Конспект урока русского языка в 11 классе

« Основные группы сложноподчиненных предложений»

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цели:

— повторить основные сведения о группах СПП;

— учить расставлять знаки препинания;

— закреплять навыки правописания;

воспитывать любовь к русскому языку, стремление к совершенствованию своей речевой практики.

Вид деятельности: коллективная, групповая, самостоятельная.

Оборудование: таблица «Виды придаточных предложений».

I. Орг. момент.

Приветствие учащихся.

Организация рабочей обстановки.

Психологический настрой.

II. Анализ проверочной работы.

III. Актуализация знаний.

Диктант.

1) Даже девочка, что ходит в город продавать хамсу, как потерянная бродит вечерами на мысу. (А.Ахматова) 2) И я хочу, чтоб все мои мечты, дошедшие до слова и до света, нашли себе желанные черты. (В.Брюсов) 3) Она уходила туда, где в медном воздухе дремал Рим. (К.Паустовский)

— К какой группе сложных предложений относятся данные предложения?

(Сложноподчиненные предложения.)

— Найдите главную и придаточную части во всех предложениях. Составьте схемы предложений.

1) [ — , (что =), = ].

2) [ — = ], (чтоб — , прич.об., = ).

3) [ — = ], (где = — ).

— Вспомните, на какие группы делятся СПП?

IV. Работа с таблицей «Виды придаточных предложений».

Вид придаточного

Отвечает на вопросы

Прикрепляется к главному

Примеры

Союзами

Союзными словами

Изъяснительное

Косвенных падежей

Что, чтобы, как, как будто, ли

Что, когда, как, куда

Я увидел, что на небе радуга.

Определительное

Какой?

Который, что, где, какой, чей

На небе такая огромная радуга, какую я ни разу не видел.

Обстоятельственные

Где? Как? Куда? Откуда? И т.д.

См. таблицу «Придаточные обстоятельственные»

Куда, когда, откуда

Радуга раскинулась на небе, точно распахнулись ворота в сказку.

(Рассматривается место придаточного по отношению к главному, выясняется роль союзов и союзных слов; знаки препинания в СПП).

Роль союзов и союзных слов.

— Как различить союз и союзное слово?

Главное и придаточные предложения связываются между собой с помощью подчинительных союзов (простых и составных) или союзных слов (относительных местоимений и местоименных наречий).

Подчинительные союзы простые (что, чтобы, если, как, как будто, словно, хотя и др.) и составные (потому что, оттого что, вследствие того что, так что, между тем как, так как, несмотря на то что, в связи с тем что и др.) находятся в придаточном предложении, служат средством его подчинения главному или для связи одного придаточного с другим и не являются членами предложения:

Чтобы дождаться такого вечера, нужно было прожить сто лет. (К.Паустовский)

Союзные слова – местоимения (что, кто, который, какой, чей) и наречия (где, куда, откуда, как, когда) – также служат средством связи придаточного предложения с главным или другим придаточным.

Как и союзы, союзные слова располагаются в придаточном предложении. Являясь членами предложения, союзные слова выполняют синтаксическую функцию одного из них:

Левин сел на лошадь и поехал на поле, где был прошлогодний клевер. (Л.Толстой)

Иногда одно и то же слово может быть и союзом и союзным словом:

Мне все казалось, что вяз не просто стоит среди этих горячих полей. (К.Паустовский)

В доме, что напротив, затихла музыка. (А.Чехов)

Чтобы различить союз и союзное слово, необходимо помнить:

1. Союзное слово всегда логически выделяется (на него падает логическое ударение); союзное слово можно заменить либо другим союзным словом, либо членом предложения, с которым данное союзное слово соотносится:

В доме, что напротив, затихла музыка. – В доме, который напротив, затихла музыка.

Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. – Деревня, в которой скучал Евгений, была прелестный уголок. – Деревня была прелестный уголок. В деревне Евгений скучал.

2. Союз в некоторых случаях можно заменить другим, близким по значению союзом, а можно опустить (и смысл предложения не изменится):

Синоптики сообщили, что завтра будет дождь. – Синоптики сообщили: «Завтра будет дождь».

Если будет хорошая погода, пойдем на прогулку. – Будет хорошая погода – пойдем на прогулку.

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. – Если в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.

V. Тренировочные упражнения.

Проверка знаний. Отработка умений и навыков. Работа по учебнику.

1) Индивидуальная работа:

Упр. 258, 257, 256, 255.

2) Работа по группам:

1 группа: упр. 251.

2 группа: упр. 252.

3 группа: упр. 249.

3) Комментированное письмо:

Упр. 250 (выписать СПП).

4) Распределительный диктант.

— Выпишите союзы и союзные слова в два столбика.

1. С притаившейся радостью, которая смешалась с грустью, я выхожу из церкви. 2. Ты спросишь, кто велит? 3. Откуда ветер, оттуда и счастье. 4. Пока мы переходили поляну, турки успели сделать несколько выстрелов. 5. Днем в доме, где я живу, идет привычная жизнь. 6. Он пообещал, что вернется до заката. 7. Подай мне книгу, что лежит на столе.

У учащихся в тетрадях появляется таблица:

Союз

Союзное слово

Пока (4)

Что (6)

Которая (1)

Кто (2)

Откуда (3)

Где (5)

Что (6)

VI. Итог урока.

— Какие основные группы СПП вы знаете?

— Как различить союз и союзное слово?

VII. Домашнее задание:

  1. Выучить конспект.

  2. Упр. 254, 253.

VIII. Рефлексия.

Мудрец, беседуя с учеником, спросил его: 
— Какой путеводный свет для человека? 
— Свет солнца! 
— А когда солнце зашло? 
— Лунный свет. 
— А когда луны не видно? 
— Огонь служит ему светом. 
— А когда зашло солнце, луны не видно, и погас огонь, что является для человека путеводным светом? 
— Речь. Человек идёт туда, где слышна речь, пусть даже там абсолютная тьма. 
-А когда солнце зашло, луны не видно, погас огонь, и замолкла речь, 
какой у человека путеводный свет? Что остаётся делать человеку 
в полном молчании, без зрительных образов, наедине с самим собой? 
— Не знаю, — ответил ученик и смущенно опустил голову. 
— Если есть внутри человека источник душевного света, он никогда не заблудится в окружающем мире.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here