Предмет: обучение грамоте
Класс: 1
Тема урока: «Чтение слогов, слов, предложений с буквой м.».
Тип урока: закрепления и систематизации знаний учащихся.
Применяемые технологии:
-
индивидуально – дифференцированный подход;
-
здоровьесберегающие;
-
игровые;
-
технология проблемно- ориентированного обучения на базе инструментов ОТСМ – ТРИЗ (ОТСМ – общая теория сильного мышления; ТРИЗ – теория решения изобретательских задач).
Методы обучения:
-
перцептивные (словесные, практические, наглядные);
-
логические (дедукция)
-
проблемно-поисковые
Способы организации деятельности:
-
индивидуальный
-
фронтальный
-
групповой
Тип урока: Урок закрепления и систематизации знаний учащихся.
Цель: Закрепить знания учащихся о согласных звуках [м] и [м’], букве М м.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
— формирование навыка сознательного, орфоэпически правильного, выразительного, слогового и беглого чтения с изученными буквами;
— развитие фонематического восприятия;
— формирование умения работать с текстом, четко отвечать на поставленный вопрос;
— развитие связной речи;
Коррекционно-развивающие:
— коррекция познавательной деятельности на основе упражнения в анализе и синтезе;
— совершенствование зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении;
— коррекция произвольного внимания на основе упражнения в переключении внимания на одном объекте и с одного вида деятельности на другой;
— развитие осязания на основе упражнения в узнавании предмета;
— развитие слухового внимания, мышления, памяти и творческого воображения.
Коррекционно-воспитательные:
— воспитание мотивации к учению;
— воспитание трудолюбия.
Оборудование:
Индивидуальные карточки с учетом индивидуальных зрительных возможностей учащихся, разрезные сюжетные картинки, модель ЭИЗ, предметы для осязания, книги о профессиях, учебник, подставка для учебников, тренажер для глазной гимнастики, метка на стекле, настольная лампа, телевизионная лупа.
Ход урока
I. Организационный момент (1 мин).
Ученики: Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
Учитель: Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь правильно читать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
II. Постановка темы урока (1 мин)
Учитель: Сегодня на уроке мы закрепляем наши знания о букве М и звуках [м] [м’]. Еще у нас на уроке будет интересная тема. О ней чуть позже.
III. Актуализация знаний. (8 мин)
Индивидуальные задания (3 мин)
Индивидуальные задания учащимся с учетом рекомендаций психолога, логопеда и дефектолога.
Ученик 1: Раздели карточки со слогами на две группы. (согласный твердый и мягкий).
Ученик 2: Среди карточек найди буквы, которые написаны правильно.
Ученик 3: «Почини лифт». Использование приема ТРИЗ. (на доске перепутана последовательность карточек со словами: звук, слог, слово, словосочетание, предложение, текст)
Ученик 4: Проверь «паспорт» буквы М. Использование приема ТРИЗ. Работа по модели «Элемент – имя признака – значение признака»
-
Элемент
(объект)
Имя
признака
Значение
признака
М
гласн./
/согл.
гласн.
звон./
/глух.
звон.
тверд./
/мягк.
тверд./
/мягк.
парн./
/непарн.
парн.
Фронтальная работа
1. Игра «Да-нет». Использование приема ТРИЗ.
Работаем с опорой на ленту букв
Учитель: — Я загадала одну из изученных нами букв.
Ученик: — Она гласная?
— Нет.
— Обозначает звонкий звук?
— Да.
— Она справа от Л?
— Нет.
— Она между буквами Н и Л?
— Да.
— Это М.
— Правильно.
2. Вспомните и расскажите стихотворение про букву М.
3. Проверка учеников, которые работали индивидуально. Исправление ошибок. Устное оценивание.
4. «Прокатим» звук [м] в лифте.
Учитель: — Звук [м].
— Слог? (ответы детей: называют слог со звуком [м] ).
— Слово? (ответы детей: называют слово с названным слогом)
— Словосочетание? (ответы детей: называют словосочетание с названным словом)
— Предложение? (ответы детей: называют предложение с составленным словосочетанием)
— Текст? (ответы детей)
— Молодцы.
5. Чтение слогов на индивидуальных карточках (у всех одинаковые)
ЛЕТ ФЮ
ЛЕС ЧИК
МА НИК
ПАР МЕР
ЛЯР
а) Прочитайте правый столбик слогов.
б) Прочитайте левый снизу вверх.
в) Прочитайте слоги с буквой М. Какой звук она обозначает в каждом слоге?
г) Прочитайте слоги, написанные зеленым.
д) Прочитайте слоги, но «лишний» с буквой Е (вместо этого слога говорим слово – «лишний»)
е) Прочитайте слоги, но «лишний» с буквой Р.
Учитель: Эти слоги волшебные они нам еще пригодятся.
6. Разгадывание слова (карточка у каждого ученика)
1 – ф 3 – е 5 – с 7 — и
2 – п 4 – р 6 – о 8 – я
4 | 6 | 1 | 3 | 5 | 5 | 7 | 7 | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитель: Посмотрите, рядом с каждой цифрой написана буква. Под каждой цифрой в таблице, напишите такую же букву, рядом с которой она стоит, вверху над таблицей. Это слово является темой нашего разговора. (профессии)
— Какие профессии вы знаете?
— Кто я по профессии?
— Кем работают ваши родители?
— Кем вы мечтаете стать?
— А кем мечтают стать другие ребята, мы узнаем, прочитав текст в «Азбуке» на стр.92, но сначала гимнастика для глаз.
IV. Физкультминутка. Гимнастика для глаз по рекомендации врача — офтальмолога. (2 мин)
V. Работа по учебнику. (7 мин)
(работа с ручной лупой и телевизионной лупой по рекомендации врача — офтальмолога)
— Кого мы видим на рисунке?
