Предмет: обучение грамоте

Класс: 1

Тема урока: «Чтение слогов, слов, предложений с буквой м.».

Тип урока: закрепления и систематизации знаний учащихся.

Применяемые технологии:

  • индивидуально – дифференцированный подход;

  • здоровьесберегающие;

  • игровые;

  • технология проблемно- ориентированного обучения на базе инструментов ОТСМ – ТРИЗ (ОТСМ – общая теория сильного мышления; ТРИЗ – теория решения изобретательских задач).

Методы обучения:

  • перцептивные (словесные, практические, наглядные);

  • логические (дедукция)

  • проблемно-поисковые

Способы организации деятельности:

  • индивидуальный

  • фронтальный

  • групповой

Тип урока: Урок закрепления и систематизации знаний учащихся.

Цель: Закрепить знания учащихся о согласных звуках [м] и [м’], букве М м.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

— формирование навыка сознательного, орфоэпически правильного, выразительного, слогового и беглого чтения с изученными буквами;

— развитие фонематического восприятия;

— формирование умения работать с текстом, четко отвечать на поставленный вопрос;

— развитие связной речи;

Коррекционно-развивающие:

— коррекция познавательной деятельности на основе упражнения в анализе и синтезе;

— совершенствование зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении;

— коррекция произвольного внимания на основе упражнения в переключении внимания на одном объекте и с одного вида деятельности на другой;

— развитие осязания на основе упражнения в узнавании предмета;

— развитие слухового внимания, мышления, памяти и творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные:

— воспитание мотивации к учению;

— воспитание трудолюбия.

Оборудование:

Индивидуальные карточки с учетом индивидуальных зрительных возможностей учащихся, разрезные сюжетные картинки, модель ЭИЗ, предметы для осязания, книги о профессиях, учебник, подставка для учебников, тренажер для глазной гимнастики, метка на стекле, настольная лампа, телевизионная лупа.

Ход урока

I. Организационный момент (1 мин).

Ученики: Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

Учитель: Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь правильно читать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

II. Постановка темы урока (1 мин)

Учитель: Сегодня на уроке мы закрепляем наши знания о букве М и звуках [м] [м’]. Еще у нас на уроке будет интересная тема. О ней чуть позже.

III. Актуализация знаний. (8 мин)

Индивидуальные задания (3 мин)

Индивидуальные задания учащимся с учетом рекомендаций психолога, логопеда и дефектолога.

Ученик 1: Раздели карточки со слогами на две группы. (согласный твердый и мягкий).

Ученик 2: Среди карточек найди буквы, которые написаны правильно.

Ученик 3: «Почини лифт». Использование приема ТРИЗ. (на доске перепутана последовательность карточек со словами: звук, слог, слово, словосочетание, предложение, текст)

Ученик 4: Проверь «паспорт» буквы М. Использование приема ТРИЗ. Работа по модели «Элемент – имя признака – значение признака»

Элемент

(объект)

Имя

признака

Значение

признака

М

гласн./

/согл.

гласн.

звон./

/глух.

звон.

тверд./

/мягк.

тверд./

/мягк.

парн./

/непарн.

парн.

Фронтальная работа

1. Игра «Да-нет». Использование приема ТРИЗ.

Работаем с опорой на ленту букв

Учитель: — Я загадала одну из изученных нами букв.

Ученик: — Она гласная?

— Нет.

— Обозначает звонкий звук?

— Да.

— Она справа от Л?

— Нет.

— Она между буквами Н и Л?

— Да.

— Это М.

— Правильно.

2. Вспомните и расскажите стихотворение про букву М.

3. Проверка учеников, которые работали индивидуально. Исправление ошибок. Устное оценивание.

4. «Прокатим» звук [м] в лифте.

Учитель: — Звук [м].

— Слог? (ответы детей: называют слог со звуком [м] ).

— Слово? (ответы детей: называют слово с названным слогом)

— Словосочетание? (ответы детей: называют словосочетание с названным словом)

— Предложение? (ответы детей: называют предложение с составленным словосочетанием)

— Текст? (ответы детей)

— Молодцы.

5. Чтение слогов на индивидуальных карточках (у всех одинаковые)

ЛЕТ ФЮ

ЛЕС ЧИК

МА НИК

ПАР МЕР

ЛЯР

а) Прочитайте правый столбик слогов.

б) Прочитайте левый снизу вверх.

в) Прочитайте слоги с буквой М. Какой звук она обозначает в каждом слоге?

г) Прочитайте слоги, написанные зеленым.

д) Прочитайте слоги, но «лишний» с буквой Е (вместо этого слога говорим слово – «лишний»)

е) Прочитайте слоги, но «лишний» с буквой Р.

Учитель: Эти слоги волшебные они нам еще пригодятся.

6. Разгадывание слова (карточка у каждого ученика)

1 – ф 3 – е 5 – с 7 — и

2 – п 4 – р 6 – о 8 – я

2

4

6

1

3

5

5

7

7

Учитель: Посмотрите, рядом с каждой цифрой написана буква. Под каждой цифрой в таблице, напишите такую же букву, рядом с которой она стоит, вверху над таблицей. Это слово является темой нашего разговора. (профессии)

— Какие профессии вы знаете?

— Кто я по профессии?

— Кем работают ваши родители?

— Кем вы мечтаете стать?

— А кем мечтают стать другие ребята, мы узнаем, прочитав текст в «Азбуке» на стр.92, но сначала гимнастика для глаз.

IV. Физкультминутка. Гимнастика для глаз по рекомендации врача — офтальмолога. (2 мин)

V. Работа по учебнику. (7 мин)

(работа с ручной лупой и телевизионной лупой по рекомендации врача — офтальмолога)

— Кого мы видим на рисунке?

