Конспект урока русского языка в 11 классе
«Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными»
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цели:
— закрепить умение определять структуру СПП;
— учить расставлять знаки препинания;
— закреплять навыки правописания;
— воспитывать любовь к русскому языку, стремление к совершенствованию своей речевой практики.
Вид деятельности: коллективная, групповая.
Оборудование: таблица «Придаточные обстоятельственные», раздаточный материал.
I. Орг. момент.
Приветствие учащихся.
Организация рабочей обстановки.
Психологический настрой.
II. Проверка домашнего задания.
— Расскажите, в чем разница между придаточными изъяснительными и придаточными определительными.
— Зачитайте предложения, составленные по схемам:
1. [ ], и [ ].
2. [ ]? и [ ].
3. [ ] ? и [ ], ( ).
4. [ ], ( ), и [ ], ( ).
5. [ ], ( ), ( ).
III. Повторение ранее изученного материала.
Осложненное списывание.
— Списать, расставить знаки препинания, определить вид придаточных.
Первая мысль которая пришла ему в голову была мысль о том нельзя ли уйти. (А.Фадеев) Нужно было отыскать коменданта города и узнать у него где находится дивизия в которую его назначили. (Н.Чуковский) Я оказался в том положении когда не знаешь нужно уйти или остаться. Я чувствовал что он единственный человек который в этом положении может подсказать мне как я должен поступить.
— Какого вида придаточных вы не встретили в данном упражнении?
(Обстоятельственных.)
— Что обозначают придаточные обстоятельственные?
(Обстоятельственные придаточные означают место, время, цель, причину, образ действия, условие и т.д. того, о чем сообщается в главной части СПП. Они отвечают на вопросы обстоятельств.)
Выделяются следующие виды обстоятельственных придаточных предложений (работа по таблице).
Придаточные обстоятельственные.
Вопросы от главного к придаточному | Средства связи (союзы и союзные слова) | Примеры | |
Времени | Когда? С каких пор? До каких пор? Как долго? | Когда, пока, едва, лишь, едва лишь, едва лишь, только лишь, как только, чуть только, раньше чем, прежде чем. |
|
Места | Где? Куда? Откуда? | Где, куда, откуда |
|
Образа действия и степени | Как? Каким образом? В какой мере и степени? | На сколько, будто, что, сколько, чтобы и др. |
|
Условия | При каком условии? | Если, ежели, коли/коль, когда, раз, коль скоро и др. |
|
Причины | Почему? Отчего? | Потому что, оттого что, либо, так как, из-за того что, благодаря тому что и др. |
|
Следствия | Что из этого следует? | Так что |
|
Цели | Зачем? С какой целью? | Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы и др. |
|
Уступки | Несмотря на что? | Несмотря на то что, хотя, сколько ни, как ни, где ни и др. |
|
Сравнительные | Как? | Словно, как, точно, будто, как будто, подобно тому как, вроде того как, чем …тем и др. |
|
Четвертая колонка таблицы заполняется по ходу распределительного диктанта.
Распределительный диктант.
Чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку. (В.Арсеньев) Хотя королек небольшая птичка, но летает он быстро и достаточно высоко. (Г.Скребицкий) Куда мать, туда и дитя. (Пословица) По синим волнам океана, лишь звезды блеснут в небесах, корабль одинокий несется… (М.Лермонтов) Пьер замахал руками и головой, как будто комары или пчелы нападали на него. (Л.Толстой) Раз дождя нет, значит, можно идти дальше. (В.Арсеньев) На другой день князь Андрей поехал к Ростовым обедать, т.к. его звал граф Илья Андреич, и провел у них целый день. (Л.Толстой) Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценный камень излучает таинственный блеск. (К.Паустовский) За крестьянскими усадьбами начинался спуск к реке, крутой и обрывистый, так что в глине, там и сям, обнажались громадные камни. (А.Чехов)
Ключи к диктанту:
1 – с придаточным цели;
2 – уступки;
3 – места;
4 – времени;
5 – образа действия и степени;
6 – условия;
7 – причины;
8 – сравнительные;
9 – следствия.