— Чем заняты ребята?
— Обычной ли машиной управляет мальчик?
Чтение текста хорошо подготовленным учеником.
Самостоятельное чтение.
Чтение по цепочке вслух.
— Какие профессии нам встретились в тексте?
— Какие из них вам не знакомы?
— Слесарь – рабочий по сборке и ремонту металлических изделий.
— Историк – человек, который рассказывает нам о событиях прошлого времени.
— Прочитайте слова с буквой М. Какое она место занимает в слове? Какой звук обозначает?
— Найдите и прочитайте, кем хочет стать Слава? (Вера, Виктор, Светлана, Павлик)
— Как же зовут наших мальчиков на рисунке?
— Отгадайте, как зовут каждого из них. Максим не мечтает стать художником, и он не сидит за компьютером.
— Кто же Максим?
— Роман находится справа на рисунке от гонщика.
— Кем же мечтает стать Роман?
— Кем мечтает стать Сева?
VI.Физкультминутка. (2 мин)
— Если я говорю – водолаз, вы выполняете движение пловца, космонавт — вы поднимаете руки вверх, военный – маршируете.
VII. Работа с сюжетными картинками. (5 мин)
Каждый получает разрезную сюжетную картинку с изображением человека определенной профессии: повар, парикмахер, милиционер, пожарный, космонавт, шофер.
Учитель: Составьте картинку и скажите предложение о том, что делает человек вашей профессии. Остальные отгадывают. (Ответы детей)
— Поднимите руку у кого в название профессии есть звуки [м] или [м’]?
— Какое место занимает он в слове?
Остальные по очереди называют звук по заданию учителя из названия профессии. (первый. третий, последний и т.д.)
VIII. Повторение и закрепление изученного материала. (12 мин)
Учитель: Прочитайте слово, написанное на доске.
Ученик: Врач.
Учитель: Закрыли глазки, открыли и посмотрели, что изменилось? ( вра – ч)
Ученик: Вы его разделили на слоги и сделали это не правильно.
|
|
|
|
На доске схема:
Учитель: К названию какой из ваших профессий подходит это схема?
Учитель: Прочитайте слово, написанное на доске.
Ученик: Пожарный
Учитель: Проверьте, правильно ли стоит ударение в этом слове? (ответы детей)
Учитель: Прочитайте слово, написанное на доске.
Ученик: Бант.
Учитель: Закрыли глазки, открыли и посмотрели, что изменилось?
Ученик: Бинт.
Учитель: К какой профессии относится этот предмет?
Ученик: Врач.
Игра «Волшебный мешочек»
Учитель: Я приготовила вам предметы, которые принадлежат людям разных профессий, и хочу, чтоб вы узнали с закрытыми глазами с помощью рук, кому принадлежат эти предметы.
Ученики достают по одному предмету и угадывают, кому он принадлежит. (кисточка, машина, указка, шприц, расческа, половник)
Учитель: Молодцы! А как вы думаете, есть ли у профессии цвет и запах? Детский писатель Д. Родари даже написал стихи: «Чем пахнут ремесла», «Какого цвета ремесла». Можно взять и почитать их в нашей библиотеке, а еще там есть книга «Большая книга профессий», в которой описываются более ста профессий. (Демонстрация книг) Рекомендую почитать.
Работа по модели «Элемент – имя признака – значение признака» Использование приема ТРИЗ.
Учитель: А чем занимается маляр? Какой запах и цвет у его профессии?
Учитель: Работаем со словом «маляр» по модели.
Дети отгадывают имена признаков.
Имя признака | Значение признака | |
маляр | ? | 5 |
| ? | 2 |
| ? | 3 |
| ? | 2 |
| ? | 1 |
| ? | 2-й |
Имя признака | Значение признака | |
маляр | Кол-во букв | 5 |
| Кол-во слогов | 2 |
| Кол-во звон. согласных | 3 |
| Кол-во тверд. согласных | 2 |
| Кол-во мяг. согл. | 1 |
| Место ударного слога | 2-й |
Учитель: Вернемся к нашим слогам, написанным у вас на карточках. Если соединить слоги одного столбика с другим, то получатся названия профессий.
Учитель: Как называют врача, который лечит животных?
— Через синий океан ведет судно…..?
Каждый ученик получает карточку с названием одной из профессий.
лесник ветеринар
летчик капитан
маляр парфюмер
— Возьмите карандаш, разделите свое слово на слоги и поставьте ударение. Проверьте друг у друга.
Игра «Мои друзья» Использование приема ТРИЗ.
В «мои друзья» учитель приглашает учеников, которые имеют слова со следующими признаками:
-
Звук [м] или [м’] в слове.
-
Первый звук звонкий
-
Первый звук глухой.
-
Двусложные слова.
-
Ударение падает на второй слог.
-
Первый звук мягкий.
-
Шесть букв.
-
Последний звук звонкий.
XI. Подведение итогов урока (рефлексия) (2 мин)
— Знания о каких звуках мы с вами закрепляли?
— Какие новые профессии вы узнали?
— Что было на уроке трудным?
— Какое задание вам больше всего понравилось?
Учитель: Завершается урок.
Он пошел ребятам впрок?
Постарались все понять?
Учились правильно читать?
Ответы полные давали?
И на уроке не зевали?
Учитель: Дома нарисуйте, кем вы хотите стать, и мы сохраним рисунки до двенадцатого класса, а там посмотрим, изменились ли ваши мечты.
Спасибо за урок.
План – конспекта урока № 2/37
по обучению грамоте учителя Кирееой В.И. в 1 «Б» классе.
Вятка | |
Кондурча
|
Уса |
Сызранка
|
Волга |
Самара
|
Урал |
Енисей
|
Иртыш |
кок