Конспект урока русского языка в 11 классе
« Основные группы сложноподчиненных предложений»
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цели:
— повторить основные сведения о группах СПП;
— учить расставлять знаки препинания;
— закреплять навыки правописания;
— воспитывать любовь к русскому языку, стремление к совершенствованию своей речевой практики.
Вид деятельности: коллективная, групповая, самостоятельная.
Оборудование: таблица «Виды придаточных предложений».
I. Орг. момент.
Приветствие учащихся.
Организация рабочей обстановки.
Психологический настрой.
II. Анализ проверочной работы.
III. Актуализация знаний.
Диктант.
1) Даже девочка, что ходит в город продавать хамсу, как потерянная бродит вечерами на мысу. (А.Ахматова) 2) И я хочу, чтоб все мои мечты, дошедшие до слова и до света, нашли себе желанные черты. (В.Брюсов) 3) Она уходила туда, где в медном воздухе дремал Рим. (К.Паустовский)
— К какой группе сложных предложений относятся данные предложения?
(Сложноподчиненные предложения.)
— Найдите главную и придаточную части во всех предложениях. Составьте схемы предложений.
1) [ — , (что =), = ].
2) [ — = ], (чтоб — , прич.об., = ).
3) [ — = ], (где = — ).
— Вспомните, на какие группы делятся СПП?
IV. Работа с таблицей «Виды придаточных предложений».
Отвечает на вопросы | Прикрепляется к главному | Примеры | ||
Союзами | Союзными словами | |||
Изъяснительное | Косвенных падежей | Что, чтобы, как, как будто, ли | Что, когда, как, куда | Я увидел, что на небе радуга. |
Определительное | Какой? | — | Который, что, где, какой, чей | На небе такая огромная радуга, какую я ни разу не видел. |
Обстоятельственные | Где? Как? Куда? Откуда? И т.д. | См. таблицу «Придаточные обстоятельственные» | Куда, когда, откуда | Радуга раскинулась на небе, точно распахнулись ворота в сказку. |
(Рассматривается место придаточного по отношению к главному, выясняется роль союзов и союзных слов; знаки препинания в СПП).
Роль союзов и союзных слов.
— Как различить союз и союзное слово?
Главное и придаточные предложения связываются между собой с помощью подчинительных союзов (простых и составных) или союзных слов (относительных местоимений и местоименных наречий).
Подчинительные союзы простые (что, чтобы, если, как, как будто, словно, хотя и др.) и составные (потому что, оттого что, вследствие того что, так что, между тем как, так как, несмотря на то что, в связи с тем что и др.) находятся в придаточном предложении, служат средством его подчинения главному или для связи одного придаточного с другим и не являются членами предложения:
Чтобы дождаться такого вечера, нужно было прожить сто лет. (К.Паустовский)
Союзные слова – местоимения (что, кто, который, какой, чей) и наречия (где, куда, откуда, как, когда) – также служат средством связи придаточного предложения с главным или другим придаточным.
Как и союзы, союзные слова располагаются в придаточном предложении. Являясь членами предложения, союзные слова выполняют синтаксическую функцию одного из них:
Левин сел на лошадь и поехал на поле, где был прошлогодний клевер. (Л.Толстой)
Иногда одно и то же слово может быть и союзом и союзным словом:
Мне все казалось, что вяз не просто стоит среди этих горячих полей. (К.Паустовский)
В доме, что напротив, затихла музыка. (А.Чехов)
Чтобы различить союз и союзное слово, необходимо помнить:
1. Союзное слово всегда логически выделяется (на него падает логическое ударение); союзное слово можно заменить либо другим союзным словом, либо членом предложения, с которым данное союзное слово соотносится:
В доме, что напротив, затихла музыка. – В доме, который напротив, затихла музыка.
Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. – Деревня, в которой скучал Евгений, была прелестный уголок. – Деревня была прелестный уголок. В деревне Евгений скучал.
2. Союз в некоторых случаях можно заменить другим, близким по значению союзом, а можно опустить (и смысл предложения не изменится):
Синоптики сообщили, что завтра будет дождь. – Синоптики сообщили: «Завтра будет дождь».
Если будет хорошая погода, пойдем на прогулку. – Будет хорошая погода – пойдем на прогулку.
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. – Если в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.
V. Тренировочные упражнения.
Проверка знаний. Отработка умений и навыков. Работа по учебнику.
1) Индивидуальная работа:
Упр. 258, 257, 256, 255.
2) Работа по группам:
1 группа: упр. 251.
2 группа: упр. 252.
3 группа: упр. 249.
3) Комментированное письмо:
Упр. 250 (выписать СПП).
4) Распределительный диктант.
— Выпишите союзы и союзные слова в два столбика.
1. С притаившейся радостью, которая смешалась с грустью, я выхожу из церкви. 2. Ты спросишь, кто велит? 3. Откуда ветер, оттуда и счастье. 4. Пока мы переходили поляну, турки успели сделать несколько выстрелов. 5. Днем в доме, где я живу, идет привычная жизнь. 6. Он пообещал, что вернется до заката. 7. Подай мне книгу, что лежит на столе.
У учащихся в тетрадях появляется таблица:
Союзное слово | |
Пока (4) Что (6) | Которая (1) Кто (2) Откуда (3) Где (5) Что (6) |
VI. Итог урока.
— Какие основные группы СПП вы знаете?
— Как различить союз и союзное слово?
VII. Домашнее задание:
-
Выучить конспект.
-
Упр. 254, 253.
VIII. Рефлексия.
Мудрец, беседуя с учеником, спросил его:
— Какой путеводный свет для человека?
— Свет солнца!
— А когда солнце зашло?
— Лунный свет.
— А когда луны не видно?
— Огонь служит ему светом.
— А когда зашло солнце, луны не видно, и погас огонь, что является для человека путеводным светом?
— Речь. Человек идёт туда, где слышна речь, пусть даже там абсолютная тьма.
-А когда солнце зашло, луны не видно, погас огонь, и замолкла речь,
какой у человека путеводный свет? Что остаётся делать человеку
в полном молчании, без зрительных образов, наедине с самим собой?
— Не знаю, — ответил ученик и смущенно опустил голову.
— Если есть внутри человека источник душевного света, он никогда не заблудится в окружающем мире.