Конспект урока русского языка в 11 классе.
«Фонетика. Графика. Орфоэпия»
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цели:
— обобщить и систематизировать знания о фонетике, графике и орфографии;
— совершенствовать навыки правописания и навыки фонетического разбора;
— воспитывать любовь к русскому языку, стремление к совершенствованию своей речевой практики.
Вид деятельности: коллективная, групповая.
I. Орг. момент.
Приветствие учащихся.
Организация рабочей обстановки.
Психологический настрой.
II. Словарно – синематическая работа.
— Записать слова в тетрадь, расставить ударение. Какие звуки обозначают выделенные буквы?
Адекватный, антитеза, астероид, афера, де-юре, камбала, маркетинг, менеджмент, мизерный, рефери, пустячный, демагогия.
(адеква′тный [дэ], антите′за [тэ], астеро′ид [тэ], афе′ра (не афёра), де-ю′ре [дэ, рэ], ка′мбала, ма′ркетинг, ме′неджмент, мизе′рный, ре′фери, пустя′чный [шн], демаго′гия [д’э].)
— Объяснить значение слов де-юре, адекватный, антитеза, маркетинг.
— Подобрать родственные слова к слову демагогия.
Де-юре – юридически, формально, по праву.
АДЕКВАТНЫЙ [дэ], -ая, -ое; -тен, -тна (книжн.). Вполне соответствующий, совпадающий. Адекватные понятия. II сущ. адекватность, -и, ж.
Антите́за, антите́зис (от др.-греч. ἀντίθεσις «противопоставление») — риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.
Ма́рке́тинг (от англ. marketing — продажа, торговля на рынке) — это организационная функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления ценностей покупателям и управления взаимоотношениями с ними с выгодой для организации .В широком смысле задачи маркетинга состоят в определении и удовлетворении человеческих и общественных потребностей.
III. Повторение и закрепление ранее изученного материала.
1. Фронтальный опрос-беседа.
— Что называется фонетикой?
— Какие звуки называются гласными? Перечислите гласные звуки.
— Какие звуки называются согласными? На какие группы делятся согласные?
— Перечислите парные твердые и мягкие согласные. Назовите согласные, которые не имеют пары по твердости-мягкости.
— Перечислите парные звонкие и глухие согласные. Назовите согласные, которые не имеют парных глухих или звонких.
— Что такое ударение?
— Чем отличается звук от буквы?
— В каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают два звука?
— Перечислите все буквы алфавита.
— Что изучает графика?
— Что вы знаете об орфографии?
2. Работа по учебнику.
Упр. 8
3. Фонетический разбор.
Осень, расчет (вариант 1); съезд, сжег (вариант 2).
4. Работа с орфограммами.
— Какая орфограмма пропущена в данных словах? Сформулируйте правило. Запишите слова, графически обозначив орфограмму.
Совр…менники Пушкина, дов…рительный разговор, сп…шит домой, объед…нения избирателей, пл…сать под дудку, з…леные д…ревья, г…л…вокружение от успеха, з…лотые к…лок…ла, б…ртовые огни.
— Расскажите, используя план, о правописании гласных в корнях слов.
Безударные гласные.
1. Непроверяемые ударением.
2. Проверяемые ударением.
3. Чередующиеся в корнях: -лож-/-лаг-, -кос-/-кас(а)-, -гор-/-гар-, -рос-/-раст-(-ращ-), -мер-/-мир(а)-, -зор-/-зар-, -бер- /-бир(а)- и др.
5. Словарный диктант.
— Сгруппируйте слова по орфограммам, записав их в три столбика.
Изложение, выбежав, касательная, растение, всесторонний, гипотенуза, приложение, отрасль, прилагательное, землетрясение, кульминация, демократия, водоросли.
— Какие из этих слов являются терминами?
— В каком стиле они употребляются?
— Назовите из словарного диктанта слова с мягкими согласными.
— Как обозначается мягкость согласных в этих словах?
— Почему в сочетаниях чк, чн, чт, щн, нч, нщ, рщ не пишется ь? Приведите примеры.
— Какую роль выполняет ь?
Роль Ь:
1) обозначает мягкость согласных: мать, огорчить;
2) обозначает грамматические формы слов: помочь, дочь, отрежь;
3) разделительный ь: вьюга, колосья.
— В чем сходство и различие в употреблении разделительных ъ и ь? Докажите на примерах.
— Используя схему, расскажите о правописании о-ё после щипящих и ц. Приведите примеры.
Алгоритм правописания О-Ё после шипящих и ц:
-
Часть речи: если глагол, причастие – всегда ё;
-
Часть слова:
Если корень – ё (исключения: шов, шорох, капюшон, шомпол, трущоба, чопорный, шорник);
Если суффикс или окончание – под ударением о, без ударения ё.
IV. Итог урока.
V. Домашнее задание:
Вариант 1. Составить словарный диктант «Роль ь» (20-25 слов)
Вариант 2. Составить словарный диктант «О-Ё после шипящих и Ц» (20-25 слов)