Олимпиадные задания по русскому языку 8 класс.

1. Что такое [туш]? Дайте орфографическую(ие) запись(и) толкуемого слова и его значения.

2. Подберите фразеологизмы, способные выразить смысл «много».

3. Найдите в пословице устаревшие формы. Укажите соответствующие им современные формы. Раскройте смысл этой пословицы.

Не вспоя, не вскормя, ворога не наживешь.

4. Объясните значение «детских» слов. От какого слова и как они образованы?

Копатка, люденыш, рогается, грозительный (палец), покупец, затужить(пояс).

5. Найди правильных «соседей» в словосочетаниях, используя только предложенный материал.

Повысить здоровье, улучшить зарплату, укрепить качество, усилить условия, повысить оборону.

6.Согласны ли вы с тем, что среди следующих слов есть слово, состоящее из 5 морфем? Обоснуйте свой ответ, указав морфемный состав каждого слова.
Подорожник, безумный, выкрикнуть, подумаете, передумал.

7.В каком слове три мягких согласных? Спешить, осень, печники, каменщик.

8.Подберите исконно русские синонимы для заимствованных слов. Вставьте в них пропущенные буквы.

гоизм, ижд…венец, к…л…(с,сс)альный, ун…кальный, ин…екция, а(к,кк)орд.

9.Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих существительных.

Грамм, дело, мандарин, место, носки, помидор, рельсы, чулки, яблоки.

10. Исправьте грамматические и речевые недочеты в следующих предложениях:

  1. Скоро я обратно вернулся в этот город. 2) Девочка хорошо говорит по-немецкому. 3) Мальчик упал навзничь, то есть вниз лицом. 4) Собака воет по-волчьему.5) Покатавшись на катке, болят ноги. 6) Подъезжая к дому, собаки залаяли на нас. 7) Мальчик присел на пень, читавший книгу.8)Выйдя в поле, солнце скрылось за тучей.

11. Исследовательское задание

Расскажи о слове или выражении, которое имеет узкое распространение, например, употребляется только в твоей семье, или в среде твоих друзей, или в кругу профессионалов и пр. Выскажи гипотезу о причине узкого распространения описываемого слова или выражения.

Имей в виду, что оценка будет выставляться в соответствии с критериями:

Правильный выбор выражения 0-1

Указание условий употребления 0-1

Объяснение происхождения 0-2

Примеры употребления 0-2

Грамотность 0-2

Композиция работы 0-2

Максимум -10 баллов

Ответы. 8 класс, рус. яз.

  1. Орфографическая запись каждого слова – 0, 5 балла.

Определение значения каждого из существительных — 1 балл; определение вариантов значения а) и б) – по 0,5 балла. Максимум 3 балла.

[туш] —туш как существительное мужского рода обозначает краткое музыкальное приветствие в честь какого-либо лица, события, исполняемое обычно на духовых музыкальных инструментах.

[туш] — тушь как существительное женского рода обозначает а) черную или цветную водяную краску, применяемую для рисования или черчения, а также б) в косметике.

2.Один фразеологизм – 1 балл.

Куры не клюют, тьма-тьмущая, вагон и маленькая тележка, хоть пруд пруди, хоть лопатой греби, выше головы, яблоку негде упасть и др.

3. Количество баллов — 5.(Не) вспоя– (не) вспоив (1); (не) вскормя – (не) вскормив (1);ворога – врага (1). Враг появляется у человека, если он «поит и кормит» его ссорами, обидами, разногласиями, то есть вольно или невольно прилагает усилия для его «взращивания» (До 2 б.).

4.Количество баллов. Значение слова – 0,5 балла. Производящее слово – 0,5 балла. Словообразовательные морфемы – до 1 балла.Максимум 12 баллов.

Копатка – лопатка;от копать при помощи суффикса -тк-.

Люденыш – ребенок; от люди при помощи суффикса–еныш-.

Рогается – бодается; от рога при помощи суффикса —а- и постфикса –ся. Грозительный (палец) – указательный, тот, которым грозят;от грозить при помощи суффикса-тельн-

Покупец – покупатель; от покупать при помощи суффикса-ец-.

Затужить (пояс) – затянуть; оттугой или туго при помощи суффикса-и- и приставки за-.

