Конспект урока русского языка в 11 классе

«Повторение. Морфология и орфография»

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цели:

— обобщить и систематизировать материал по морфологии и орфографии;

— совершенствовать навыки правописания, умение выполнять морфологический разбор;

воспитывать любовь к русскому языку, стремление к совершенствованию своей речевой практики.

Вид деятельности: коллективная, групповая.

I. Орг. момент.

Приветствие учащихся.

Организация рабочей обстановки.

Психологический настрой.

II. Проверка домашнего задания.

1) Словарный диктант.

Запись диктанта, составленного учащимися дома (Вариант 1. Составить словарный диктант «Роль ь» (20-25 слов)

Вариант 2. Составить словарный диктант «О-Ё после шипящих и Ц» (20-25 слов)

2) Списывание.

— Списать, расставить пропущенные знаки препинания, объяснить пропущенные орфограммы, раскрыть скобки.

1. Шабаш крикнул он повелительно. (Л.Толстой)

2. Пьер (не)отвечал потому что (ни)чего (не) слыхал и (не)видел. (Л.Толстой)

3. Ее сыновей ее любимых сыновей берут от нее что(бы) (не)увидеть их (ни)когда. (Н.Гоголь)

4. Желтые лилии ра…крыты с самого восхода солнца, белые ра…крываются ч…сов в десять. (М.Пришвин)

III. Актуализация знаний.

1. Повторение изученного материала.

— Назовите части речи в первом предложении.

— На какие три группы делятся все части речи?

— Заполните таблицу, используя примеры из записанных предложений.

Самостоятельные части речи.

Часть речи

Вопросы

Грамматическое значение

Примеры

Имя существительное

Кто? Что?

Предметность

Имя прилагательное

Какой? Какая? Какое? Чей?

Признак предмета

Глагол

Что делать?

Что сделать?

Действие предмета, его состояние

Наречие

Как? Куда? Откуда? Где? Зачем? Почему?

Признак действия или признака

Имя числительное

Сколько? Который?

Количество или порядок предметов при счете

Местоимение

Кто? Что? Который? Сколько?

Указывает на предмет, признак, но не называет их

Служебные части речи.

Предлог

Союз

Частица

Междометия и звукоподражательные слова: шабаш.

Морфологический разбор.

Вариант 1 – глагол, местоимение (из 1 предложения)

Вариант 2 – прилагательное, наречие (из 3и 4 предложения)

— При правописании каких орфограмм необходимо было определять часть речи?

— Какие вы еще можете назвать орфограммы, где знание частей речи необходимо?

2. Правописание –Н – и –НН- в прилагательных.

Упр. 195.

— Выберите примеры на данное правило, заполните таблицу.

-нн-

-н-

1. Есть

1. Нет

2. Есть зависимое слово

2. Нет зависимого слова

3. Совершенный вид

3. Краткое причастие

3. НЕ с различными частями речи.

— Объяснить правописание не в отрицательных местоимениях и местоименных наречиях:

Некого спросить, нечего бояться, ничего не боялся, не у кого узнать, ни у кого не брал, некогда задерживаться, недомогает, никогда не опаздывал.

— Объяснить правописание не с глаголами:

Не был, не мог, нездоровится, недомогает, недоумевает.

4. Не с причастиями.

Упр. 196.

— Выберите примеры для данного правила. Объясните правописание Не в оставшихся словосочетаниях.

Не с причастиями пишется:

Слитно

Раздельно

1. С краткими причастиями

1. Без НЕ не употребляется

2. С полными причастиями, если есть зависимое слово

2. Нет зависимых слов и противопоставления с союзом а

3. Есть противопоставление с союзом а

IV. Итог урока.

— Что изучает морфология?

— Назовите самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи.

— Что изучает орфография?

— Расскажите о правописании –н- и –нн- в прилагательных и причастиях.

— Расскажите о правописании не с различными частями речи.

— Заполните листы обратной связи.

V. Домашнее задание.

Вариант 1 – составить словарный диктант на тему «-Н- и –НН- в прилагательных и причастиях» (объем 30 слов)

Вариант 2 – составить словарный диктант на тему «Правописание НЕ с различными частями речи» (объем 30 слов)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here