Сведения об авторе
ФИО: Гуман Наталья Вячеславовна;
Должность: учитель русского языка и литературы;
Адрес: 352360 Краснодарский край, Тбилисский район, ст. Тбилисская,
ул. Вокзальная,57;
Телефон: 8 (918)-288-27-30
e-mail:
Учитель: Сегодня на уроке мы должны изучить способы связи слов в словосочетании. Эта тема изучается в разделе русского языка под названием «Синтаксис». Но прежде вспомним, что такое синтаксис?
Ученик: Синтаксис – это раздел грамматики, в котором изучается структура и значение словосочетаний и предложений.
Учитель: Словосочетание, как и слово, служит для названия явлений окружающего мира. Сближаясь по своей роли в языке со словом, словосочетание отличается от него тем, что представляет собой сочетание двух и более элементов, в той или иной степени самостоятельных и связанных по законам синтаксиса русского языка.
Слайд 2
Словосочетания состоят из главного и зависимого слова. Зависимое слово поясняет главное. Например, в словосочетании большая станица зависимое слово большая распространяет главное слово станица. Зависимое слово соединяется с главным по смыслу и, как правило, грамматически. Смысловая связь обнаруживается по вопросам, например: большая станица (какая станица? – предмет и его качество), очень большая(в какой степени большая? – качество и его степень), заехать в станицу (куда? — в станицу – действие и предмет, на который оно направлено).
Слайд 3
Грамматическими средствами связи зависимого слова с главным служат окончания и предлоги. При помощи этих средств зависимые слова соединяются с главными следующими способами: 1) связью согласования (большая станица, моя станица, цветущая станица, вторая станица, дорога-каменка); 2) связью управление (заехать в станицу, любить станицу, улицы станицы). 3)Неизменяемые зависимые слова соединяются с главным связью примыкания, например: очень большая, жить любя, очень хорошо, стремительно ворвалась, не перестаю удивляться.
Учитель: можно ли запомнить блок правил после одного прочтения? Покажите в чем сложность этого материала.
Ученик: невозможно овладеть правилами с одного приема из-за большого объема материала.
Учитель: работаем с опорой на таблицы, представленные в презентации и содержание учебника. Сложилась проблемная ситуация: объем материала практически невозможно запомнить. Как же быть? Нужно искать какие-то рациональные приемы усвоения такого сложного материала. Какие языковые понятия следует вспомнить, чтобы усвоить эти правила.
Ученик: Следует вспомнить термины «синтаксис», «словосочетание», «главное слово», «зависимое слово», «способы связи».
Учитель: Выделим основные признаки названных лингвистических понятий.
Слайд 4
Ученики: Синтаксис – это…
Словосочетание – это…
Главное слово в словосочетании – это…
Зависимое слово – это…
Способы связи – это…
Учитель: для того, чтобы запомнить блок правил и научиться ими пользоваться, необходимо применить рациональные приемы изучения: членение текста на части, группировка, классификация.
Ученик: можно группировать материал по способам связи: согласование, управление, примыкание.
Слайд 5
-
Закрепление учебного материала
Учитель: попытаемся построить таблицу, чтобы наглядно представить всю информацию. Теперь материал стал приемлемым для осмысления и запоминания. Можно смело переходить к отработке полученных знаний и умений. Предлагается совместная деятельность учащихся в парах. Совершенствуем навыки диалога.
Выпишите из стихотворения кубанского поэта В. Лукашенко, нашего земляка, жителя станицы Казанской, три словосочетания с разными видами связи, используя слова, выделенные жирным шрифтом. Произведите разбор получившихся словосочетаний. Последнее словосочетание охарактеризуйте с точки зрения языковых средств художественной выразительности.
Слайд 6
В который раз знакомая тропинка
Ведет меня от дома и к реке.
Мне вслед кивает каждая травинка,
С природой я живу накоротке.
Учитель: Во время проверки обменяйтесь тетрадями друг с другом. При необходимости устраните ошибки.
Слайд 7
Ученики:
— знакомая тропинка (согласование)
— ведет к реке (управление)
— вслед кивает (примыкание) — средство художественной выразительности – олицетворение.
