Конспект урока русского языка в 11 классе
«Повторение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении»
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цели:
— повторить ранее изученный материал по теме «Сложное предложение»;
— закреплять навыки правописания;
— развивать выразительную монологическую и диалогическую речь;
— воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
I. Орг. момент.
Приветствие учащихся.
Организация рабочей обстановки.
Психологический настрой.
Сообщение темы урока, учащиеся ставят перед собой цели и задачи, которые должны будут решить во время урока.
II. Актуализация знаний. Повторение изученного материала.
Осложненное списывание.
— Спишите сложные предложения, определите их вид. Расставьте знаки препинания, объясните графически пропущенные орфограммы.
1. Год за годом все меньше и меньше остает…ся возле с…лений густых черемуховых кустов а на их месте торчат (не)лепые искалече…ые сучья.(Г.Скребицкий)
2. Каждое лето за высоким к…рнизом дома в котором проходило мое де…ство бел…грудые веселые ласточк…ки л…пили свои гнезда. (И.Соколов-Микитов)
3. Мы жили в деревне под окном у нас был луг весь золотой от множества цв…тущих одуван…чиков. (М.Пришвин)
Анализ предложений.
1 предложение – сложносочиненное (ССП);
2 предложение – сложноподчиненное (СПП);
3 предложение – бессоюзное сложное (БСП).
Беседа по вопросам:
— Почему вы решили, что первое предложение является ССП?
(Обе части этого предложения связаны при помощи интонации и сочинительных союзов.)
— Какие предложения являются СПП? Почему?
(Предложение 2 является СПП, так как части неравноправны, они соединены при помощи интонации и союзного слова.)
— Докажите, что предложение 3 является БСП.
(Это БСП, так как части соединены только интонацией.)
Обобщение материала и составление схемы:
Союзное | Бессоюзное | |
Сложносочиненное | Сложноподчиненное |
Вывод.
Сложносочиненное предложение (ССП) – это предложение, состоящее из двух или более равноправных частей, связанных между собой интонационно и с помощью соединительных союзов. Сочинительный союз располагается между частями ССП и не входит ни в одну из них.
Сложноподчиненное предложение (СПП) состоит из главного предложения и одного или нескольких придаточных предложений.
Бессоюзное сложное предложение (БСП) – это предложение, части которого соединены с помощью интонации.
— Что вы можете рассказать о знаках препинания в ССП?
1. В ССП ставится запятая между простыми предложениями, связанными сочинительными союзами:
а) соединительными (и, да, ни-ни, тоже, также);
б) противительными (а, но, да, однако, зато же, а то, не то);
в) разделительными (или, либо, то-то, не то-не то).
Шумит на дворе непогода,
А в доме давно уже спят…
А.К.Толстой
2. Если части ССП значительно распространены или в них уже есть запятые, то между ними ставится точка с запятой:
У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту. (Л.Толстой)
3. Если во второй части ССП содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первой части, то между ними вместо запятой ставится тире:
Я спешу туда ж – а там уже весь город. (А.Пушкин)
4. Запятая не ставится перед союзами и, да (= и), либо:
а) если части ССП имеют общее придаточное предложение:
Когда началась гроза, игра прекратилась и дети бросились домой.
б) между двумя назывными предложениями:
Прогулка в зимнем лесу и катание на санях.
в) если части ССП имеют один общий второстепенный член или общее вводное слово:
Кажется, лист не шелохнется и веточка не скрипнет.
г) между двумя вопросительными предложениями:
Который теперь час и сколько времени нам осталось ждать?
д) между двумя безличными предложениями, имеющих в составе сказуемого синонимы:
Нужно переписать работу и следует объяснить допущенные в ней ошибки.
5. Запятая ставится в ССП, если обе части имеют общий второстепенный член или общее придаточное и соединены повторяющимся союзом:
По улицам двигались тяжелые грузовики, и мчались легковые машины, и торопливо шли пешеходы.
III. Практика. Проверка знаний. Отработка умений и навыков.
Карточка 1.
— Спишите предложения, вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания. Укажите, чем осложнены простые предложения в составе ССП.
1. Л…зурь н…бесная см…ется ночной омытая гр…зой и между гор р…систо вьется д…лина светлой пол…сой. (Ф.Тютчев) 2. По п…лям изв…ваясь бл…стящей струей льется речка студеной в…лною и б…седка одетая сочной л…ствою накл…нясь над л…зурной ее глубиной отр…жается гладью р…чною. (С.Надсон) 3. Старый сад всю ночь гудел угрюмо дождь шумел и словно капли слез падал он в х…лодный снег на землю с голых сучьев стонущих берез. (И.Бунин) 4. Бл…снет весна иного года и может быть в желанный час Т…вриды пышная пр…рода в св…и объятья примет нас. (В.Бенедиктов)
Карточка 2.
