него тем, что представляет собой сочетание двух и более элементов, в той или иной степени самостоятельных и связанных по законам синтаксиса русского языка.

Слайд 2

Словосочетания состоят из главного и зависимого слова. Зависимое слово поясняет главное. Например, в словосочетании большая станица зависимое слово большая распространяет главное слово станица. Зависимое слово соединяется с главным по смыслу и, как правило, грамматически. Смысловая связь обнаруживается по вопросам, например: большая станица (какая станица? – предмет и его качество), очень большая(в какой степени большая? – качество и его степень), заехать в станицу (куда? — в станицу – действие и предмет, на который оно направлено).

Слайд 3

Грамматическими средствами связи зависимого слова с главным служат окончания и предлоги. При помощи этих средств зависимые слова соединяются с главными следующими способами: 1) связью согласования (большая станица, моя станица, цветущая станица, вторая станица, дорога-каменка); 2) связью управление (заехать в станицу, любить станицу, улицы станицы). 3)Неизменяемые зависимые слова соединяются с главным связью примыкания, например: очень большая, жить любя, очень хорошо, стремительно ворвалась, не перестаю удивляться.

Учитель: можно ли запомнить блок правил после одного прочтения? Покажите в чем сложность этого материала.

Ученик: невозможно овладеть правилами с одного приема из-за большого объема материала.

Учитель: работаем с опорой на таблицы, представленные в презентации и содержание учебника. Сложилась проблемная ситуация: объем материала практически невозможно запомнить. Как же быть? Нужно искать какие-то рациональные приемы усвоения такого сложного материала. Какие языковые понятия следует вспомнить, чтобы усвоить эти правила.

Ученик: Следует вспомнить термины «синтаксис», «словосочетание», «главное слово», «зависимое слово», «способы связи».

Учитель: Выделим основные признаки названных лингвистических понятий.

Слайд 4

Ученики: Синтаксис – это…

Словосочетание – это…

Главное слово в словосочетании – это…

Зависимое слово – это…

Способы связи – это…

Учитель: для того, чтобы запомнить блок правил и научиться ими пользоваться, необходимо применить рациональные приемы изучения: членение текста на части, группировка, классификация.

Ученик: можно группировать материал по способам связи: согласование, управление, примыкание.

Слайд 5

  1. Закрепление учебного материала

Учитель: попытаемся построить таблицу, чтобы наглядно представить всю информацию. Теперь материал стал приемлемым для осмысления и запоминания. Можно смело переходить к отработке полученных знаний и умений. Предлагается совместная деятельность учащихся в парах. Совершенствуем навыки диалога.

Выпишите из стихотворения кубанского поэта В. Лукашенко, нашего земляка, жителя станицы Казанской, три словосочетания с разными видами связи, используя слова, выделенные жирным шрифтом. Произведите разбор получившихся словосочетаний. Последнее словосочетание охарактеризуйте с точки зрения языковых средств художественной выразительности.

Слайд 6

В который раз знакомая тропинка

Ведет меня от дома и к реке.

Мне вслед кивает каждая травинка,

С природой я живу накоротке.

Учитель: Во время проверки обменяйтесь тетрадями друг с другом. При необходимости устраните ошибки.

Слайд 7

Ученики:

— знакомая тропинка (согласование)

— ведет к реке (управление)

— вслед кивает (примыкание) — средство художественной выразительности – олицетворение.

Слайд 8

Учитель: в следующем задании необходимо вставить пропущенные буквы:

Я вышел посм…треть на цв…ты. Клумба стала неузнаваемой. По самому краю ра…ст…лался коврик, который своим густым покровом с ра…броса…ыми по нему цв…тами очень напоминал настоящий к…вер. Потом клумбу опоясывала лента маттиол – скромных н…чныхцв…тков, привл…ка.щих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили.

(По Е.Носову)

Слайд 9

Выпишите из этого текста следующие словосочетания. В скобках укажите способ связи.