Слайд 8
Учитель: в следующем задании необходимо вставить пропущенные буквы:
Я вышел посм…треть на цв…ты. Клумба стала неузнаваемой. По самому краю ра…ст…лался коврик, который своим густым покровом с ра…броса…ыми по нему цв…тами очень напоминал настоящий к…вер. Потом клумбу опоясывала лента маттиол – скромных н…чныхцв…тков, привл…ка.щих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили.
(По Е.Носову)
Слайд 9
Выпишите из этого текста следующие словосочетания. В скобках укажите способ связи.
х
-
Гл.+сущ.________________(_______________)
х
-
Прилаг. +сущ._________________(_________________)
х
-
Нареч. + глаг. ___________(_________________)
х
-
Гл. + гл. неопр. формы__________________(_________________)
Проверка задания.
Слайд 10
Учитель: Совсем скоро вам предстоит сдавать выпускные экзамены. В экзаменационных тестах за курс 11 класса эти задания являются заданиями повышенной сложности, обозначаются В3. Выполняя их, необходимо выписать словосочетание из текста, обозначив вид подчинительной связи, или определить вид связи у предложенного словосочетания, то есть задания, похожие на те, которые мы с вами выполнили.
В следующем упражнении необходимо заменить данные словосочетания синонимичными. Обозначить главное и зависимое слова и способ связи. Такие задания вам предстоит выполнить на ГИА по русскому языку за курс 9 класса. Оно называется В2.Его мы выполним вместе.
Х
Лист дуба (управление) – дубовый лист (согласование)
Хрустальная вода (__________) — ____________________(___________)
Напиток из шоколада (__________) — ____________________(___________)
Песчаное дно(__________) — ____________________(___________)
Проверка выполненного задания.
Слайд 11
Учитель: Давайте немножко разомнемся, наши спортсмены приготовили для вас физкультминутку.
Слайд 12
Ученик 1:
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(Наклоны вперёд и назад.)
Ученик 2:
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
( Рывки руками перед грудью.)
Ученик 3:
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(Вращение головой.)
Учитель:
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
( дети садятся за парты.)
Слайд 13
Учитель:Работа с карточками. На карточках вам предстоит заменить фразеологические обороты
х
словосочетаниями типа глагол +наречие.
-
Ломать голову_______________________
-
Решать не теряя головы____________________
-
Чувствовать себя как рыба в воде______________________
-
Мчаться высунув язык______________________
-
Слушать раскрыв рот_______________________
и наоборот
фразеологический оборот
х
глагол + нареч.
-
___________________________ работать быстро
-
___________________________ жить далеко
-
___________________________ работать упорно
Ученики производят взаимопроверку, используя ответы из презентации.
-
Подведение итогов урока.
Слайд 14
Учитель: восстановите по памяти:
-
Словосочетанием называются два или несколько слов, объединенных ______________и_____________.
-
Словосочетание состоит из ________________и_______________слов.
-
В словосочетании слова связываются тремя главными способами:
Запиши способ и свой пример.
А) __________________________ ________________________
первый способ пример
Б) __________________________ ________________________
второй способ пример
В) __________________________ ________________________
третий способ пример
Слайд 15
-
Проводится оценка работы на уроке. Выскажите свое отношение к данному уроку, продолжив фразу…
Мне удалось…
Меня удивило…
Мне понравилось…
Я доволен…
Я считаю, что поработал…
Мне было трудно…
Слайд 16
-
Домашнее задание.
Учитель: Подумай! В последние годы произошло заметное обновление лексического состава в газетно-публицистическом стиле русского языка. Появились новые наименования для названия явлений действительности: ближнее зарубежье, рублевое пространство, горячие точки, коридоры власти. Попробуй продолжить список словосочетаний, выпиши 5 словосочетаний из газет. Произведи их разбор, определи тип связи.
-
Выставление оценок.
Слайд 17
-
Список литературы
-
Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М, 2005
-
Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-9 класс: учебное пособие по русскому языку для 5-9 классов. –М.: Дрофа, 2007 г.
-
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке.-М.: Рольф, 2007 г.
-
Л.Г. Ларионова. Рабочая тетрадь к учебнику «Русский язык. 8 класс» под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. –М.: Дрофа, 2010 г.
-
О.В. Беляева, О.А. Даценко. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс.-М.: «Вако», 2008
-
Р.М. Гриценко. Региональный компонент содержания в курсе русского языка. Пособие для учителя. Краснодар, 2004.
Слайд 18