— Спишите предложения, вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания. Определите вид сочинительных союзов.
1. Она смеялась от всей души и смех пр…давал сверкающую силу ее …слепительной красоте. (Н.Гоголь) 2. Ра…стались мы но твой портрет я на груди моей храню. (М.Лермонтов) 3. Остап редко пре…водительствовал другими в дерзких предприятиях зато он всегда был одним из первых пр…ходивших под знамена пре…приимчивого бурсака. (Н.Гоголь) 4. В это время в девичьей не только был известен пр…езд министра с сыном но и внешний вид их обоих был подробно …писан. (Л.Толстой)
Двое учащихся работают у доски.
-
Синтаксический разбор предложения.
Он рассказывал прекрасную легенду слышанную им кажется от бабушки и всем было о чем подумать.
(Повествовательное, невосклицательное, ССП: 1) двусоставное, распространенное, полное, осложненное обособленным определением и вводным словом кажется; 2) односоставное, безличное, распространенное, полное, неосложненное.)
[ — = , ~, вв. сл., ~ ] , [ = ].
-
В данном предложении расставить знаки препинания. Выполнить фонетический разбор слова елкой.
(Не)ищи желуди под елкой а шишки под дубом.
Елкой [ j’о′ л – къи ] – 2 слога.
[ j ] – согласный, непарный мягкий, непарный звонкий;
[ о′] – гласный, ударный;
[ л ] – согласный, непарный звонкий, непарный твердый;
[ к ] – согласный, парный глухой, непарный твердый;
[ ъ ] – гласный, безударный;
[ и ] – согласный, непарный мягкий, непарный звонкий.
5 букв, 6 звуков, так как буква ё обозначает в начале слова два
звука [ j’о′ ].
Проверка работы учащихся. Оценивание. Объяснение допущенных ошибок.
Коллективная работа.
Объяснительный диктант.
Я вошел с Афанасием Ивановичем в комнаты. Казалось, все было в них по-прежнему, но я заметил во всем какой-то беспорядок, какое-то ощутительное отсутствие чего-то… Я старался чем-нибудь занять хозяина и рассказывал ему разные новости. Он слушал с той же улыбкою, но по временам взгляд его был совершенно бесчувствен, и мысли в нем не бродили, но исчезали… Он сидел бесчувственно, бесчувственно держал ложку, и слезы, как ручей, как немолчно текущий фонтан, лились, лились ливмя на застилавшую его салфетку.
(78 слов)
(Н.Гоголь)
Самостоятельная работа (с взаимопроверкой).
Проверочный тест.
1.Отметьте предложения, в которых ставится запятая:
а) Кто это такие и что им надо?
б) В это время тягуче скрипнула дверь сеновала и наружу просунулась голова деда Щукаря.
в) В лесу еще лежит снег и деревья стоят в белом уборе.
г) Пропустить врага и дать огонь по команде!
д) Я не мог видеть ее глаз она не поднимала ресниц!
2. Отметьте предложения, в которых не ставится запятая:
а) Много веков сушили эту землю ветры – суховеи и калило солнце, пока она не стала такой крепкой, будто схвачена цементом.
б) Я вернулся домой но образ бедной Акулины долго не выходил из моей головы.
в) Старик сыграл «Зимнюю дорогу» Шуберта и собрался затем уходить на покой.
г) В Москве Левитан всю зиму писал декорации для оперного театра и эта работа не прошла для него бесследно.
д) По берегам растет камыш и в нем сидят рыбаки.
Проверка. Оценивание результатов. Объяснение ошибок.
IV. Подведение итогов урока.
— Какие виды сложных предложений вы знаете?
— Какое предложение называется ССП?
— Какие союзы связывают простые предложения в составе ССП?
— В каком случае между простыми предложениями в составе ССП ставится точка с запятой? Тире?
— Когда в ССП между простыми предложениями не ставится запятая?
V. Домашнее задание.
1. Выучить правило.
2. Выписать из художественной литературы 7 ССП , выполнить морфологический разбор 3 причастий.
VI. Рефлексия.
— Опишите в нескольких предложениях ваше впечатление от урока.
— А закончить наш урок мне хочется восточной притчей «Все в твоих руках».
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.