5. Одно словосочетание – 1 балл.Укрепить здоровье, повысить зарплату, улучшить качество, улучшить условия, укрепить оборону.

6. Количество баллов. Состав 1 слова – 0,5 балла.

По – дорож – ник – нулевое окончание– 4 морфемы.

Без – ум – н – ый– 4 морфемы.

Вы – крик – ну – ть– 4 морфемы.

По – дум – а – ете– 4 морфемы.

Пере – дум – а – л – нулевое окончание — 5 морфем.

7.1 балл. Каменщик

8.Орфограмма – 0,2 балла. Всего 1,6 балла.Синоним – 0,5 балла. Всего 3 балла. Итого максимум 4,6 балла.

Эгоизм — себялюбие, иждивенец — нахлебник, колоссальный – огромный, уникальный — исключительный, инъекция — укол, аккорд — созвучие.

9. Грамм- граммов; дело — дел; мандарин — мандаринов; место — мест; носик — носков; помидор — помидоров; рельсы — рельсов; чулки — чулков; яблоки – яблок – по 0.5 за слово

10. 1.Скоро я вернулся в этот город. 2. Девочка хорошо говорит по-немецки. 3.Мальчик упал навзничь, то есть на спину. 4.Собака воет по-волчьи. 5.Покатавшись на катке, я почувствовал боль в ногах. 6. Подъезжая к дому, мы услышали, как собаки залаяли на нас. 7. Мальчик, читавший книгу, присел на пень. 8.Выйдя в поле, я увидел, как солнце скрылось за тучей. – по 1 б.

11.Оценивание сочинения

Правильный выбор выражения 0-1.Указание условий употребления 0-1.

Объяснение происхождения 0-2. Примеры употребления 0-2. Грамотность 0-2 Композиция работы 0-2 Максимум -10 баллов

Олимпиадные задания по русскому языку 7 класс.

1. Что такое [туш]? Дайте орфографическую(ие) запись(и) толкуемого слова и его значения.

2. Разберите слова по составу, а также произведите их словообразовательный анализ: зазеленели, подземные, пароходный.

3.Подберите к фразеологическим оборотам синонимы: бить баклуши; задирать нос; работать спустя рукава; кричать во всю ивановскую; кто в лес, кто по дрова; сломя голову.

4.В каком слове три мягких согласных? Спешить, осень, печники, каменщик.

5.Образуйте все формы причастий от глаголов: ожидать, слышать, привозить, таять.

  1. Вставьте пропущенные буквы в словах: аб . .ж .. р, г .. рлянда, в.. рм .. шель, м .. к.. роны, гости.. ая, гости.. ица, кв.. танция, к .. нава, искус .. ный, ис.. ку .. тво, вследстви .., вымп.. л, комб .. нат.

7. Какие из выделенных слов являются прилагательными, а какие — причастиями?

1) Все помнят его блестящий ответ на экзамене. 2) Подходящие к перрону поезда. 3) Блестящие на солнце стёкла. 4) Отраженный свет луны. 5)Избалованный чрезмерной любовью ребенок. 6) Отраженный рефлектором свет лампы. 7)Уважаемый Николай Сергеевич! 8) Всеми уважаемый товарищ. 9) Обычные текущие дела. 10) Текущие в ущельях реки.

8.К каким частям речи относятся слова?

Пять, пятеро, пятый, пятерочка, пятак, впятером, в-пятых.

9.Какой падеж существительного никогда не употребляется с предлогами, а какой, наоборот, никогда не бывает без предлогов?

  1. Составьте схему предложения, расставив знаки препинания, дайте его характеристику:

Уже светало и небо на востоке с каждой минутой меняло свою окраску.

11. Прочитайте текст. Какие типы речи встречаются в нем?

В это утро мы с Сережей встали пораньше, напились чаю. Взяв ружье, отправились в сад над речкой. Как там было хорошо!

Сквозь поредевшую листву старых яблонь внизу под нами синела река. А за рекой далеко-далеко виднелись скошенные, опустевшие луга с потемневшими от дождя стогами сена, желтые перелески. И над всем этим осенним простором в прохладном прозрачном небе плыли одинокие облака.
(По Г.А. Скребницкому)

 

Ответы 7 класс. Русский язык

1. Орфографическая запись каждого слова – 0, 5 балла.

