Открытый урок русского языка во 2б классе.

Проведен 25 марта 2013г. по учебнику В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого.

Учитель: Нуржанова Наталия Викторовна.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран для показа презентации в Power Point, подготовленной самим учителем. Предметные картинки: яблоко, морковь, капуста, свекла, лиса, волк, медведь, сурок, барсук. Картина с изображением зимы. Карточки для самостоятельной работы, карточка с упражнением. Памятка «имя прилагательное», разработанная учителем, схема разбора предложения. Презентация в Power Point для физминутки.

Тема. Смысловое значение имен прилагательных.

Задачи.

1. Развитие:

1.1 коммуникативных (речевых) навыков по теме «Смысловое значение имен прилагательных».

1.2 мышления, образного воображения.

1.3 внимания, памяти.

2. Контроль лексического значения слова: существительное + прилагательное.

Воспитательно – образовательные аспекты:

  1. Развивающий аспект: развитие навыков самостоятельной и парной работы, способности к логическому изложению своего высказывания;

  2. Воспитательный аспект: воспитывать культуру труда;

  3. Социальный аспект: интерес к здоровому образу жизни каждого ученика;

  4. Учебный аспект:

    1. Познакомить со словами, обозначающими признаки предмета;

    2. Формировать умение ставить вопрос к данным словам;

    3. Формировать умение конструировать и использовать в речи распространенные предложения

Тип урока: изучение нового материала.

Современные образовательные технологии: технология проблемно – диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, применение ИКТ.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

— Учитель. Добрый день,

Добрый час.

Как я рада видеть вас!

Встали ровненько, красиво.

Посмотрю – ка, я на вас

Ах, какой красивый класс!

Учитель. Ребята, поздоровайтесь с гостями. Тихо сели откройте тетради, запишите число, классная работа. (Слайд 1).

  1. Минутка чистописания.

    1. Письмо в тетради. (Слайд 2).

Учитель. Дайте характеристику звуку [з].

2.2 Работа над пословицей. (Слайд 3).

В здоровом теле – здоровый дух.

Учитель. Как вы понимаете смысл данной пословицы?

Учитель. Ребята, если мы здоровы, то у нас хорошее настроение. Мы веселы, всем довольны. У нас есть желание работать, что – то делать, быть активными, полезными.

  1. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей.

(На доске слова на карточках).

яблоко, груша, спелое, морковь, капуста, апельсин

Учитель. Прочитайте слова. Найдите лишнее слово. А все остальное, что это?

Учитель. Поставьте вопрос к этим словам. Что обозначают слова, отвечающие на вопрос что? Приведите примеры.

Учитель. Что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто? Приведите примеры.

Учитель. Как называются слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? и обозначающие предмет?

Учитель. Поставьте вопрос к лишнему слову. Что оно обозначает? О таких словах мы сегодня и поговорим.

Учитель. К какому из данных слов оно подходит?

Учитель. Продолжите описывать яблоко. (Слайд 4).

Учитель. Какое вкусное яблоко у нас получилось. Ребята, для чего нужно кушать фрукты и овощи?

Учитель. Чтобы нам не болеть, нужно кушать овощи и фрукты, которые содержат большое количество витаминов, необходимых нам, чтобы быть здоровыми и умными. А в зимнее время защищают нас от простуды.

  1. Работа по теме урока.

Учитель. Мы подкрепились витаминами, и я предлагаю отправиться на прогулку в лес.

4.1 Работа по картине. (Слайд 5).

Учитель. Рассмотрите картину. Что на ней изображено?

Учитель. Мы с вами оказались в зимнем лесу.

Учитель. Какая сосна?

Учитель. Какой снег?

Учитель. Какое небо? (Слайд 6).

Учитель. Слова: сосна, снег, небо, на какой вопрос отвечают? Значит, что обозначают? (Слайд 7).

Учитель. У каждого предмета есть признаки, по которым и различаются предметы между собой.

Учитель. Мы сказали, что сосна высокая, стройная, зеленая. Поставьте вопрос к данным словам. (Аналогичная работа со словами снег, небо).

Учитель. Подберите слова противоположные по смыслу. Следы маленькие, снег белый, ели высокие.

4.2 Работа над развитием лексического запаса слов. (Слайд 8).

Учитель. Кто может сказать, как называются такие слова «противоположные по смыслу»? (Возможно, кто–то из детей сможет назвать, что это антонимы).

