Милютина Н.В.,

учитель русского языка и литературы

МОБУ «СОШ №7 г.Соль-Илецка»

Оренбургской области

Конспект урока русского языка 11 класс

Тема: Готовимся к ЕГЭ

Морфология. Синтаксис.

Цели:

образовательные:

создать условия для закрепления, обобщения и углубления лингвистических знаний по теме «Морфология. Синтаксис», умения применять их на практике;

— создать условия для совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности учащихся

развивающие:

— создание условий для развития навыков работы с тестовыми заданиями;

— создание условий для развития умений работать в группе, в паре;

— создание условий для развития самоконтроля;

воспитывающие:

— создание условий для воспитания уважительного отношения к окружающим;

создание условий для формирования зоркости и внимания в работе над тестовыми заданиями

Оборудование:

Рабочие тетради

Тестовые задания

Демонстрационный вариант КИМ ЕГЭ 2013г.

Перфокарты

Памятки

Компьютер

Проектор

Экран

Презентации

ЭОР

ЦОР

Ход урока

Самая большая ценность народа – язык,

на котором он пишет, говорит, думает.
Д.Н. Лихачев

  1. Оргмомент. Слайд 1

  2. Слово учителя. Беседа.

Добрый день, ребята.

«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным», — сказал когда-то римский философ Сенека, поэтому я хотела бы узнать, а вы знаете, куда держите путь?

Сформулируйте, пожалуйста, цель нашего урока. Слайд 2, 3

Запишите тему урока «Готовимся к ЕГЭ. Морфология. Синтаксис» и эпиграф – слова Д.С.Лихачева.

Грамматика представлена двумя смежными дисциплинами — морфологией и синтаксисом, которые представлены в КИМах ЕГЭ.

Сегодня мы рассмотрим сквозные темы, представленные в частях А и В ЕГЭ.

3. Первый блок.

Морфология. Отношение каждого слова к определенной части речи. Слайд 4

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию,

подобно тому, как драгоценные камни

излучают таинственный блеск…

К. Г. Паустовский

1) Теоретическая работа по интерактивной таблице http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/38ebdee9-9b33-4caa-80ea-765e32a891d9/%5BIS-TA_05-11_01%5D_%5BIA_01-AT%5D.swf

— на какие две группы делятся части речи? (самостоятельные и служебные)

— какие слова не входят ни в самостоятельные, ни в служебные? (междометия и звукоподражательные слова)

2) Практическая работа. По цепочке.

Запишите эпиграф – слова К.Паустовского и определите часть речи каждого слова.

Многие ( местоимение) русские ( прилагательное) слова (существительное) сами ( местоимение) по

( предлог) себе ( местоимение) излучают (глагол) поэзию (существительное) подобно ( предлог) тому (местоимение), как ( союз) драгоценные ( прилагательное) камни ( существительное) излучают ( глагол) таинственный ( прилагательное) блеск (существительное)

Четверо учащихся выполняют задания по карточкам ( Приложение )

3) Беседа. Какие задания ЕГЭ проверяют умения определять части речи, т.е. проверяют знания по морфологии? ( А 11 и Б 2) Слайд 5

4 ) Работа по Киму ЕГЭ (Демоверсия 2013) Задание А 11

(2)Деревянные парусные корабли, сблизившись, в упор палили друг в друга чугунными ядрами из небольших заряжаемых с дула пушек. (3)Поскольку энергии ядер редко хватало на то, чтобы вывести корабль из строя, бой мог заканчиваться и абордажем. (4)При этом с атакующего корабля, сцепившегося своим бортом с бортом противника, на вражескую палубу высаживались матросы, которые в рукопашной схватке старались завладеть неприятельским судном. (5)… промышленная революция XIX века очень быстро внесла коррективы в эту область военного дела, и первым важным нововведением стали паровые машины. (6)Их установка на военные суда устраняла прежнюю зависимость от силы и направления ветра, позволяла свободно маневрировать, выбирая положение, наиболее выгодное для ведения огня и при этом обеспечивающее наименьшую уязвимость от огня противника.

Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие настоящего времени.

1) 5 2) 2 3) 6 4) 4 (ответ 2 — заряжаемых)

5) Работа по Киму ЕГЭ (Демоверсия 2013) Задание В 2

(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте… а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить

Красную Армию…

Из предложений 16–18 выпишите числительное. ( ответ девяти )

  1. Второй блок.

Синтаксис. Грамматическая основа предложения Слайд 6

Чем богаче язык выражениями и оборотами,

тем лучше для искусного писателя.