Определение значения каждого из существительных — 1 балл; определение вариантов значения а) и б) – по 0,5 балла. Максимум 3 балла.

[туш] —туш как существительное мужского рода обозначает краткое музыкальное приветствие в честь какого-либо лица, события, исполняемое обычно на духовых музыкальных инструментах.

[туш] — тушь как существительное женского рода обозначает а) черную или цветную водяную краску, применяемую для рисования или черчения, а также б) в косметике.

2. Разберите слова по составу, а также произведите их словообразовательный анализ: за-зелен-е-л-и, под-зем-н-ые, пар-о-ход-н-ый.

Зазеленели -зазеленеть –зеленеть -зеленый

Подземные- подземный – земля

Пароходный – пароход — пар и ходить- ход

по 0,5 за разбор слова, и по 1 б. за словообразовательный

3 .Бить баклуши — бездельничать, заниматься пустяками; задирать нос -задаваться, зазнаваться; работать спустя рукава — плохо, с неохотой, небрежно; кричать во всю ивановскую — громко, оглушительно, изо всех сил; кто в лес, кто по дрова — вразброд, неслаженно; сломя голову- быстро, не разбирая дороги по о,5 б. за слово

4. 1 балл. Каменщик

5.ожидать- ожидающий, ожидавший, ожидаемый; слышать- слышавший, слышимый, слышанный; привозить- привозивший, привозимый; таять- тающий, таявший.- по 0,5 б. за слово — итого 5 б.

6. Абажур, гирлянда, вермишель, макароны, гостиная, гостиница, квитанция, канава, искусный, искусство, вследствие, вымпел, комбинат – по 0,5 б. за слово.

7. 1 — прил. 2 — прич. 3 — прич. 4 — прил. 5- прич. 6- прич.7- прил. 8 -прич.9. прил.10-прич.- по 1 б.

8.Пять — количественное числительное; пятеро — собирательное числительное; пятый — порядковое числительное; пятерка — существительное; пятак — существительное; впятером — наречие; в-пятых – наречие – по 0.5 за слово.

9. не употребляется с предлогами, — именительный ; никогда не бывает без предлогов – предложный. 1 б.

10. Составьте схему предложения, расставив знаки препинания, дайте его характеристику: Уже светало, и небо на востоке с каждой минутой меняло свою окраску.

[=], и [- =]. Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложносочиненное, состоит из двух простых предложений, соединенных сочинительным союзом. — 2 б.

11. В данном тексте соединяются повествование и описание. Повествование:В это утро мы с Сережей встали пораньше, напились чаю. Взяв ружье, отправились в сад над речкой. Как там было хорошо!

Описание: второй абзац. В тексте часто используется не какой-либо один тип речи, а их соединение. Соединение разных типовых фрагментов должно быть оправдано замыслом автора, основной мыслью высказывания. – 3 б.

Олимпиадные задания по русскому языку для 9 класса

1. Поставьте ударение в следующих словах: включат, газопровод, жалюзи, иконопись, красивее, кулинария, некролог, обеспечение, столяр, щавель.

2. Закончите формулировку.
Звук [й] на письме может передаваться: 1……2…….
3. Придумайте два предложения, состоящие не менее чем из пяти знаменательных слов, в которых а) все согласные звуки являются глухими б) все согласные звуки являются звонкими.

4. Названия детенышей животных часто образуются с помощью суффикса -енок, например: тигренок, совенок. Среди данных ниже пяти слов одно образовано по общему правилу, а другие — с некоторым отклонением, общим для всех четырех слов. Укажите слово, образованное по общему правилу.
Ягненок; теленок; поросенок; цыпленок; гусенок

5. Определите способ словообразования следующих слов:наводнение, оплата, обрывок, многоступенчатый, мороженое, съезд, бездорожье, впустую.

6.Все перечисленные ниже слова означают противоборство. Но одно из них по значению существенно отличается от остальных. Что это за слово?
Бой; битва; дуэль; сражение; баталия.

7. Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами: тщетно, денница, рудомёт, граять.

8. Напишите пословицу или поговорку, соответствующую латинскому крылатому выражению:

Otiumpostnegotium. – «Отдых после занятий». Festinalente. – «Спеши медленно».

Plenusventernonstudetlibenter. – «Полный живот неохотно учится».

