Милютина Н.В.,
учитель русского языка и литературы
МОБУ «СОШ №7 г.Соль-Илецка»
Оренбургской области
Конспект урока русского языка 11 класс
Тема: Готовимся к ЕГЭ
Морфология. Синтаксис.
Цели:
образовательные:
— создать условия для закрепления, обобщения и углубления лингвистических знаний по теме «Морфология. Синтаксис», умения применять их на практике;
— создать условия для совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности учащихся
развивающие:
— создание условий для развития навыков работы с тестовыми заданиями;
— создание условий для развития умений работать в группе, в паре;
— создание условий для развития самоконтроля;
воспитывающие:
— создание условий для воспитания уважительного отношения к окружающим;
— создание условий для формирования зоркости и внимания в работе над тестовыми заданиями
Оборудование:
Рабочие тетради
Тестовые задания
Демонстрационный вариант КИМ ЕГЭ 2013г.
Перфокарты
Памятки
Компьютер
Проектор
Экран
Презентации
ЭОР
ЦОР
Ход урока
Самая большая ценность народа – язык,
на котором он пишет, говорит, думает.
Д.Н. Лихачев
-
Оргмомент. Слайд 1
-
Слово учителя. Беседа.
Добрый день, ребята.
«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным», — сказал когда-то римский философ Сенека, поэтому я хотела бы узнать, а вы знаете, куда держите путь?
Сформулируйте, пожалуйста, цель нашего урока. Слайд 2, 3
Запишите тему урока «Готовимся к ЕГЭ. Морфология. Синтаксис» и эпиграф – слова Д.С.Лихачева.
Грамматика представлена двумя смежными дисциплинами — морфологией и синтаксисом, которые представлены в КИМах ЕГЭ.
Сегодня мы рассмотрим сквозные темы, представленные в частях А и В ЕГЭ.
3. Первый блок.
Морфология. Отношение каждого слова к определенной части речи. Слайд 4
Многие русские слова сами по себе излучают поэзию,
подобно тому, как драгоценные камни
излучают таинственный блеск…
К. Г. Паустовский
1) Теоретическая работа по интерактивной таблице http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/38ebdee9-9b33-4caa-80ea-765e32a891d9/%5BIS-TA_05-11_01%5D_%5BIA_01-AT%5D.swf
— на какие две группы делятся части речи? (самостоятельные и служебные)
— какие слова не входят ни в самостоятельные, ни в служебные? (междометия и звукоподражательные слова)
2) Практическая работа. По цепочке.
Запишите эпиграф – слова К.Паустовского и определите часть речи каждого слова.
Многие ( местоимение) русские ( прилагательное) слова (существительное) сами ( местоимение) по
( предлог) себе ( местоимение) излучают (глагол) поэзию (существительное) подобно ( предлог) тому (местоимение), как ( союз) драгоценные ( прилагательное) камни ( существительное) излучают ( глагол) таинственный ( прилагательное) блеск (существительное)
Четверо учащихся выполняют задания по карточкам ( Приложение )
3) Беседа. Какие задания ЕГЭ проверяют умения определять части речи, т.е. проверяют знания по морфологии? ( А 11 и Б 2) Слайд 5
4 ) Работа по Киму ЕГЭ (Демоверсия 2013) Задание А 11
(2)Деревянные парусные корабли, сблизившись, в упор палили друг в друга чугунными ядрами из небольших заряжаемых с дула пушек. (3)Поскольку энергии ядер редко хватало на то, чтобы вывести корабль из строя, бой мог заканчиваться и абордажем. (4)При этом с атакующего корабля, сцепившегося своим бортом с бортом противника, на вражескую палубу высаживались матросы, которые в рукопашной схватке старались завладеть неприятельским судном. (5)… промышленная революция XIX века очень быстро внесла коррективы в эту область военного дела, и первым важным нововведением стали паровые машины. (6)Их установка на военные суда устраняла прежнюю зависимость от силы и направления ветра, позволяла свободно маневрировать, выбирая положение, наиболее выгодное для ведения огня и при этом обеспечивающее наименьшую уязвимость от огня противника.
Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие настоящего времени.
