Урок русского языка в первом классе
Тема: Слово и его значение
Цель: научить различать звуковую и буквенную оболочку слова и его значение.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать звуки и буквы, узнавать значение слова; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Материал: учебник «Русский язык» Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева, рабочие тетради; карточки со словами, CD «Русский язык», компьютер и проектор, слайды.
Ход урока.
I. Организационный момент
Психологическая подготовка к уроку, (хором): солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья!
II. Актуализация знаний
1. Чистописание: Зз Зз Зз Зз Зз – заболели у зебры зубы
2. Орфографическая работа
— Узнайте слово по его значению и запишите его.
1. Приспособление для управления движущейся машиной. (Руль.)
2. Небольшие неядовитые змеи. (Ужи.)
3. Мужское русское имя, в сказках он часто бывает дурак. (Иван.)
4. Большая кукла в огородах для отпугивания птиц. (Чучело.)
5. Так называется наша страна. (Россия.)
6. Человек, который учит. (Учитель.)
— Проверяйте свои работы. (слайд)
Ученики объясняют орфограммы в словах, подчеркивают их.
Самооценка «!» — я молодец, написал правильно и красиво; «+» — хорошо, есть небольшие ошибки или исправления.
III. Самоопределение к деятельности.
— Прочитайте слова на листочках: сирень, белка, ель, камыш, волк, ромашка, заяц, сторба.
— Красными карандашами подчеркните слова, которые обозначают названия животных, а зелёным – слова, которые обозначают названия растений.
— Какие слова подчеркнули красным карандашом, какие слова зелёным? Проверяйте. (слайд). — Где вы затруднялись? (В слове сторба, такого слова не бывает, оно ничего не обозначает.)
— Какому мнению пришли? (Слова могут обозначать что-то, то — есть, иметь значение.
— Значит, какая задача сегодняшнего урока? (узнавать значение слова)
— Откройте учебники, прочитайте тему урока. Слово и его значение.
IV. Работа по теме урока.
1. Работа с CD. Слово и его значение. Рассказ Ивана Ивановича Самоварова.
— Что является «скорлупой» слова, по словам профессора Самоварова? (Звуковая оболочка, звучание слова, произношение его.)
— А с чем сравнивает Иван Иванович значение слова? (Значение слова – это ядро.)
2. Работа по учебнику.
Упр. 28 (с. 15)
— Чем отличаются звуковые модели первого и второго слов? (Первым звуком [м’] и [м].)
— Чем отличаются звуковые модели второго и третьего слов? (Звуки поменяли местами.)
— Меняется ли при этом значение слов? (Да, меняется.)
— Сделайте вывод. (Если заменить звука или поменять их местами, может измениться слово и его значение.)
— Обозначьте звуки буквами и запишите слова. (Мишка, мышка, камыш.)
— Приведите свои примеры. (Нюра, нора, рано; ребята, работа.)
— Прочитайте вывод на странице 15.
Упр. 29 (с.16)
— Что видите на рисунке слева? (Ладья – судно с парусом и веслами.)
— Почему другие слова не подходят к рисунку? (Лодка не подходит, так как у лодки нет парусов. Парусник тоже не подходит, потому что у парусника нет весел, он использует парус и силу ветра. Корабль – большое судно с прямым парусным вооружением на всех мачтах, которых может быть три и более.)
3. Работа с CD. Слово и его значение. Звуки и буквы. Рассказ Иван Ивановича Самоварова (отрезки 1-3)
— На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают предметы? (Кто? Что?)
— На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают действие предметов? (Что делает?)
— На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают признаки предметов? (Какой? Какая? Какое? Какие?)
V. Физкультминутка
Вышла уточка на луг – кря, кря, кря.
Полетел зелёный жук – ж – ж – ж.
Зашумел в пруду камыш – ш – ш – ш.
И опять настала тишь.
VI. Продолжение работы по теме урока.
Работа по учебнику.
Упр. 30 (с. 16) (Самостоятельное выполнение.)
— Проверяйте работы друг друга.
Самооценка «!» — выполнил без ошибок, «+» — была ошибка, но исправил.
Упр. 30 (с. 17)
— Самостоятельно постройте модель слова «радуга». Проверяйте. (слайд)
Самооценка.
VII. Рефлексия
1.Упр. 32 (с. 17), работа над пословицей.
— Как ответили на вопрос? (Ядро – значение слова. Пустые слова – бессмыслица.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр.1 (с. 9), по вариантам. 1–й вариант – 1-я строка, 2-й вариант – 2-я строка. Взаимопроверка. (слайд)
-
Работа с CD. Слово и его значение. Упр. «Помоги паучку сплести паутину»
VIII. Подведение итогов урока
— Что узнали сегодня на уроке про значение слова? (У каждого слова должно быть значение. Слова могут обозначать предмет, действие или признак предмета.)
— Придумайте свое слово и объясните его значение, у кого получится самое смешное, интересное слово.
— Урок окончен, спасибо всем.