Alienavitiainoculishabemus, atergonostrasunt. – «Чужие пороки у нас на глазах, а свои за спиной». Verbavolant, scriptamanent. – «Слова улетают, написанное остаётся». AutCaesar, autnihil. – «Или Цезарь, или ничто».

9. Определите, какой частью речи могут быть следующие словоформы. Выделите финальную морфему, определите, какие грамматические значения она может выражать в зависимости от принадлежности слова к определённому морфологическому классу: Вой, летом, моя

10. Даны пары омонимичных существительных:
1) колода (кусок дерева) — колода (карт);2) ласка (зверек) — ласка (нежность);
3)
косяк (двери) — косяк (птиц); 4) кол (заостренная палка) — кол (оценка).
В каких из этих пар между омонимами имеются различия в склонении?

11. Сравните две стихотворные цитаты; обратите внимание на выделенные части:

Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везет, не слезет с облучка. (А.С. Пушкин. Телега жизни)

Инстинкт прирожденный, старик-подхалим,
Был невыносим мне. Он крался бок о бок
И думал: «Ребячья зазноба. За ним,
К несчастью, придется присматривать в оба». (Б.Пастернак. Марбург)

Одинаково ли синтаксическое и смысловое строение выделенных частей?

12. Придумайте 5 предложений, демонстрирующих разные синтаксические роли инфинитива (подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство).

Ответы 9 класс, русский язык

1.по 0, 2 балла за слово ( всего 2 б.)

2. 1)В начале слова буквами е, ё, ю, я, а также сочетанием букв ЬЕ, ЬЁ, ЬЮ, ЬЯ, ЬИ, ЪЕ, ЪЯ, ЪЮ, ЪЁ;

2) в иноязычных словах ЬО (как в слове медальон). По 0, 2 б. за каждый случай( всего 2,8 б.)

3. 2 б

4.гусенок, так как корень слова совпадает с корнями слов, обозначающих родителей –гусь-гусыня-гусенок – в отличие от других случаев, где названия животных не однокоренные названию детеныша –овца-баран-ягненок. 1 б.

5.Наводнение – суффиксальный,оплата– бессуффиксный, обрывок – суффиксальный, многоступенчатый – сложение с суффиксацией, мороженое – переход из одной части речи в другую, съезд – бессуффиксный, бездорожье – приставочно-суффиксальный, впустую – приставочно-суффиксальный. 0,5 б. За каждый ответ ( всего 4 б.)

6. дуэль, так как означает поединок двух людей. 1 б.

7.тщетно – напрасно; денница – заря; рудомёт – врач-кровопускатель; граять – 1. каркать (о воронах), 2. хохотать до неприличия. Всего 4 б.

8. 1. Делу время – потехе час. 2. Семь раз отмерь – один отрежь. 3. Сытое брюхо к ученью глухо. 4. В чужом глазу бревно видишь, в своем соломинку не замечаешь. 5. Что написано пером – не вырубишь и топором. 6. Каждому своё / Кесарю – кесарево. 7. Птицу видно по полёту. 8. Слава глаза застит. 0,5 б. за пословицу ( всего 4 б.)

9.Вой– сущ. 2 скл. м.р. в И. п. ед.ч. с нулевым окончанием; глагол пов. накл., часть корня; Летом – наречие с суфф. – ом; существит. 2 скл., ср.р., ед.ч, в Т.п. с окончанием. –ом; Моя – в зависимости от ударения: моЯ– притяжательное местоимение ж. р. ед. ч., в И. п., где –я – окончание; мОя– деепричастие с суфф. –я. По 1 б. за слово и объяснение ( всего 3 б.)

10. проверяем формой Р.п., мн. ч.: пушистых ласок – нежных ласк; проверяем формой множественного числа: новые колья – первые колы в четверти 2 б.

  1. Очевидно, в обеих цитатах мы имеем дело с обособленным приложением, выраженным существительным с зависимыми словами. Но где здесь приложение, а где – определяемое слово? Судя по расстановке знаков препинания, и в первом, и во втором случае приложением является второе словосочетание. Но вдумаемся в содержание приведенных отрывков.
    В цитате из А.С. Пушкина приложение уточняет, разъясняет, что же имеется в виду под лихим ямщиком: время – вот кто гонит телегу.
    В цитате же из Б.Пастернака инстинкт сравнивается со стариком-подхалимом, т.е. определяемое получает образную (метафорическую) характеристику. Получается, что в приведенных цитатах из А.С.Пушкина и Б.Пастернака обособленное приложение несет разную смысловую нагрузку: в первом случае – разъясняющую, конкретизирующую, а во втором – сравнительную, образную. 2 б.