1) 5 2) 2 3) 6 4) 4 (ответ 2 — заряжаемых)
5) Работа по Киму ЕГЭ (Демоверсия 2013) Задание В 2
(16)Происшествие случилось в одной русской деревне, которую наша часть проходила в отступлении. (17)Я шёл последним в роте… а может, и во всей армии последним. (18)Перед нами на дороге встала местная девочка лет девяти, совсем ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная любить
Красную Армию…
Из предложений 16–18 выпишите числительное. ( ответ девяти )
-
Второй блок.
Синтаксис. Грамматическая основа предложения Слайд 6
Чем богаче язык выражениями и оборотами,
тем лучше для искусного писателя.
А.С. Пушкин
-
Теоретическая разминка
— что такое грамматическая основа предложения? ( подлежащее и сказуемое)
— какие виды сказуемых вы знаете? ( простое глагольное, составное глагольное, составное именное, сложное)
— на какие виды делятся предложения по наличию грамматических основ? ( двусоставные и односоставные)
— назовите односоставные предложения ( назывные, определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, обобщенно-личные)
— какие задания ЕГЭ проверяют умения определять грамматическую основу и тип предложений?
( А9, А 10, В 4) Слайд 7
Двое учащихся работают по индивидуальным заданиям ( Приложение)
Индивидуальное задание №1.Тест. Укажите номера односоставных предложений.
-
Сижу и читаю.
-
Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
-
Уже совсем стемнело.
-
В дверь постучались.
-
В полях уже тает снег.
-
Везде следы пожара.
-
Мне грустно.
-
На улице похолодало.
-
Здравствуй, милая мамочка!
-
Люблю я заполярный край.
Ответы: 1, 2, 3, 4, 6–10.
Индивидуальное задание №2 назовите виды односоставных предложений
— наз – б/л |
2) Работа по ЭОР «Способы выражения главных членов предложения» П -2. Слайд 8 http://fcior.edu.ru/card/4564/sposoby-vyrazheniya-glavnyh-chlenov-predlozheniya-vidy-odnosostavnyh-predlozheniy-povtorenie-p2.html
— блок 1 ( определение односоставных предложений )
Укажите, какие из предложений являются односоставными:
1. Над озером заморосило.
2. Разговор сделался оживленным.
3. В беседке горничная уже подает чай с вареньем.
4. В беседке уже подают чай, угощают вареньем.
5. Наша комната большая, но светлая.
6. У ручья прохлада. ( ответы 1,4,6)
— блок 3 ( выборочная работа по определению односоставных предложений )
Укажите тип односоставных предложений
1. Мне было скучно.
2. Лежу и думаю об отце.
3. Заиграли, приглашая пары, на паркет.
4. Будь внимательным и слушай дядюшку.
5. Ледяная ночь. Мистраль. ( ответы: безличное, опр-личное, неопред-личное, опр-личное, назывное)
— блок 5 ( теория определение характеристики предложения)
Охарактеризуйте предложение
У реки, скрытой туманом, было темно и холодно.
( ответ: односоставное, безличное, осложнено однородными сказуемыми)
3) Работа с ЦОР (интерактивный тест по теме «Главные члены предложения») http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79d2a93a-0a01-00ee-0002965dd2de8c43/%5BRUS8_162%5D_%5BIM_207%5D.swf
4) Работа по ЭОР « Главные члены предложения» К-1
http://fcior.edu.ru/card/2154/glavnye-chleny-predlozheniya-k1.htm
— блок 4 (выборочная работа – способы выражения подлежащего)
Определите, чем выражено подлежащее
-
Никто не ответил на мой стук. ( местоимение)
-
Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как. ( инфинитив)
-
Там будет новый день с утра, а здесь опять придет вчера.( наречие)
-
Семеро одного не ждут.( числительное)
-
Вошедший сел на табурет прямо, привычно, даже изящно. ( причастие)
-
Часть матросов осталась на берегу ( словосочетание)
Один учащийся выполняет индивидуальное задание по ЭОР « Определение односоставных предложений» http://fcior.edu.ru/card/10808/prostye-odnosostavnye-predlozheniya-kontrolnaya-rabota-k2.html
Блоки № 2,3,4 ( практические задания и теоретический блок по теме «Односоставные предложения)
5) Групповая работа по презентации А10 ( первый ряд)
5) Практическая работа по КИМ ЕГЭ (Демоверсия 2013) А 10, А 9, Б4
А 10. (3)Поскольку энергии ядер редко хватало на то, чтобы вывести корабль из строя, бой мог заканчиваться и абордажем.
Укажите верную характеристику третьего предложения текста.