Следы маленькие

большие

Снег белый

черный, грязный

Ели высокие

низкие

Учитель. Слова, обозначающие признаки предметов, отвечающие на вопросы какой? Какая? Какое? Какие – это имена прилагательные. Слова, обозначающие признаки предметов подчеркиваются волнистой линией.

4.3 Работа над правилом.

Учитель. Откройте учебники на странице 86.

Учитель. Прочитайте правило на странице 86.

Учитель. Даю минуту, чтобы запомнить.

Учитель. Что называют имена прилагательные?

Учитель. На какие вопросы отвечают? Приведите свои примеры.

    1. Задание на карточках.

Учитель. Наша прогулка продолжается. Узнать, кого мы можем встретить в лесу, нам поможет задание. (Карточка сложена пополам, работают над левой стороной, правая – закрыта).

У него уши

хвост, шерсть

У него длинные уши,

короткий хвост.

Летом шерсть серая,

зимой — белая.

Учитель. Прочитайте часть, которая открыта. Вам понятно, о ком идет речь? (Слайд 9).

Учитель. Откройте справа. Кто нам встретился в лесу? (Слайд 10).

Учитель. Сравните предложение слева и справа. Чем похожи предложения? Чем отличаются? Докажите, что справа это текст. Определите его вид.

Учитель. Прочитайте слова, которые помогли догадаться о ком идет речь. Для чего нужны эти слова?

Учитель. Поставьте к ним вопросы. На какие вопросы отвечают?

Учитель. Выполните задание. Спишите текст, который справа. Подчеркните волнистой линией слова, которые обозначают признаки.

Учитель. Прочитайте предложение. Назовите слова, которые подчеркнули.

4.5 Письмо под диктовку.

Учитель. Запишем с красной строки предложение. (Запись под диктовку).

Трусливый заяц сидел на пеньке.

Учитель. Найдите орфограммы, трудные места в словах и назовите на какие правила.

Учитель. Найдем главные члены предложения.

Учитель. Ребята, мы уже сказали, что признаки предметов в предложении подчеркиваются волнистой чертой и являются второстепенном членом предложения.

Кто? Что? Что делает?

Какой?

Учитель. Посмотрите на памятку. Она вам поможет ставить вопрос и находить члены предложения.

  1. Физминутка. (Презентация Power Point).

  2. Закрепление.

1)Определение предмета по признакам.

Учитель. Мы продолжаем наши прогулку. Вы должны по признакам догадаться о ком идет речь. Серый, хищный, жадный…(Слай11).

Учитель. Рыжая, хитрая, ловкая… (Слайд 12).

Учитель. Косолапый, большой, неуклюжий… (Слайд 13).

Учитель. Ребята, а кого из названных животных мы не встретим в зимнем лесу? Почему?

Учитель. А кто еще из животных ложится в спячку на зиму? (Слайд 14, 15).

Учитель. Наша прогулка подошла к концу. Мы с вами подышали свежим воздухом, что очень полезно для здоровья. А теперь давай подкрепим наши силы.

2)Самостоятельная работа по вариантам.

Учитель. В тексте, который лежит у вас на партах, найдите и подчеркните слова обозначающие признаки. Как будем подчеркивать?

  1. Вариант.

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою,

Яблоко я полам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

( Я. Аким.)

  1. Вариант.

Мой Желтый,

Весёлый Красный,

Звонкий Голубой,

Мяч, Не угнаться

Ты куда За тобой!…

Помчался

Вскачь? ( С. Маршак.)

(проверка)

Учитель. Назовите слова, которые подчеркнули.

3)Загадки.

Учитель. Ребята, как вы думаете, в каком жанре УНТ чаще всего встречается много прилагательных?

Учитель. Вам подсказка: они помогают узнать нам, о ком идет речь.

Учитель. Конечно, в загадках. И я вам предлагаю отгадать загадки.

Сто одежек и все без застежек? (Слайд 16).

Летом – в огороде,

Свежая зеленая,

А зимой в бочке,

Крепкие соленые. (Слайд 17).

  1. Итог урока.

Учитель. Как называются слова, обозначающие признаки предмета?

Учитель. На какие вопросы отвечают?

Учитель. Для чего нужны имена прилагательные?

  1. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель. Что нового узнали на уроке? Что вам особенно понравилось на уроке? Какие трудности возникли?

  1. Домашнее задание. (Слайд 18).

Упр. 150, правило страница 87.

(Слайд 19).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here