Урок русского языка в первом классе

Тема: Слово и его значение

Цель: научить различать звуковую и буквенную оболочку слова и его значение.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать звуки и буквы, узнавать значение слова; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Материал: учебник «Русский язык» Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева, рабочие тетради; карточки со словами, CD «Русский язык», компьютер и проектор, слайды.

Ход урока.

I. Организационный момент

Психологическая подготовка к уроку, (хором): солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!

II. Актуализация знаний

1. Чистописание: Зз Зз Зз Зз Зз – заболели у зебры зубы

2. Орфографическая работа

— Узнайте слово по его значению и запишите его.

1. Приспособление для управления движущейся машиной. (Руль.)

2. Небольшие неядовитые змеи. (Ужи.)

3. Мужское русское имя, в сказках он часто бывает дурак. (Иван.)

4. Большая кукла в огородах для отпугивания птиц. (Чучело.)

5. Так называется наша страна. (Россия.)

6. Человек, который учит. (Учитель.)

— Проверяйте свои работы. (слайд)

Ученики объясняют орфограммы в словах, подчеркивают их.

Самооценка «!» — я молодец, написал правильно и красиво; «+» — хорошо, есть небольшие ошибки или исправления.

III. Самоопределение к деятельности.

— Прочитайте слова на листочках: сирень, белка, ель, камыш, волк, ромашка, заяц, сторба.

— Красными карандашами подчеркните слова, которые обозначают названия животных, а зелёным – слова, которые обозначают названия растений.

— Какие слова подчеркнули красным карандашом, какие слова зелёным? Проверяйте. (слайд). — Где вы затруднялись? (В слове сторба, такого слова не бывает, оно ничего не обозначает.)

— Какому мнению пришли? (Слова могут обозначать что-то, то — есть, иметь значение.

— Значит, какая задача сегодняшнего урока? (узнавать значение слова)

— Откройте учебники, прочитайте тему урока. Слово и его значение.

IV. Работа по теме урока.

1. Работа с CD. Слово и его значение. Рассказ Ивана Ивановича Самоварова.

— Что является «скорлупой» слова, по словам профессора Самоварова? (Звуковая оболочка, звучание слова, произношение его.)

— А с чем сравнивает Иван Иванович значение слова? (Значение слова – это ядро.)

2. Работа по учебнику.

Упр. 28 (с. 15)

— Чем отличаются звуковые модели первого и второго слов? (Первым звуком [м’] и [м].)

— Чем отличаются звуковые модели второго и третьего слов? (Звуки поменяли местами.)

— Меняется ли при этом значение слов? (Да, меняется.)

— Сделайте вывод. (Если заменить звука или поменять их местами, может измениться слово и его значение.)

— Обозначьте звуки буквами и запишите слова. (Мишка, мышка, камыш.)

— Приведите свои примеры. (Нюра, нора, рано; ребята, работа.)

— Прочитайте вывод на странице 15.

Упр. 29 (с.16)

— Что видите на рисунке слева? (Ладья – судно с парусом и веслами.)

— Почему другие слова не подходят к рисунку? (Лодка не подходит, так как у лодки нет парусов. Парусник тоже не подходит, потому что у парусника нет весел, он использует парус и силу ветра. Корабль – большое судно с прямым парусным вооружением на всех мачтах, которых может быть три и более.)

3. Работа с CD. Слово и его значение. Звуки и буквы. Рассказ Иван Ивановича Самоварова (отрезки 1-3)

— На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают предметы? (Кто? Что?)

— На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают действие предметов? (Что делает?)

— На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают признаки предметов? (Какой? Какая? Какое? Какие?)

V. Физкультминутка

Вышла уточка на луг – кря, кря, кря.

Полетел зелёный жук – ж – ж – ж.

Зашумел в пруду камыш – ш – ш – ш.

И опять настала тишь.

VI. Продолжение работы по теме урока.

Работа по учебнику.

Упр. 30 (с. 16) (Самостоятельное выполнение.)

— Проверяйте работы друг друга.

Самооценка «!» — выполнил без ошибок, «+» — была ошибка, но исправил.

Упр. 30 (с. 17)

— Самостоятельно постройте модель слова «радуга». Проверяйте. (слайд)

Самооценка.

VII. Рефлексия

1.Упр. 32 (с. 17), работа над пословицей.

— Как ответили на вопрос? (Ядро – значение слова. Пустые слова – бессмыслица.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

Упр.1 (с. 9), по вариантам. 1–й вариант – 1-я строка, 2-й вариант – 2-я строка. Взаимопроверка. (слайд)

  1. Работа с CD. Слово и его значение. Упр. «Помоги паучку сплести паутину»

VIII. Подведение итогов урока

— Что узнали сегодня на уроке про значение слова? (У каждого слова должно быть значение. Слова могут обозначать предмет, действие или признак предмета.)

— Придумайте свое слово и объясните его значение, у кого получится самое смешное, интересное слово.

— Урок окончен, спасибо всем.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here