1) сложное бессоюзное 2) сложноподчинённое 3) простое с однородными членами
4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями
(ответ 2)
А 9. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) стали машины (предложение 5) 2) корабли в упор палили (предложение 2)
3) вывести из строя (предложение 3) 4) матросы старались завладеть (предложение 4)
(ответ 3)
Б4. Среди предложений 21–26 найдите сложные, в состав которых входит односоставное безличное. Напишите номера этих сложных предложений. (ответ 21, 26)
-
Третий блок. Слайд 9
Синтаксис. Простое предложение с обособленными членами.
-
Теоретическая часть. Беседа
— какие члены предложения могут быть обособленными? ( определение, приложение, обстоятельство, дополнение)
— расскажите о знаках препинания при обособленных определениях
— какие задания ЕГЭ проверяют умения находить обособленные члены предложения и расставлять правильно знаки препинания? ( А 21, В В5) Слайд 10
2) Практическая работа по КИМ ЕГЭ (Демоверсия 2013 )А 21
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.
1) 1, 2, 4 2) 1, 2 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
( ответ 2)
3) Практическая работа по тестам презентации «Обособленные члены предложения»
Объяснительная работа
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Эта сибирская река рассекала большие горы (1) угрюмо нависавшие над ней (2) и (3) вырвавшись на простор (4) разливалась широко и свободно.
1) 1, 4 2) 2, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
(ответ 4)
Самостоятельная работа с самопроверкой
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
1. К вечеру лисица залегла в густом и высоком островке сухостойного конского щавеля (1) и (2) свернувшись рыже-палевым комком подле темно-красных (3) густо обсеменившихся стеблей (4) терпеливо дожидалась ночи.
1) 1, 2 2) 2, 4 3) 2, 3, 4 4) 1, 3, 4
( ответ 3)
2. В небе неподвижно стояли ястребы (1) распластав свои крылья (2)и (3)неподвижно устремив (4) глаза свои в траву.
1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 3 3) 1 4) 3, 4
( ответ 3)
3. Испуганный (1)шорохом (2) конь шарахнулся в сторону (3) звеня (4)колечками уздечки (5) тревожно всхрапывая.
1) 1, 2, 3, 5 2) 2, 3, 5 3) 2, 3, 4, 5 4) 3, 5
( ответ 2)
4. Но вот (1) выбрав момент (2) сержант рывком вскочил на ноги (3) и (4) что-то прокричав (5) головой вперед бросился через рельсы (6) сразу исчезнув на той стороне однопутки.
1) 1, 2, 3, 4, 5, 6 2) 2, 3, 4, 5, 6 3) 1, 2, 4, 5 4) 1, 2, 4, 5, 6
( ответ 1 )
-
Четвертый блок. Слайд 11
Синтаксис. Сложные предложения.
Знаки препинания – это как нотные знаки.
Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.
К. Г. Паустовский
1) Теоретический блок
— дайте определение сложного предложения
— какие виды сложных предложений вы знаете? ( сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное)
— какие задания ЕГЭ проверяют умения определять вид предложения и расставлять знаки препинания в сложном предложении? ( А 25, В 6) Слайд 12,13
2) Распределительная работа по перфокарте
Простое предложение | ССП | СПС | СБП | |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
-
М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов, и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.
2. Наступила осень с нескончаемыми дождями, мокрыми дорогами, с тоской по вечерам.
3. Чтобы вернуть Радищева современному читателю, необходимо попытаться беспристрастно оценить его философские взгляды
4. Никто в пьесе не соглашается с Чацким в том, что прислуживаться безнравственно.
5) Лес рубят – щепки летят.
Ответ
Простое предложение | ССП | СПС | СБП | |
1 |
| + |
|
|
2 | + |
|
|
|
3 |
|
| + |
|
4 |
|
| + |
|
5 |
|
|
| + |
Пятый блок. Обобщение. Слайд 14
1) Подведение итогов урока
— как вы думаете, достигли мы цели урока?
— что повторили?
— какие навыки отрабатывали?
2) Самостоятельная работа по текстам Три варианта заданий выполняются с занесением ответов в перфокарту.
А-3 | А-4 | А-5 | |
|
|
|
|
Д/з: выучить материал параграфов учебника « Однородные члены предложения и знаки препинания при них», выполнить тестовые задания А 24, В2 ( Приложение)
Слайд 15