х

  1. Гл.+сущ.________________(_______________)

х

  1. Прилаг. +сущ._________________(_________________)

х

  1. Нареч. + глаг. ___________(_________________)

х

  1. Гл. + гл. неопр. формы__________________(_________________)

Проверка задания.

Слайд 10

Учитель: Совсем скоро вам предстоит сдавать выпускные экзамены. В экзаменационных тестах за курс 11 класса эти задания являются заданиями повышенной сложности, обозначаются В3. Выполняя их, необходимо выписать словосочетание из текста, обозначив вид подчинительной связи, или определить вид связи у предложенного словосочетания, то есть задания, похожие на те, которые мы с вами выполнили.

В следующем упражнении необходимо заменить данные словосочетания синонимичными. Обозначить главное и зависимое слова и способ связи. Такие задания вам предстоит выполнить на ГИА по русскому языку за курс 9 класса. Оно называется В2.Его мы выполним вместе.

Х

Лист дуба (управление) – дубовый лист (согласование)

Хрустальная вода (__________) — ____________________(___________)

Напиток из шоколада (__________) — ____________________(___________)

Песчаное дно(__________) — ____________________(___________)

Проверка выполненного задания.

Слайд 11

Учитель: Давайте немножко разомнемся, наши спортсмены приготовили для вас физкультминутку.

Слайд 12

Ученик 1:

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(Наклоны вперёд и назад.)

Ученик 2:

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

( Рывки руками перед грудью.)

Ученик 3:

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

(Вращение головой.)

Учитель:

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

( дети садятся за парты.)

Слайд 13

Учитель:Работа с карточками. На карточках вам предстоит заменить фразеологические обороты

х

словосочетаниями типа глагол +наречие.

  1. Ломать голову_______________________

  2. Решать не теряя головы____________________

  3. Чувствовать себя как рыба в воде______________________

  4. Мчаться высунув язык______________________

  5. Слушать раскрыв рот_______________________

и наоборот

фразеологический оборот

х

глагол + нареч.

  1. ___________________________ работать быстро

  2. ___________________________ жить далеко

  3. ___________________________ работать упорно

Ученики производят взаимопроверку, используя ответы из презентации.

  1. Подведение итогов урока.

Слайд 14

Учитель: восстановите по памяти:

  1. Словосочетанием называются два или несколько слов, объединенных ______________и_____________.

  2. Словосочетание состоит из ________________и_______________слов.

  3. В словосочетании слова связываются тремя главными способами:

Запиши способ и свой пример.

А) __________________________ ________________________

первый способ пример

Б) __________________________ ________________________

второй способ пример

В) __________________________ ________________________

третий способ пример

Слайд 15

  1. Проводится оценка работы на уроке. Выскажите свое отношение к данному уроку, продолжив фразу…

Мне удалось…

Меня удивило…

Мне понравилось…

Я доволен…

Я считаю, что поработал…

Мне было трудно…

Слайд 16

  1. Домашнее задание.

Учитель: Подумай! В последние годы произошло заметное обновление лексического состава в газетно-публицистическом стиле русского языка. Появились новые наименования для названия явлений действительности: ближнее зарубежье, рублевое пространство, горячие точки, коридоры власти. Попробуй продолжить список словосочетаний, выпиши 5 словосочетаний из газет. Произведи их разбор, определи тип связи.

  1. Выставление оценок.

Слайд 17

  1. Список литературы

  1. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М, 2005

  2. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 класс: учебное пособие по русскому языку для 5-9 классов. –М.: Дрофа, 2007 г.

  3. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке.-М.: Рольф, 2007 г.

  4. Л.Г. Ларионова. Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык. 8 класс» под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. –М.: Дрофа, 2010 г.

  5. О.В. Беляева, О.А. Даценко. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс.-М.: «Вако», 2008

  6. Р.М. Гриценко. Региональный компонент содержания в курсе русского языка. Пособие для учителя. Краснодар, 2004.

Слайд 18

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here