  2. всего 5 б.

Олимпиадные задания по русскому языку 10 — 11 класс

1. Расставьте ударение в следующих словах.

Апостроф, бутик, вероисповедание, догмат, донельзя, древко, дремота, знамение, избалованный, клала, новорожденный, обнаружение, оркестровый, откупорить, петля, сливовый, созыв, украинский, ходатайствовать, юродивый.

2. Приведите как можно больше известных вам фразеологизмов со следующими опорными словами: море, грамота, Москва, место.

3. Сколько общих морфем в словах невероятный, неимоверный?

4. Какими частями речи являются выделенные слова?

Сколько раз я просила его помочь!

В окно тихо стукнули: раз, два, три…

Как-то раз я уже приходила в этот парк.

Раз я люблю тебя, то ты должен мне доверять.

5.Выберите правильные словосочетания из предложенного списка:

Заглавная роль, косный мозг, крёстный ход, маневровый тепловоз, туристское агентство, запасный выход, обидчивый человек, элитарные войска, драматургический театр, жилищный вопрос

6.Фитоним, гидроним, топоним, антропоним… Что обозначают эти лингвистические термины? Какими словами можно продолжить их ряд?

7. Расставьте знаки препинания в следующем предложении.

Полковой командир в ту самую минуту как услыхал стрельбу и крик сзади понял что случилось что-нибудь ужасное с его полком и мысль что он примерный много лет служивший офицер мог быть виновен перед начальством в оплошности или нераспорядительности так поразила его что в ту же минуту забыв и непокорного полковника-кавалериста и свою генеральскую важность он ухватившись за луку седла и шпоря лошадь поскакал к полку под градом пуль осыпавших но счастливо миновавших его. (Л.Н.Толстой)

8. Восстановите пропущенные фрагменты отрывка из статьи Энциклопедического словаря юного филолога.

В ____ веке трудами братьев _________ и _______ был создан первый славянский литературный язык – _____________ В его основе лежал диалект ______________________, на нем были сделаны переводы с ______________языка ряда________________ и иных книг. Созданный ими язык бытовал сначала в _______________ , а затем распространился у _____________. С ____века он начинает бытовать у __________________. Ученые называют его ___________ или _____________. Памятники письменности дошли до нас с двумя системами письма (азбук) — __________ и _________________.

9. Что в этом письме свидетельствует о том, что писал его человек, для которого русский язык неродной? Перечислите и квалифицируйте эти факты. Предложите исправленный вариант этого текста.

Г – же Петровской, 1828, 3 июни.

Помните близко,

Помните далеко,

Помните моего

Еще отныне и до всегда,

Помните еще до моего гроба, как верен я любить имею

10.Составьте текст под названием «Это я» из 7 предложений. В тексте должно быть: по одному предложению повествовательному, вопросительному, восклицательному, по одному предложению с тире, двоеточием, точкой с запятой, одно предложение с однородными членами. Порядок расположения предложений в тексте произвольный.

Ответы 10 — 11 класс.

1.Всего 2 баллов (по 0,1б. за каждое слово).

апострОф, бутИк, вероисповЕдание, дОгмат, донЕльзя, дрЕвко, дремОта, знАмение, избалОванный, клАла, новорождЁнный, обнарУжение и обнаружЕние (варианты равноправны), оркестрОвый, откУпорить, пЕтля и петлЯ (варианты равноправны), слИвовый, созЫв, украИнский, ходАтайствовать, юрОдивый.

2. В качестве правильных ответов засчитываются любые идиоматические неоднословные единицы, в том числе пословицы, поговорки, крылатые слова и др. 0,2 балла за каждый фразеологизм.