— Чем заняты ребята?

— Обычной ли машиной управляет мальчик?

Чтение текста хорошо подготовленным учеником.

Самостоятельное чтение.

Чтение по цепочке вслух.

— Какие профессии нам встретились в тексте?

— Какие из них вам не знакомы?

— Слесарь – рабочий по сборке и ремонту металлических изделий.

— Историк – человек, который рассказывает нам о событиях прошлого времени.

— Прочитайте слова с буквой М. Какое она место занимает в слове? Какой звук обозначает?

— Найдите и прочитайте, кем хочет стать Слава? (Вера, Виктор, Светлана, Павлик)

— Как же зовут наших мальчиков на рисунке?

— Отгадайте, как зовут каждого из них. Максим не мечтает стать художником, и он не сидит за компьютером.

— Кто же Максим?

— Роман находится справа на рисунке от гонщика.

— Кем же мечтает стать Роман?

— Кем мечтает стать Сева?

VI.Физкультминутка. (2 мин)

— Если я говорю – водолаз, вы выполняете движение пловца, космонавт — вы поднимаете руки вверх, военный – маршируете.

VII. Работа с сюжетными картинками. (5 мин)

Каждый получает разрезную сюжетную картинку с изображением человека определенной профессии: повар, парикмахер, милиционер, пожарный, космонавт, шофер.

Учитель: Составьте картинку и скажите предложение о том, что делает человек вашей профессии. Остальные отгадывают. (Ответы детей)

— Поднимите руку у кого в название профессии есть звуки [м] или [м’]?

— Какое место занимает он в слове?

Остальные по очереди называют звук по заданию учителя из названия профессии. (первый. третий, последний и т.д.)

VIII. Повторение и закрепление изученного материала. (12 мин)

Учитель: Прочитайте слово, написанное на доске.

Ученик: Врач.

Учитель: Закрыли глазки, открыли и посмотрели, что изменилось? ( вра – ч)

Ученик: Вы его разделили на слоги и сделали это не правильно.

На доске схема:

Учитель: К названию какой из ваших профессий подходит это схема?

Учитель: Прочитайте слово, написанное на доске.

Ученик: Пожарный

Учитель: Проверьте, правильно ли стоит ударение в этом слове? (ответы детей)

Учитель: Прочитайте слово, написанное на доске.

Ученик: Бант.

Учитель: Закрыли глазки, открыли и посмотрели, что изменилось?

Ученик: Бинт.

Учитель: К какой профессии относится этот предмет?

Ученик: Врач.

Игра «Волшебный мешочек»

Учитель: Я приготовила вам предметы, которые принадлежат людям разных профессий, и хочу, чтоб вы узнали с закрытыми глазами с помощью рук, кому принадлежат эти предметы.

Ученики достают по одному предмету и угадывают, кому он принадлежит. (кисточка, машина, указка, шприц, расческа, половник)

Учитель: Молодцы! А как вы думаете, есть ли у профессии цвет и запах? Детский писатель Д. Родари даже написал стихи: «Чем пахнут ремесла», «Какого цвета ремесла». Можно взять и почитать их в нашей библиотеке, а еще там есть книга «Большая книга профессий», в которой описываются более ста профессий. (Демонстрация книг) Рекомендую почитать.

Работа по модели «Элемент – имя признака – значение признака» Использование приема ТРИЗ.

Учитель: А чем занимается маляр? Какой запах и цвет у его профессии?

Учитель: Работаем со словом «маляр» по модели.

Дети отгадывают имена признаков.

Элемент

(объект)

Имя

признака

Значение

признака

маляр

?

5

?

2

?

3

?

2

?

1

?

2-й

Элемент

(объект)

Имя

признака

Значение

признака

маляр

Кол-во букв

5

Кол-во слогов

2

Кол-во звон. согласных

3

Кол-во тверд. согласных

2

Кол-во мяг. согл.

1

Место ударного слога

2-й

Учитель: Вернемся к нашим слогам, написанным у вас на карточках. Если соединить слоги одного столбика с другим, то получатся названия профессий.

Учитель: Как называют врача, который лечит животных?

— Через синий океан ведет судно…..?

Каждый ученик получает карточку с названием одной из профессий.

лесник ветеринар

летчик капитан

маляр парфюмер

— Возьмите карандаш, разделите свое слово на слоги и поставьте ударение. Проверьте друг у друга.

Игра «Мои друзья» Использование приема ТРИЗ.

В «мои друзья» учитель приглашает учеников, которые имеют слова со следующими признаками:

  • Звук [м] или [м’] в слове.

  • Первый звук звонкий

  • Первый звук глухой.

  • Двусложные слова.

  • Ударение падает на второй слог.

  • Первый звук мягкий.

  • Шесть букв.

  • Последний звук звонкий.

XI. Подведение итогов урока (рефлексия) (2 мин)

Знания о каких звуках мы с вами закрепляли?

— Какие новые профессии вы узнали?

— Что было на уроке трудным?

— Какое задание вам больше всего понравилось?

Учитель: Завершается урок.

Он пошел ребятам впрок?

Постарались все понять?

Учились правильно читать?

Ответы полные давали?

И на уроке не зевали?

Учитель: Дома нарисуйте, кем вы хотите стать, и мы сохраним рисунки до двенадцатого класса, а там посмотрим, изменились ли ваши мечты.

Спасибо за урок.

План – конспекта урока № 2/37

по обучению грамоте учителя Кирееой В.И. в 1 «Б» классе.

Анадырь

Вятка

Кондурча

Уса

Сызранка

Волга

Самара

Урал

Енисей

Иртыш

кок

10

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here