Конспект урока русского языка в 11 классе.

«Фонетика. Графика. Орфоэпия»

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цели:

— обобщить и систематизировать знания о фонетике, графике и орфографии;

— совершенствовать навыки правописания и навыки фонетического разбора;

воспитывать любовь к русскому языку, стремление к совершенствованию своей речевой практики.

Вид деятельности: коллективная, групповая.

I. Орг. момент.

Приветствие учащихся.

Организация рабочей обстановки.

Психологический настрой.

II. Словарно – синематическая работа.

— Записать слова в тетрадь, расставить ударение. Какие звуки обозначают выделенные буквы?

Адекватный, антитеза, астероид, афера, де-юре, камбала, маркетинг, менеджмент, мизерный, рефери, пустячный, демагогия.

(адеква′тный [дэ], антите′за [тэ], астеро′ид [тэ], афе′ра (не афёра), де-ю′ре [дэ, рэ], ка′мбала, ма′ркетинг, ме′неджмент, мизе′рный, ре′фери, пустя′чный [шн], демаго′гия [д’э].)

— Объяснить значение слов де-юре, адекватный, антитеза, маркетинг.

— Подобрать родственные слова к слову демагогия.

Де-юре – юридически, формально, по праву.

АДЕКВАТНЫЙ [дэ], -ая, -ое; -тен, -тна (книжн.). Вполне соответствующий, совпадающий. Адекватные понятия. II сущ. адекватность, -и, ж.

Антите́за, антите́зис (от др.-греч.  ἀντίθεσις «противопоставление») — риторическое  противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской  речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

Ма́рке́тинг (от англ.  marketing — продажа, торговля на рынке) — это организационная функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления ценностей покупателям и управления взаимоотношениями с ними с выгодой для организации .В широком смысле задачи маркетинга состоят в определении и удовлетворении человеческих и общественных потребностей.

III. Повторение и закрепление ранее изученного материала.

1. Фронтальный опрос-беседа.

— Что называется фонетикой?

— Какие звуки называются гласными? Перечислите гласные звуки.

— Какие звуки называются согласными? На какие группы делятся согласные?

— Перечислите парные твердые и мягкие согласные. Назовите согласные, которые не имеют пары по твердости-мягкости.

— Перечислите парные звонкие и глухие согласные. Назовите согласные, которые не имеют парных глухих или звонких.

— Что такое ударение?

— Чем отличается звук от буквы?

— В каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?

— Перечислите все буквы алфавита.

— Что изучает графика?

— Что вы знаете об орфографии?

2. Работа по учебнику.

Упр. 8

3. Фонетический разбор.

Осень, расчет (вариант 1); съезд, сжег (вариант 2).

4. Работа с орфограммами.

— Какая орфограмма пропущена в данных словах? Сформулируйте правило. Запишите слова, графически обозначив орфограмму.

Совр…менники Пушкина, дов…рительный разговор, сп…шит домой, объед…нения избирателей, пл…сать под дудку, з…леные д…ревья, г…л…вокружение от успеха, з…лотые к…лок…ла, б…ртовые огни.

— Расскажите, используя план, о правописании гласных в корнях слов.

Безударные гласные.

1. Непроверяемые ударением.

2. Проверяемые ударением.

3. Чередующиеся в корнях: -лож-/-лаг-, -кос-/-кас(а)-, -гор-/-гар-, -рос-/-раст-(-ращ-), -мер-/-мир(а)-, -зор-/-зар-, -бер- /-бир(а)- и др.

5. Словарный диктант.

— Сгруппируйте слова по орфограммам, записав их в три столбика.

Изложение, выбежав, касательная, растение, всесторонний, гипотенуза, приложение, отрасль, прилагательное, землетрясение, кульминация, демократия, водоросли.

— Какие из этих слов являются терминами?

— В каком стиле они употребляются?

— Назовите из словарного диктанта слова с мягкими согласными.

— Как обозначается мягкость согласных в этих словах?

— Почему в сочетаниях чк, чн, чт, щн, нч, нщ, рщ не пишется ь? Приведите примеры.

— Какую роль выполняет ь?

Роль Ь:

1) обозначает мягкость согласных: мать, огорчить;

2) обозначает грамматические формы слов: помочь, дочь, отрежь;

3) разделительный ь: вьюга, колосья.

— В чем сходство и различие в употреблении разделительных ъ и ь? Докажите на примерах.

— Используя схему, расскажите о правописании о-ё после щипящих и ц. Приведите примеры.

Алгоритм правописания О-Ё после шипящих и ц:

  1. Часть речи: если глагол, причастие – всегда ё;

  2. Часть слова:

Если корень – ё (исключения: шов, шорох, капюшон, шомпол, трущоба, чопорный, шорник);

Если суффикс или окончание – под ударением о, без ударения ё.

IV. Итог урока.

V. Домашнее задание:

Вариант 1. Составить словарный диктант «Роль ь» (20-25 слов)

Вариант 2. Составить словарный диктант «О-Ё после шипящих и Ц» (20-25 слов)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here