3.В современном русском языке слова НЕ-ВЕР-/О/-Я-Т-Н-ЫЙ

НЕ-ИМ-/О/-ВЕР-Н-ЫЙ Общими являются морфемы: НЕ-, -ВЕР-, -О-, -Н-, -ЫЙ. С этимологической точки зрения общими являются также корневые морфемы –ИМ- и –Я-, доказательством чего является чередование этих корней в словах ВЗЯТЬ — ВЗИМАТЬ, ПОНЯТЬ – ПОНИМАТЬ, ОБНЯТЬ – ОБНИМАТЬ.

2 балла за верно выделенные морфемы + 1 балл, если указали как общие морфемы –ИМ – и – Я –.Всего 3 балла.

4.1) существительное, 2)имя числительное, 3) наречие, 4) подчинительный союз. по 1 б за правильный ответ.Всего 4 балла.

5.Правильными являются словосочетания: заглавная роль, маневровый тепловоз, запасный выход, обидчивый человек, жилищный вопрос.

Неправильные словосочетания: косный мозг(правильно:костный мозг); крёстный ход (правильно: крестный ход); туристское агентство(правильно: туристическое агентство); элитарные войска (правильно: элитные войска, т. е. Отборные); драматургический театр (правильно:драматический театр). Всего 2,5 балла. По 0,5 б. за верно выбранные словосочетания

6. Во всех приведённых словах есть общий корень —оним (греч. onyma– имя) и соответственно фито- (греч. phyton- растение); гидро- (греч. hydriaтопо- (греч. topos– место, местность); антропо- (греч. anthrōpos- человек). Поэтому фитоним– это название растений, гидроним – название водоёмов , топоним– название местности (города или другого населённого пункта), антропоним – имя лица. …синоним, антоним, омоним, пароним, гипероним, гипоним, агноним. Толкование одного термина – 1 б.

Подбор термина – 1 б.

7.Полковой командир в ту самую минуту, как услыхал стрельбу и крик сзади, понял, что случилось что-нибудь ужасное с его полком, и мысль, что он, примерный, много лет служивший офицер, мог быть виновен перед начальством в оплошности или нераспорядительности, так поразила его, что в ту же минуту, забыв и непокорного полковника-кавалериста, и свою генеральскую важность, он, ухватившись за луку седла и шпоря лошадь, поскакал к полку под градом пуль осыпавших, но счастливо миновавших его.

Количество знаков препинания – 16.Всего 4,8 баллов. По 0,3 б. за каждый знак

8.В IXвеке трудами братьев Кирилла и Мефодия был создан первый славянский литературный язык – старославянский. В его основе лежал диалект солунских славян (македонский диалект болгарского языка// один из южнославянских диалектов) , на нем были сделаны переводы сгреческого языка ряда церковных и иных книг. Созданный ими язык бытовал сначала в Великой Моравии//западнославянской среде(землях), а затем распространился у южных славян. С X века он начинает бытовать у восточных славян. Ученые называют его церковнославянским или древнестарославянским. Памятники письменности дошли до нас с двумя системами письма (азбук) — глаголической и кириллической.

Каждый восстановленный фрагмент – 1 балл. В сумме – 15 баллов.

9. 1.Неправильное написание слов июни, отнине (орфографические ошибки). Нарушение грамматических// лексических норм:

— употребление притяжательного местоимения моего вместо личного меня;

— употребление наречия (всегда)с предлогом;

— употребление прилагательного верен вместо наречияверно (любить- люблю)/ неверное построение предложения (как верен я любить имею) при возможных вариантах как верен я в любви, как верно я любить умею, как верна моя любовь;

неверное построение фраз помните близко, помните далеко, связанное с пропуском структурно необходимого компонента либо находясь (помните, находясь близко, далеко), либо (даже)если я (вы) нахожусь (находитесь) близко, далеко//нарушение лексической сочетаемости словпомните и близко, далеко;

неуместное (лишнее) употребление наречия еще;

— неверное //неточное употребление отнине (отныне), до моего гроба при возможном сейчас, до смерти, до конца жизни.

2. Например:Помните (меня), находясь рядом (близко) или далеко, помните (меня) сейчас и всегда, (помните) до самой смерти, как я вам верен//предан (как верно я вас люблю//как верен я вам в любви// как верно я любить умею// как верна моя любовь). Выявление нарушений (отступлений): один факт – 1 б. В сумме – 8 б.Квалификация одного нарушения — 1б. В сумме – 7 б.

Свой вариант текста — 1 балл. 10.5 баллов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here