Конспект урока русского языка в 11 классе
«Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Цели:
— закрепить умение определять структуру СПП;
— учить расставлять знаки препинания;
— закреплять навыки правописания;
— воспитывать любовь к русскому языку, стремление к совершенствованию своей речевой практики.
Вид деятельности: коллективная, групповая.
I. Орг. момент.
Приветствие учащихся.
Организация рабочей обстановки.
Психологический настрой.
II. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
— Зачитайте предложения, которые вы составили по схемам, охарактеризуйте их.
1) [ — , (что =), = ].
2) [ — = ], (чтоб — , прич.об., = ).
3) [ — = ], (где = — ).
— Охарактеризуйте группы сложноподчиненных предложений.
Повторение ранее изученного материала.
Осложненное списывание.
— Выпишите СПП с придаточными изъяснительными. Вставьте пропущенные орфограммы, расставьте запятые.
1) В лучах росистых в лучах зеленых теч…т реч…нка что мне мила. (Ф.Фатьянов) 2) Один только старич…к священник был несомненно убежден что он делает очень полезное важное дело. (Л.Толстой) 3) Вмиг по речи те спознали что царевну принимали усадили в уголок подносили пирожок. (А.Пушкин)
— Какие предложения выписали? Почему?
(Ответы учащихся.)
Делают выводы:
Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют слова главной части СПП. Лексическое значение этих слов таково, что они нуждаются в дополнительном разъяснении: подумал – о чем? жду – чего? вижу – что и т.п.
Ты говоришь, что опять теплой дождемся весны.
Без придаточного изъяснительного такие предложения были бы неполными, незаконченными в смысловом и грамматическом отношении:
Я считаю…
Мы с другом условились…
По внешнему виду можно предположить…
Придаточные изъяснительные присоединяются к главной части при помощи:
а) союзов (что, как, будто, чтобы, ли);
б) союзных слов (что, как, сколько, зачем, когда, куда, почему).
Многие СПП с придаточными изъяснительными имеют в своем составе указательные слова, которые чаще всего выражены указательными местоимениями тот, то. В некоторых случаях такое местоимение выполняет в предложении особую роль и его нельзя изъять:
Дело тут не в отдельных словах, а в том, что они вместе как нельзя лучше доносят до нас разговорную, рассыпчатую русскую речь. (С.Маршак)
III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков.
1. Комментированное письмо.
— Определите, где что присоединяет придаточное определительное, а где – изъяснительное. В каких предложениях что является союзом, а в каких союзным словом? Помните, что в придаточном определительном что можно заменить словом который. Расставьте знаки препинания.
1) Деревня что виднеется вдали построена заново. Известие что эта деревня отстроена заново меня обрадовало.
2) Сведения что были получены при допросе пленного были очень важны. Сведения что Пугачев занял несколько крепостей оказались верными.
3) Известие что гости приедут сегодня застали хозяйку врасплох. Известие что привез староста всех огорчило.
4) Мысль что завтра я навсегда покину родные места угнетала меня. Мысль что высказал Сергей была спорной.
5) Объявление что завтра будет субботник вывесили заранее. Объявление что сообщало о субботнике вывесили заранее.
— Запомните! Использование в одном и том же предложении союза и частицы ли недопустимо, т.к. частица ли выполняет роль союза. Нельзя сказать: Мы долго выясняли, что прибудет ли сегодня поезд.
2. Редактирование предложений.
— Исправьте стилистические ошибки в следующих предложениях:
1) Он спросил, что долго ли художник работал над картиной и о чем в них хотел рассказать.
2) Алеша спросил, что сплю ли я или хочу ли слушать его рассказ.
— Определите, в каком из данных предложений то является лишним, а где его недостает.
1) Николай сказал, что должен был сказать для примирения рассорившихся друзей.
2) Командир разъяснил, что бойцы должны были сделать.
3) Я знал, что брат придет завтра.
4) Я никак не мог решиться сказать матери то, что задумал уехать.
5) Она поняла то, что за человек он был.
6) Лектор говорил, что всем было известно.
7) Читая первые главы «Евгения Онегина» мы уже узнаем то, почему Онегин становится «эгоистом поневоле».
3. Графический диктант.
1) Он не сообщил, приедет ли сегодня, и мы не были уверены, вернется ли он вообще. 2) Любке сказали, чтобы она подумала, не лучше ли ей сознаться, и отпустили в камеру. 3) На снегу было много старых следов, только неизвестно было, ушел ли тигр на охоту сам или это мы спугнули его. 4) Пограничник должен был узнать, много ли нарушителей перешло границу и как глубоко в тыл они успели зайти. 5) Скажи, что ты читаешь, и я скажу, кто ты. 6) Здесь смеялись мало, и не всегда было ясно, над чем смеются. 7) Няню Пушкина стали спрашивать, был ли обыск и взяли ли какие-нибудь бумаги.
IV. Итог урока.
— В чем разница между придаточными изъяснительными и придаточными определительными?
— При помощи чего придаточное изъяснительное присоединяется к главному предложению?
V. Домашнее задание.
— Закончите предложения придаточными изъяснительными.
Я давно знал, где…
Я давно знал, куда…
Я давно знал, откуда…
Я давно знал, что…
Я давно знал, когда…
Я давно знал, сколько…
Я давно знал, какой…
VI. Рефлексия.
Притча «Бабочка».
Однажды в коконе появилась маленькая щель. Случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выбраться бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель была все такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вылетела. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Но ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла взлететь.
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы стать такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.