Конспект урока русского языка в 11 классе
«Повторение. Морфология и орфография»
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цели:
— обобщить и систематизировать материал по морфологии и орфографии;
— совершенствовать навыки правописания, умение выполнять морфологический разбор;
— воспитывать любовь к русскому языку, стремление к совершенствованию своей речевой практики.
Вид деятельности: коллективная, групповая.
I. Орг. момент.
Приветствие учащихся.
Организация рабочей обстановки.
Психологический настрой.
II. Проверка домашнего задания.
1) Словарный диктант.
Запись диктанта, составленного учащимися дома (Вариант 1. Составить словарный диктант «Роль ь» (20-25 слов)
Вариант 2. Составить словарный диктант «О-Ё после шипящих и Ц» (20-25 слов)
2) Списывание.
— Списать, расставить пропущенные знаки препинания, объяснить пропущенные орфограммы, раскрыть скобки.
1. Шабаш крикнул он повелительно. (Л.Толстой)
2. Пьер (не)отвечал потому что (ни)чего (не) слыхал и (не)видел. (Л.Толстой)
3. Ее сыновей ее любимых сыновей берут от нее что(бы) (не)увидеть их (ни)когда. (Н.Гоголь)
4. Желтые лилии ра…крыты с самого восхода солнца, белые ра…крываются ч…сов в десять. (М.Пришвин)
III. Актуализация знаний.
1. Повторение изученного материала.
— Назовите части речи в первом предложении.
— На какие три группы делятся все части речи?
— Заполните таблицу, используя примеры из записанных предложений.
Самостоятельные части речи.
Вопросы | Грамматическое значение | Примеры | |
Имя существительное | Кто? Что? | Предметность |
|
Имя прилагательное | Какой? Какая? Какое? Чей? | Признак предмета |
|
Глагол | Что делать? Что сделать? | Действие предмета, его состояние |
|
Наречие | Как? Куда? Откуда? Где? Зачем? Почему? | Признак действия или признака |
|
Имя числительное | Сколько? Который? | Количество или порядок предметов при счете |
|
Местоимение | Кто? Что? Который? Сколько? | Указывает на предмет, признак, но не называет их |
|
Служебные части речи.
Союз | Частица | |
|
|
|
Междометия и звукоподражательные слова: шабаш.
Морфологический разбор.
Вариант 1 – глагол, местоимение (из 1 предложения)
Вариант 2 – прилагательное, наречие (из 3и 4 предложения)
— При правописании каких орфограмм необходимо было определять часть речи?
— Какие вы еще можете назвать орфограммы, где знание частей речи необходимо?
2. Правописание –Н – и –НН- в прилагательных.
Упр. 195.
— Выберите примеры на данное правило, заполните таблицу.
-н- | |
1. Есть | 1. Нет |
2. Есть зависимое слово | 2. Нет зависимого слова |
3. Совершенный вид | 3. Краткое причастие |
3. НЕ с различными частями речи.
— Объяснить правописание не в отрицательных местоимениях и местоименных наречиях:
Некого спросить, нечего бояться, ничего не боялся, не у кого узнать, ни у кого не брал, некогда задерживаться, недомогает, никогда не опаздывал.
— Объяснить правописание не с глаголами:
Не был, не мог, нездоровится, недомогает, недоумевает.
4. Не с причастиями.
Упр. 196.
— Выберите примеры для данного правила. Объясните правописание Не в оставшихся словосочетаниях.
Не с причастиями пишется:
Раздельно | |
1. С краткими причастиями | 1. Без НЕ не употребляется |
2. С полными причастиями, если есть зависимое слово | 2. Нет зависимых слов и противопоставления с союзом а |
3. Есть противопоставление с союзом а |
|
IV. Итог урока.
— Что изучает морфология?
— Назовите самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи.
— Что изучает орфография?
— Расскажите о правописании –н- и –нн- в прилагательных и причастиях.
— Расскажите о правописании не с различными частями речи.
— Заполните листы обратной связи.
V. Домашнее задание.
Вариант 1 – составить словарный диктант на тему «-Н- и –НН- в прилагательных и причастиях» (объем 30 слов)
Вариант 2 – составить словарный диктант на тему «Правописание НЕ с различными частями речи» (объем 30 слов)