А.С. Пушкин

  1. Теоретическая разминка

— что такое грамматическая основа предложения? ( подлежащее и сказуемое)

— какие виды сказуемых вы знаете? ( простое глагольное, составное глагольное, составное именное, сложное)

— на какие виды делятся предложения по наличию грамматических основ? ( двусоставные и односоставные)

— назовите односоставные предложения ( назывные, определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, обобщенно-личные)

— какие задания ЕГЭ проверяют умения определять грамматическую основу и тип предложений?

( А9, А 10, В 4) Слайд 7

Двое учащихся работают по индивидуальным заданиям ( Приложение)

Индивидуальное задание №1.Тест. Укажите номера односоставных предложений.

  1. Сижу и читаю.

  2. Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

  3. Уже совсем стемнело.

  4. В дверь постучались.

  5. В полях уже тает снег.

  6. Везде следы пожара.

  7. Мне грустно.

  8. На улице похолодало.

  9. Здравствуй, милая мамочка!

  10. Люблю я заполярный край.

Ответы: 1, 2, 3, 4, 6–10.

Индивидуальное задание №2 назовите виды односоставных предложений

  1. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

  2. Холодно. Ветрено.

  3. Уходим завтра в море.

  4. Цыплят по осени считают.

  5. На деньги ума не купишь.

  6. Умом Россию не понять.

  7. Вот парадный подъезд.

  8. Вам звонят.

  9. Нет времени.

  10. Думайте и отвечайте.

  11. Отчего так весело тебе?

  12. Стой за правду горой.

  13. Пожаром пахнет.

  14. Меня отпустили вчера.

  15. Позвони другу.

  16. Не спеши языком, торопись делом.

  17. Шепот, робкое дыханье, трели соловья …

— наз

б/л
– о/л
– об/л
 – об/л
– б/л
– наз.
– н/л
– б/л
– о/л
– б/л
– об/л
– б/л
– н/л
– о/л
– об/л
 – наз.

2) Работа по ЭОР «Способы выражения главных членов предложения» П -2. Слайд 8 http://fcior.edu.ru/card/4564/sposoby-vyrazheniya-glavnyh-chlenov-predlozheniya-vidy-odnosostavnyh-predlozheniy-povtorenie-p2.html

— блок 1 ( определение односоставных предложений )

Укажите, какие из предложений являются односоставными:

1. Над озером заморосило.

2. Разговор сделался оживленным.

3. В беседке горничная уже подает чай с вареньем.

4. В беседке уже подают чай, угощают вареньем.

5. Наша комната большая, но светлая.

6. У ручья прохлада. ( ответы 1,4,6)

— блок 3 ( выборочная работа по определению односоставных предложений )

Укажите тип односоставных предложений

1. Мне было скучно.

2. Лежу и думаю об отце.

3. Заиграли, приглашая пары, на паркет.

4. Будь внимательным и слушай дядюшку.

5. Ледяная ночь. Мистраль. ( ответы: безличное, опр-личное, неопред-личное, опр-личное, назывное)

блок 5 ( теория определение характеристики предложения)

Охарактеризуйте предложение

У реки, скрытой туманом, было темно и холодно.

( ответ: односоставное, безличное, осложнено однородными сказуемыми)

3) Работа с ЦОР (интерактивный тест по теме «Главные члены предложения») http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79d2a93a-0a01-00ee-0002965dd2de8c43/%5BRUS8_162%5D_%5BIM_207%5D.swf

4) Работа по ЭОР « Главные члены предложения» К-1

http://fcior.edu.ru/card/2154/glavnye-chleny-predlozheniya-k1.htm

— блок 4 (выборочная работа – способы выражения подлежащего)

Определите, чем выражено подлежащее

  1. Никто не ответил на мой стук. ( местоимение)

  2. Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как. ( инфинитив)

  3. Там будет новый день с утра, а здесь опять придет вчера.( наречие)

  4. Семеро одного не ждут.( числительное)

  5. Вошедший сел на табурет прямо, привычно, даже изящно. ( причастие)

  6. Часть матросов осталась на берегу ( словосочетание)

Один учащийся выполняет индивидуальное задание по ЭОР « Определение односоставных предложений» http://fcior.edu.ru/card/10808/prostye-odnosostavnye-predlozheniya-kontrolnaya-rabota-k2.html

Блоки № 2,3,4 ( практические задания и теоретический блок по теме «Односоставные предложения)

5) Групповая работа по презентации А10 ( первый ряд)

5) Практическая работа по КИМ ЕГЭ (Демоверсия 2013) А 10, А 9, Б4

А 10. (3)Поскольку энергии ядер редко хватало на то, чтобы вывести корабль из строя, бой мог заканчиваться и абордажем.