IV. Проверка знаний.
Выполнение тренировочных заданий. Отработка умений и навыков.
1. Индивидуальная работа.
Карточка 1.
— Выпишите предложения с придаточными: а) изъяснительными; б) определительными; в) степени. Расставьте пропущенные знаки препинания. Укажите вводные слова и обособленные члены предложения. Вставьте пропущенные буквы.
Предположим что на каждого из моих ста пациентов я тратил только по пять минут. (М.Булгаков) Я до того во время моей трудной жизни отвык от таких сентенций что пр…знаться ра…терялся. (М.Булгаков) Творческие мои попытки так пр…вязали меня к литературе, что уже не мог я ра…таться с тетрадью и чернильницей. (А.Пушкин) Вообще за что бы Алексей Федорович ни брался снедаемый самым отечественным чувством благими побуждениями и либеральной ориентацией все у него получало пр…вратное воплощение выходило так или иначе н…пер…косяк. (В.Пьецух)
Карточка 2.
— Выпишите предложения с придаточными: а) времени; б) определительными. Расставьте пропущенные знаки препинания . Вставьте пропущенные буквы.
Бывают такие дни когда все лад…тся когда жизнь понятна прекрасна проста. (Ч.Айтматов) У дятлов теперь в лесу совсем мало трелей. Не до трелей теперь когда собственной башкой как балдой и собственным носом как долотом весь день приходится гнезда долбить. (М.Пришвин) Голос сердца чаще всего мы слыш…м в юности когда ничто еще не приглушило и не растрепало по клочкам свежий мир наших чувств. (К.Паустовский)
2. Самостоятельная работа.
Вариант I.
— Составьте и запишите СПП, используя данные схемы. Определите в каждом случае вид придаточного.
1. [ … ], (когда …).
2. (Пока …), [ … ].
3. [ … , (когда …), …]
4. [ … сущ. ], (когда …).
5. [ …, (куда …), … ].
6. [ … глаг.], (когда …).
Вариант II.
— Составьте и запишите СПП, соответствующие данной синтаксической модели. Что является общим для всех этих предложений? Сделайте вывод.
[Там, туда, оттуда], (союзные слова: где, куда, откуда).
Вариант III.
— Закончите каждое предложение, определите вид придаточного.
Собравшимся сказали, что …
Собравшимся сказали, чтобы …
Собравшимся сказали, будто …
Собравшимся сказали, где …
Собравшимся сказали, куда …
Собравшимся сказали, почему …
Собравшимся сказали, сколько …
(Проверка самостоятельной работы осуществляется в классе.)
3. Графический диктант.
— Составить схемы предложений, в которых, кроме придаточных, следует выделить обособленные определения и обстоятельства.
Пока я еще соображал, в какую сторону пойти, глазам моим внезапно представился низкий шалаш возле огня, засеянного горохом. (И.Тургенев) Пошевеливая ушами, животные чутко улавливают изредка доносившиеся до них голоса и, вздрогнув кожей, замерли, когда на том берегу появилась машина. (Ч.Айтматов) После экзаменов мы подождали, пока инспектор объявит нам отметки, и, обрадованные тем, что никто не провалился, шумно вырвались на улицу. (К.Паустовский) Слезы у него были на глазах, когда он сказал это, и рука, которую он протянул Володе, бывшему в это время в другом конце комнаты, я заметил немного дрожала. (Л.Толстой) Я никогда не забуду того ужаса и восторга, какие я испытывал, когда парус, надувшись, накренил шлюпку так низко, что вода поднялась до уровня борта. (К.Паустовский)
V. Итог урока.
VI. Домашнее задание.
— Используя данную схему, составьте и запишите предложения. Докажите, что они иллюстрируют один вид СПП. Какой?
[Там, туда, оттуда], (союзные слова: где, куда, откуда).
VII. Рефлексия.