Укажите верную характеристику третьего предложения текста.

1) сложное бессоюзное 2) сложноподчинённое 3) простое с однородными членами

4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями

(ответ 2)

А 9. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) стали машины (предложение 5) 2) корабли в упор палили (предложение 2)

3) вывести из строя (предложение 3) 4) матросы старались завладеть (предложение 4)

(ответ 3)

Б4. Среди предложений 21–26 найдите сложные, в состав которых входит односоставное безличное. Напишите номера этих сложных предложений. (ответ 21, 26)

  1. Третий блок. Слайд 9

Синтаксис. Простое предложение с обособленными членами.

  1. Теоретическая часть. Беседа

какие члены предложения могут быть обособленными? ( определение, приложение, обстоятельство, дополнение)

расскажите о знаках препинания при обособленных определениях

какие задания ЕГЭ проверяют умения находить обособленные члены предложения и расставлять правильно знаки препинания? ( А 21, В В5) Слайд 10

2) Практическая работа по КИМ ЕГЭ (Демоверсия 2013 )А 21

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.

1) 1, 2, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4

( ответ 2)

3) Практическая работа по тестам презентации «Обособленные члены предложения»

Объяснительная работа

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Эта сибирская река рассекала большие горы (1) угрюмо нависавшие над ней (2) и (3) вырвавшись на простор (4) разливалась широко и свободно.

1) 1, 4 2) 2, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4

(ответ 4)

Самостоятельная работа с самопроверкой

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

1. К вечеру лисица залегла в густом и высоком островке сухостойного конского щавеля (1) и (2) свернувшись рыже-палевым комком подле темно-красных (3) густо обсеменившихся стеблей (4) терпеливо дожидалась ночи.

1) 1, 2 2) 2, 4 3) 2, 3, 4 4) 1, 3, 4

( ответ 3)

2. В небе неподвижно стояли ястребы (1) распластав свои крылья (2)и (3)неподвижно устремив (4) глаза свои в траву.

1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 3 3) 1 4) 3, 4

( ответ 3)

3. Испуганный (1)шорохом (2) конь шарахнулся в сторону (3) звеня (4)колечками уздечки (5) тревожно всхрапывая.

1) 1, 2, 3, 5 2) 2, 3, 5 3) 2, 3, 4, 5 4) 3, 5

( ответ 2)

4. Но вот (1) выбрав момент (2) сержант рывком вскочил на ноги (3) и (4) что-то прокричав (5) головой вперед бросился через рельсы (6) сразу исчезнув на той стороне однопутки.

1) 1, 2, 3, 4, 5, 6 2) 2, 3, 4, 5, 6 3) 1, 2, 4, 5 4) 1, 2, 4, 5, 6

( ответ 1 )

  1. Четвертый блок. Слайд 11

Синтаксис. Сложные предложения.

Знаки препинания – это как нотные знаки.

Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.

К. Г. Паустовский

1) Теоретический блок

дайте определение сложного предложения

— какие виды сложных предложений вы знаете? ( сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное)

— какие задания ЕГЭ проверяют умения определять вид предложения и расставлять знаки препинания в сложном предложении? ( А 25, В 6) Слайд 12,13

2) Распределительная работа по перфокарте

№ предлож

Простое предложение

ССП

СПС

СБП

1

2

3

4

5

  1. М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов, и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.

2. Наступила осень с нескончаемыми дождями, мокрыми дорогами, с тоской по вечерам.

3. Чтобы вернуть Радищева современному читателю, необходимо попытаться беспристрастно оценить его философские взгляды

4. Никто в пьесе не соглашается с Чацким в том, что прислуживаться безнравственно.

5) Лес рубят – щепки летят.

Ответ

№ предлож

Простое предложение

ССП

СПС

СБП

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

Пятый блок. Обобщение. Слайд 14

1) Подведение итогов урока

как вы думаете, достигли мы цели урока?

— что повторили?

— какие навыки отрабатывали?

2) Самостоятельная работа по текстам Три варианта заданий выполняются с занесением ответов в перфокарту.

Номер текста

А-3

А-4

А-5

Д/з: выучить материал параграфов учебника « Однородные члены предложения и знаки препинания при них», выполнить тестовые задания А 24, В2 ( Приложение)

Слайд 15

7

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here